Voyager | О сценарии «Выжившего» Алехандро Иньярриту
В наши дни жанр вестерна считается одним из наиболее рискованных в Голливуде – коммерческие успешные вестерны последних лет можно пересчитать по пальцам и потому, чтобы запустить подобный проект в производство требуются годы, а порой и десятилетия. Фильм «Выживший», который выйдет на экраны в конце декабря не является исключением. Его первый сценарий был написан в далеком 2001 году на основе на тот момент еще неизданного одноименного романа. Режиссером проекта в те времена был Пак Чхан Ук, а на главную роль примерялся Сэмюэл Л. Джексон.
Но с таким составом фильм так и не сдвинулся с мертвой точки. Помариновавшись в производственном аду с десяток лет и поменяв нескольких режиссеров и исполнителей ролей (одно время главного героя мог сыграть Кристиан Бэйл) проект ожил лишь тогда, когда им занялся Алехандро Гонсалес Иньярриту. Но и ему потребовалось несколько лет чтобы наконец начать съемки – за это время Иньярриту успел снять «Бердмэна», который принес в этом году аж три Оскара, а также основательно переписать сценарий картины.
Итак, действие датированного февралем 2014 года 97-страничного сценария Инярриту разворачивается в начале 1820-х годов в Скалистых горах. Сюжет рассказывает об отряде заготовителей пушнины, на лагерь которых нападают индейцы племени арикара. В живых остается лишь несколько человек, которым удается спастись на лодке, В числе них находится и наш главный герой – следопыт Хью Гласс, а также его приемный индейский сын Хоук. Также среди выживших находятся командующий отрядом молодой капитан Генри и охотник Джон Фицджеральд. Фицджеральд предлагает попытаться добраться на лодке до форта Юнион, что позволит выиграть время и сберечь добытые ими меха, однако капитан Генри принимает решение последовать совету Гласса, бросить лодку, избавиться от добычи и отправиться к форту пешком по обходной тропе, чтобы избежать встречи с арикара. Это решение усиливает давнюю неприязнь Фицджеральда к Глассу и между ними происходит стычка.
И вот, в пути на Гласса нападает медведица-гризли. Каким-то непостижимым образом Глассу удается убить гризли, но зверь практически растерзывает героя – на нем не остается живого места, и его скорая смерть просто неминуема. Капитан Генри сталкивается с выбором: надо идти дальше, но он не может просто оставить товарища умирать – и тогда он предлагает деньги тому, кто останется с ним, будет ухаживать до конца и затем похоронит. Помимо приемного сына Гласса, на это вызывается еще два человека включая Фицджеральда. Однако Гласс не собирается просто так умирать – шутка ли, этот человек убил ножом гризли. И чем больше проходит времени, тем больше усиливается паранойя Фицджеральда, который боится что их вот-вот выследят арикара. И вот, в тот момент когда он решает ускорить кончину Гласса, это видит его приемный сын – в результате Фицджеральд убивает его, затем говорит компаньону что на них напали индейцы, после чего подбивает его убежать. Что же касается Гласса, то Фицджеральд сталкивает его в заранее выкопанную могилу, забирая все оружие и припасы.
Ненависть и жажда мести буквально возвращают жизнь в Гласса. Гниющий заживо, со сломанной ногой, истерзанной спиной, дырой в горле из-за которой он не может ни говорить ни есть, Гласс во что бы то ни стало найдет и отомстит Фицджеральду - и на этом пути его не остановит никто и ничто.
С драматургической точки зрения, сценарий «Выжившего» не может похвастаться особыми наворотами. Это классическая история про героя, который вопреки всему выжил и теперь хочет поквитаться с человеком, который лишил его всего. Но просто это не значит плохо. Мы видим, что случилось с героем, в каком состоянии он пребывает и что поддерживает в нем жизнь, и хотим, чтобы у него все получилось. А на протяжении истории Гласс совершает массу отчаянных вещей, чтобы выжить – например прижигает горло порохом, достает внутренности и затем забирается внутрь мертвой лошади, чтобы пережить мороз и т.д. Эта роль в первую очередь предполагает, чтобы актер показывал свое состояние действиями, а не рассказывал про него - большую часть сценария Гласс не может говорить из-за травмы горла, да и в остальных сценах он мягко говоря не красноречив. В любом случае, в талантах и возможности Леонардо ДиКаприо убедительно сыграть такую роль сомневаться не приходится.
Вообще сценарий отличается весьма изрядной долей натуралистичности и предполагает массу весьма жестких сцен с отрезаниями различных частей тела и гениталий, снимая скальпов, операций в полевых условиях и прочих подобных вещей. Хотя конечно в сюжете имеется несколько достаточно очевидных роялей, но мне почему-то кажется что исходя из общей брутальности, актерского состава и операторской работы, на них скорее всего не обратят внимание. Иньярриту снова работает с Эммануэлем Любецки (надеюсь, не нужно рассказывать кто это), и пускай в отличии от «Бердмана» снять «Выжившего» без видимых монтажных склеек не получится, ибо нам параллельно показывают две сюжетные линии Гласса и Фицджеральда, тизер-трейлер ясно дает понять что мы вправе рассчитывать на его фирменный полудокументальный стиль с длинными сценами, создающими великолепный эффект присутствия.
Фильм кстати снимали почти в хронологическом порядке и при использовании лишь естественного освещения.
Так что исходя из сценария у меня практически нет сомнений, что картина получится. Это простая и суровая история и в ней все ингридиенты для того, чтобы все сработало как надо. Пожалуй, стоит поставить себе на календаре кинопремьер отметку.
Правда во всем этой бочке меда есть и ложка дегтя - судя по рассказам, на производственной площадке фильма творится настоящий ад: съемки должны были завершиться еще в марте, однако концовка до сих пор (!) не отснята. Сообщается что ее доснимут лишь в августе, что кстати очень странно, ибо в тизере есть кусок финальной сцены, и мне не совсем понятно почему вместе с ней не было снято все остальное - разве что финал решили полностью переиграть.
Проблемы главным образом связаны с желанием Иньярриту снимать все вживую - съемки изначально проходили в Канаде, однако меняющаяся погода неоднократно вносила в них коррективы. Когда нужен был снег, его не было, а когда нужно было снимать эпизод разворачивающийся осенью, грянули сильные морозы, которые весьма осложнили жизнь киношникам. Некоторые члены съемочный группы и даже один из продюсеров Джеймс Скотчдопоул не вытерпев производственных тягот вообще ушли из проекта. Сейчас например съмочная группа отправилась в Аргентину, чтобы доснимать эпизоды в которых будет необходим снег.
Помимо того, что фильм еще не снят, вызывает вопрос его бюджет - изначально он составлял 60 миллионов долларов, что исходя из сценария выглядело вполне разумной суммой. Сейчас из-за всех этих досъемок и увольнений он вырос до 95 миллионов долларов. Говорят, что Иньярриту весьма сильно поднял размах батальных сцен: в сценарии в начальной битве 20 добытчиков сражались с 30 индейцами, во время съемок же количество индейцев увеличилось до 200, так что сцену снимали две недели, что сразу поломало весь съемочный график. Так что поговаривают, что итоговый бюджет картины может составить 135 миллионов долларов, что мягко говоря не очень хорошо, ибо это явно не та история, на которую нужны такие большие деньги. Конечно, большой бюджет не ухудшит фильм (если только студия не настоит на том, чтобы вырезать из него всю жесть) - но тогда у него возникнут очень и очень большие проблемы с окупаемостью. А мне не хотелось бы, чтобы «Выживший» провалился.
В завершение ко всему вышесказанному, добавлю еще пару слов про раннюю версию сценария «Выжившего» Марка Смита и Акивы Голдсмана датированную 2007 годом и ее ключевые отличия от версии Иньярриту.
1). Главный герой в ранней версии сценария был черным, что конечно очень забавно. Если кто не знает, то Хью Гласс это реальная историческая фигура, как и факт его невероятного выживания. Правда в той же реальности до мести и перестрелок дело не дошло, ибо Фицджеральд к моменту возвращения Гласса из мертвых успел записаться в американскую армию – и разбираться с ним было чревато, так что Гласс просто забрал у него свою винтовку. Как бы то ни было, исторический Гласс разумеется был белым. И мне конечно интересно, если в Голливуде сейчас кто-то захочет снять фильм про исторического черного деятеля, но решит отдать его роль белому актеру – сколько раз режиссера и сценариста назовут расистами?
Да, может ДиКаприо и не брат-близнец реального Гласса, но просто представьте что на этом месте мог быть Сэмюэл Л. Джексон
2) Вариант 2007 года был куда менее жестким и не таким динамичным. Обычно по мере работы над сценарием он наоборот, становится более дружелюбным для зрителя – а тут вот такое неожиданное исключение.
3) В версии 2007 года у Гласса не было приемного сына. Конечно, в реальности его тоже не было – но с точки зрения построения истории Иньяритту правильно поступил, добавив его в сюжет. Одно дело, если умирающего героя бросили по сути незнакомые ему люди (уж точно не друзья), и другое дело когда они бросили его и еще убили близкого ему человека. А чем более понятна и близка зрителю мотивация персонажа, тем скорее он проникнется его состоянием, и тем лучше будет воспринят им фильм.
4) Ну и наконец, персонаж Фицджеральда в этой ранней версии был более схематично прописан. Хотя и в версии Иньярриту он честно говоря тоже так и не приобрел какой-то неоднозначности – в нем нет ни одной положительной черты, так что и возможности посопереживать сразу двум персонажам у нас нет: это единоличная история мести Гласса. Разве что Том Харди привнес в этот образ какие-то дополнительные черты от себя – хотя данная история в общем-то вполне спокойно может обойтись и без этого.