Voyager | Каким был начальный сценарий «Скалы»
Квентин Тарантино, Аарон Соркин и Джонатан Хенсли участвовали в написании сценария этого фильма, но не один из них не был указан в титрах. Главную роль предложили Арнольду Шварценеггеру, но он отказался, о чем впоследствии долго жалел. Да, это все относится к вышедшей в 1996 году «Скале». Я люблю этот боевик, но признаться никогда не думал, что буду про него писать. Но как-то на глаза мне попалась ранняя версия его сценария, датированная 16 января 1995 года. Пролистнув ради интереса скрипт я с удивлением понял, что кроме пары имен и места действия, все остальное в нем как-то весьма слабо напоминает итоговый фильм. Так что мне захотелось детальнее ознакомиться с ней.
В открывающей сцене нас знакомили с главным героем – заведующим лабораторией ФБР по обезвреживанию химического оружия Стэнли Гудспидом. Во время осмотра одной из подозрительных посылок происходит ЧП, в ходе которого погибает один из его подчиненных. После этого Гудспид решает перевестись на другое место службы – благо его отец, большая шишка в ВВС, хочет чтобы сын сидел не в лаборатории а был полевым агентом.
Тем временем, банда террористов - морпехов во главе с неким Стайтсом захватывает бывшую тюрьму Алькатрас и берет в заложники группу туристов. В ходе невероятно мощного сюжетного твиста выясняется, что в 1960-е годы там было спрятано химическое оружие для защиты от коммунистов про которое судя по всему все забыли (ну, сами понимаете, обычная история). Отец Стайтса когда-то работал с этим оружием и умер от рака. После того, как правительство не стало выплачивать его семье компенсацию, отказавшись признать существование химического оружия, сын решил захватить Алькатрас и потребовать выкуп, угрожая обстрелять Сан-Франциско снарядами с ядовитым газом из самодельных мортир, смонтированных им на острове. Стайтс в этой версии не имеет ничего общего с генералом Хаммелом – это достаточно безликий злодей, который с легкостью убивает как заложников, так и своих сослуживцев, лишь бы получить свои деньги.
Наконец, мы знакомимся с нашим вторым героем – Джоном Мейсоном, который некогда совершил побег из Алькатраса. Этот ранний Мейсон также имеет мало общего с итоговым: в сценарии он описывается как мускулистый человек возрастом около 50 лет, которого некогда посадили за ограбление почты, а после нескольких побегов докинули еще так годков пятьдесят тюремного срока. Кроме таланта всевозможных побегов и любви к чтению биографий великих людей, в нем нет ничего особо примечательного.
В этой версии, вместо отправки на Алькатрас команды морских котиков, власти решают отправить туда одного Гудспида, который, как и в итоговом фильме, никогда не был в бою и не рад такой перспективе. Следующие 70 страниц в сценарии не происходит ничего особого. Стайтс убивает пару заложников и снаряжает бомбы, Гудспид пытается заставить Мейсона сотрудничать и рассказать ему как проникнуть на остров, а тому почти удается сбежать (совсем не так зрелищно как в фильме). В конце концов, Гудспид убеждает начальство, что в одиночку ему никак не справиться и с ним следует отправить Мейсона. Однако Мейсон отказывается идти, и соглашается, лишь когда ему выдают липовую бумагу о помиловании (хотя я так и не понял, что мешало дать ему настоящую – ведь в этом сценарии он же обычный преступник который уже отсидел 30 лет, а не бывший агент 007).
Лишь на 90-й странице герои наконец попадают на Альктрас. Я кстати отчетливо представляю, как бедный Майкл Бэй страдал, читая этот сценарий – ведь просто представьте себе, что до 90-й из 141 страниц (т.е. 90-й минуты потенциального фильма) в нем толком ничего не происходит - нет особого экшна, взрывов, перестрелок и погонь. Экшн начинается лишь по прибытии на остров, но опять же он куда скромнее чем в фильме. Обезвреживание химического оружия в этой версии тоже выглядело мягко говоря странно – Гудспид минирует почти все снаряды, чтобы террористы не могли сдвинуть их с места, а еще одну бомбу бросает в мусоросжигатель. Т.е. опять же, в чем был смысл посылать именно его, когда тоже самое мог бы сделать любой спецназовец, я так и не понял.
В финале Мейсона ударяют ножом в спину, после чего как бы «умирает» (но в финале понятное дело оказывается, что он выжил и скрытлся), Стайтс пытается выстрелить по городу, но Гудспид сдвигает мортиру и снаряд улетает в океан, после чего засовывает злодею в рот ядовитый шарик и колет себе в сердце атропин. Остальные террористы, увидев выстрел снарядом и поняв, что их командир сбрендил, пытаются дезертировать на вертолете, но их быстро сбивают. А, ну еще одна великолепный сюжетный поворот, про который не возможно не упомяуть. Ближе к финалу отчаявшиеся власти решают выплатить террористам выкуп, но из-за плохой погоды самолет с бриллиантами… просто разбивается при посадке из-за тумана.
Примерно такой сценарий (он еще не был дописан до конца и содержал в себе множество исправлений от руки) вручили Шварценеггеру. Сам Арни в одном из интервью упомянул про то, что ему предложили сниматься в «Скале», но сказал что ему предлагали роль Гудспида. Это очень странно, так как и по фактуре и по возрасту ему подходила роль Мейсона, которая на мой взгляд собственно говоря и прописывалась под него. Уж не знаю, то ли Шварц что-то напутал по старости, то ли была написана еще одна версия где Гудспид был крутым парнем, но в любом случае сценарий ему не понравился и он отказался от роли, о чем потом долго жалел.
Но с другой стороны, прочитав данную версию я могу понять его скептицизм – начальный сценарий был откровенно затянутым и содержал в себе массу нелепых сюжетных ходов. Даже интересно, чем же он так зацепил Дона Симпсона и Джерри Брукхаймера, что они решили дать ему зеленый свет?
Как бы то ни было, для дальнейшей работы над сюжетом продюсерами было выписано несколько бригад сценарных докторов, в число которых вошли упомянутые вначале Квентин Тарантино (помогавший с диалогами), Аарон Сорки и Джонатан Хенсли, а также еще несколько авторов. Хенсли внес наибольший вклад, написав последнюю съемочную версию сценария. Пару своих сценаристов привел и Шон Коннери. Они заново написали практически все диалоги Мейсона. Если не ошибаюсь, из начального срипта в фильм попала лишь реплика «секреты ремесла». Ну а выбор актера помог предумать его персонажу куда более интересную предысторию "пойманного" Джеймса Бонда, чем обычного зека мастера по побегам.
Персонажа генерала Хаммела придумал Дон Симпсон – на это его вдохновил просмотр передачи о забытых солдатах погибших в спецоперациях и чтение мемуаров полковника Хэкфорта. Основным вкладом Николаса Кейджа было предложение о том, чтобы его герой не матерился, используя вместо этого всякие сочетания типа «Zeus' Butthole!». Ну а что добавил Майкл Бэй наверно нет смысла объяснять.
Пожалуй, «Скалу» можно назвать одним из лучших примеров того, как команда сценарных докторов может довести до ума не самый вменяемый сюжет, оставив от него лишь общую концепцию. Итоговый фильм куда динамичнее, в чем-то трагичнее, зрелищнее и обладает более интересными персонажами и захватывающими сценами, нежели первый скрипт.
Правда стоит отметить, что по иронии судьбы, из полудюжины людей помогавших довести сценарий до ума, в титры в итоге попал лишь один. Наибольший вклад в переделку скрипта как я уже сказал внес Джонатан Хенсли, который однако не был удостоен упоминания как один из авторов сюжета. В итоге он даже подал на арбитраж в Гильдию сценаристов. Но там посчитали, что он написал менее 50% итогового материала и следовательно согласно существующим правилам не заслуживает права на упоминание в титрах фильмах. Майкл Бэй даже написал открытое письмо, где назвал это решение позором, но это уже ничего не изменило. Уж таковы особенности жанра.