Voyager | О сценарии «Боги Египта»
Давным давно Алекс Пройас снял два моих любимых фильма 1990-х – «Ворон» и «Темный город». Затем был пускай и имеющий мало общего с оригиналом, но все равно приятный блокбастер «Я - робот» и достаточно странное «Знамение». Следующим проектом Пройаса должна была стать экранизация поэмы «Потерянный рай» (я подробно писал об этом проекте) которая в последний момент была зарублена студией.
Примерно через полгода после этого прискорбного события Пройас нашел себе другой фильм – а именно, «Боги Египта». И я в принципе могу понять, почему он решил выбрать его: с одной стороны, его тематика отчасти близка «Потерянному раю» (я бы сказал эдакая лайт-версия), а с другой сам Пройас родился в Египте, где провел первые три года своей жизни. Съемки фильма проходили в прошлом году в Австралии, в настоящий момент премьера «Богов» намечена на апрель 2016 года. Ну а пока у нас нет ни трейлера, ни официальных кадров можно составить первое впечатление о данном проекте по раннему сценарию Мэтта Сазама и Берка Шарплесса датированному 20.01.2012 года.
Действие придуманного ими сюжета разворачивается в Древнем Египте во времена, когда он представлял из себя покрытую лесами страну, а боги жили на Земле вместе с обычными людьми. Однажды, коварный бог Сет (его играет Джерард Батлер) убивает своего брата Осириса, который до этого правил Египтом и занимает его трон. Сын Осириса по имени Хор (или Гор – я в разных источниках видел разные варианты описания) в исполнении Николая Костера-Вальдау, который отличается повышенной вспыльчивостью и при жизни не слишком ладил со своим отцом решает отомстить и убить Сета.
Параллельно с этой историей нам представляют обычного человека по имени Бек. Ну, не совсем обычного, ибо он лучший вор во всем Египте. Во время празднования годовщины убийства Осириса он планируется обокрасть храм Сета и на полученные деньги выкупить из рабства любовь всей своей жизни. Именно на этом праздновании Хор и устраивает покушение. Следует эпическая схватка между ним и Сетом, которую наш первый древнеегипетский мститель проигрывает. В довершение ко всем бедам он в буквальном теряет свои глаза – один глаз Сет прячет в хранилище, другой прикрепляет к своим доспехам, благодаря чему становится еще сильнее. Разумеется, как и положено недолекому злодею из блокбастера, Сет решает оставить ослепленному Гору жизнь.
Тем временем Бек, который несмотря на схватку богов успешно провернул свое ограбление, узнает что на его подругу уже наложили чары, из-за которых она никогда не сможет выйти за пределы врат святилища Сета. Через три дня, когда строительство святилища будет завершено, она и все остальные рабы будут навеки замурованы в его катакомбах. Так что теперь единственный способ для героя спасти возлюбленную – это убить Сета, после чего чары рассеются. Однако смертному не дано убивать богов – это может сделать лишь другой бог. Так что Беку приходится объединить силы с Хором в надежде, что тот сможет свершить свою месть.
В принципе, ранний сценарий «Богов Египта» представляют собой достаточно причудливую смесь из бадди-муви, «11 друзей Оушена», «Битвы Титанов» и «Индианы Джонса». Тут есть и взаимодействие надменного бога и обычного человека которым приходится терпеть друг друга чтобы добиться общей цели, и прохождение различных изощренных ловушек чтобы добраться до нужного артефакта, ну а под конец герои собирают с собой небольшую команду которая помогает им проходить различные испытания во время своего странствия.
Если честно, я даже не уверен, хорошо такое многообразие или плохо – ибо в подобных случаях частенько оказывается, что студия в итоге не понимает, что именно она наснимала и как правильно продвигать фильм что затем чревато итоговым финансовым провалом (как вот например недавняя «Земля будущего» снятая непонятно для какой аудитории). А с учетом того, что бюджет картины составляет 150 миллионов, в ней не задействовано особых звезд первой величины, она не является частью какой-либо франшизы и прискорбных сборов предыдущего фильма где был Древний Египет и религия (речь об «Исходе») перспективы «Богов» в прокате отнюдь не выглядят впечатляюще.
Возвращаясь к сценарию отмечу что в нем есть несколько потенциально весьма интересных с визуальной точки зрения сцен: например парящая в небесах летающая лодка бога Ра (его судя по IMDB сыграл Джеффри Раш), к которой огромной цепью привязано Солнце (Ра управляет его движением и каждую ночь сражается с гигантским змеем Апофисом). Или внутренности пирамиды Сета, которая сделана из постоянного перемещающегося песка и описывается как нечто в стиле архитектуры Эшера. Мне всегда нравилось, как Пройас визуально выстраивал свои фильмы – так что если все это не было вычеркнуто из сценария, мне будет интересно взглянуть, как он смог реализовать подобные моменты.
Самое слабое что есть в данном сценарии – это пожалуй его общая предсказуемость. После того, как правила и персонажи установлены, действие движется по проторенной большим количеством фильмов дорожке – если в паре мест и кажется, что дальше все пойдет не так, как обычно, то авторы достаточно быстро все сводят на тропинку проверенных штампов. И это далеко не самый лучший знак для проекта, ибо можно выдавать какую угодно сюжетную халтуру когда у тебя есть известный заголовок и при этом стабильно получать прибыль – но когда этого бонуса нет, то позиционирование фильма и сарафан играет куда большую роль, чем обычно. Маркетинг дает первый уик-энд, а сарафан обеспечивает фильму стойкость в прокате и позволяет собрать сумму необходимую для окупаемости. Даже если есть хороший визуальный ряд, должно быть что-то еще, что привлечет внимание публики и заставит ее сходить на данный фильм.
Конечно, в прочитанном сценарии «Богов Египта» хватает экшна и масштабных сцен, но при всей своей любви к Пройаса я как-то слабо представляю, что из него он каким-то образом получит «Аватар». Мне понравились некоторые образы, но сама история оставила в целом равнодушным – а это прямой путь к одноразовому блокбастеру.
С другой стороны, между прочитанным мной сценарием и началом съемок лежит промежуток в два года. Я знаю случаи, когда за подобное время сценарий полностью менялся и от начального сюжета оставалась лишь общая концепция. Я знаю случаи, когда студии и режиссеру бывало настолько плевать на сюжет, что в сценарии не менялось практически ничего. К чему ближе «Боги Египта» вероятно станет понятно, когда нам представят первые кадры и трейлер проекта. Лично я все же надеюсь, что Пройас взялся за них не из-за отсутствия другой работы, а потому что у него есть свое интересное видение истории, которое он сможет реализовать.