Voyager | «Капитан Блад»: нереализованный голливудский проект из 90-х
В начале 1990-х годов студия Warner Bros. решила сдуть пыль с одного из своих классических тайтлов и поставить новую версию «Капитана Блада». Работы над проектом продолжались несколько лет, однако в итоге так ни к чему и не привели. Фильм сгинул производственном аду, оставив после себя лишь сценарий, над которыми работало как минимум трое весьма известных авторов – Джонатан Хенсли, Фрэнк Дарабонт и Чак Рассел.
Действие написанного ими 123-страничного сценария, датированного 26.10.1994, начиналось в 1685 году во время битвы, в которой войска повстанцев под предводительством принца Вильгельма Оранского сражались с армией короля Якова II. На поле боя мы знакомимся с нашим героем, доктором Питер Бладом. Он спасает раненного принца Вильгельма, которому в итоге удается скрыться от королевских солдат. Блад оказывается менее везуч и вместе с остатками разбитой армии повстанцев попадает в плен. Скорый суд приговаривает Блада к ссылке на Ямайку в качестве раба.
По прибытии на место часть бунтовщиком вместе с Бладом остаются в Порт-Ройале, а часть продается испанцам, после чего их отправляют на прииски в джунглях, условия работы на которых настолько ужасающе, что многие предпочитают им мгновенную смерть. Волею случая, Бладу удается обратить на себя внимание дочери местного губернатора Арабеллы Прескотт. Здоровье губернатора ухудшается с каждым днем, и Арабелла, убедившись во врачебном таланте Блада, поручает тому лечение ее отца. Это приводит в бешенство командующего гарнизоном майора Бишопа, который настойчиво пытается добиться руки Арабеллы, а заодно и занять пост губернатора.
Однако Бишоп не успевает расправиться с Бладом – на остров нападают испанские пираты во главе с наводящим ужас на все Карибское море доном Диего Вальдезом. Захватившие корабль королевского эмиссара испанцы используют его, чтобы скрытно проникнуть в гавань Порт-Ройала, а затем врываются в город. Блад видит в этом свой шанс. Воспользовавшись тем, что солдаты заняты отражением налета, он вместе с другими пленниками устраивает бунт, сбегает из тюрьмы и захватывает корабль испанцев, пока те заняты грабежами (в дальнейшем он переименовывает судно в «Морской ястреб»). В результате, оставшийся без корабля Диего вместе со своими людьми попадает в плен британцев.
Узнав о побеге заключенных, Бишоп отправляет за Бладом военный корабль, однако тот отчаянным маневром берет его на абордаж, а затем топит. Вскоре Блад захватывает британский корабль с грузом золота, после чего отправляется на Тортугу, где рассчитывает нанять людей, чтобы освободить с испанских приисков своих остальных соратников.
Тем временем Бишоп, который желает произвести впечатление на королевского эмиссара и Арабеллу, решает устроить поединок с пленным Диего, одна рука которого прикована кандалами к стене. Это большая ошибка – недолго думая, Диего отсекает себе руку, после чего обретя свободу освобождает своих людей и захватив в качестве заложницы Арабеллу сбегает отправляется на корабле на Тортугу, где он рассчитывает продать дочь губернатора.
На Тортуге Блад и Диего сталкиваются лицом к лицу и сходятся на дуэли, в качестве приза на которой выступает Арабелла. Блад выигрывает, однако прежде чем ему удается отправить Диего на тот свет, местный правитель, французский капитан Левасер прекращает дуэль. Тем не менее, Бладу удается освободить Арабеллу, а также заручиться поддержкой Левасера в деле налета на испанцев.
Вскоре, Блад отправляется спасать своих людей. Со своим отрядом он высаживается в джунглях, после чего они обходным путем пробираются на прииски и начинают их штурм. Однако, в установленное время, Левасер не начинает атаку с моря. Тем не менее Бладу удается спасти своих людей, после чего скрыться от преследующих его испанцев, сплавившись по реке с четырьмя водопадами. Должен сказать, что подобная сцена в практически в таком же исполнении, только с другим заглавным героем, была в другом сценарии Фрэнка Дарабонта – «Индиане Джонсе и городе Богов».
Вернувшись на борт «Морского ястреба», Блад узнает, что Левасер продал его и Арабеллу Бишопу. Бладу в очередной раз удается спастись (интересно, дойди фильм до стадии съемок предложили бы эту роль Брюсу Уиллису?), отбить корабль, после чего он со своей командой отправляется вдогонку за фрегатом Бишопа.
Дойдя до Порт-Ройала, герои обнаруживают, что одержимый жаждой мести Диего собрал флотилию из трех испанских кораблей, которая в данный момент занимается уничтожением города. Обнаружив приближающиеся британские суда, пираты вначале разносит корабль Бишопа, а затем начинает охоту за судном Блада. Путем хитрости, нашему герою удается потопить два испанских корабля, а затем «Морской ястреб» идет на таран флагмана Диего, где и разворачивается финальная схватка, в которой участвуют Блад, Бишоп и Диего, одновременно сражающиеся друг с другом. Разумеется, Бладу в итоге удается выйти из битвы победителем и спасти Арабеллу.
Добравшись до Порт-Ройала, герой узнает что за время их похождений Вильгельм Оранский стал королем Англии и помиловал его и всех других заключенных. Выздоровевший губернатор Прескотт предлагает Бладу занять его пост, и тот разумеется соглашается. Конец.
Должен сказать, что по степени насыщенности различными событиям, данный сценарий определенно вошел бы в число лидеров. После 38-й страницы действие мчится практически без остановки, а локации и различные головокружительные сцены стремительно сменяет друг друга не оставляя места для передышки. В большинстве подобных случаев к финалу обычно начинаешь испытывать усталость от непрерывного калейдоскопа действия – ибо экшн экшном, но никто же не отменял такие забавные мелочи как сюжет, диалоги, развитие персонажей и т.п. Но в случае с «Бладом» как ни странно действие не успевает надоесть – подозреваю, что за счет того, что экшн в сценарии весьма разнообразный. Скрипт начинается с битвы двух армий, затем следует налет на город, захват корабля, сражение двух кораблей, дуэль, партизанская вылазка из джунглей, сплав по водопаду и наконец финальное сражение пяти кораблей и схватка трех заклятых врагов. Ну и поскольку авторы сценария все же не самые последние люди в Голливуде, то надо отдать им должное, описано все весьма технично и хорошо.
Если говорить про героев, то тут все конечно в духе блокбастеров Голливуда – у нас есть благородный и отважный герой с принципами, красивая девушка в беде, наводящий ужас безжалостный злодей №1, вызывающий презрение подлый злодей №2, прикидывается союзником героя лицемерный щлодей №3. По большому счету, этими фразами можно вполне описать данных персонажей и их развитие. Можно ли было развить героев лучше? Конечно можно – или увеличив объем работы, или выкинув кого-то из злодеев. Но в этом случае, пострадала бы вся тщательно выверенная часть с действием – а ни для кого не секрет, что такие фильмы как правило снимаются ради действия, а не ради исследования каких-то драматических глубин. А с действием в этом сценарии все было в полном порядке. Ну по крайней мере с мотивацией у героев все было в порядке: Бладу не нужны деньги и слава, он просто хочет спасти своих единомышленников; Диего и Бишоп хотят отомстить унизившему их Бладу, а Левасер предает Блада... потому что он француз.
Честно говоря, когда я читал сценарий, то почему-то был уверен, что режиссером проекта должен был стать Джон МакТирнан - но как оказалось, такой информации нигде не проскакивало. Возможно, я приписал МакТирнана потому, что Джонатан Хенсли также написал сценарий «Крепкого орешка 3». В любом случае, если бы «Капитан Блад» был снят в середине 90-х, именно Мактирнан на мой взгляд был бы идеальным кандидатом на пост режиссера.
Хоть я и не нашел слишком много подробностей о данном проекте, но в принципе не нужно быть экспертом, чтобы назвать два слова, из-за которых он так и не был реализован – «Остров головорезов». Последнее творение легендарной студии Carolco, оказалось почти настолько же легендарным в своем кассовом провале. На самом деле конечно весьма сложно сказать, какого в этом вина самой ленты – студия вложила в фильм все деньги, и на маркетинг не осталось вообще ничего. А без рекламы и продвижения, я думаю отбить проект с таким бюджетом было бы практически невозможно, будь он даже лучшим фильмом на свете.
Как бы то ни было, «Остров головорезов» поставил точку в судьбе не только студии Carolco но и большого количестве громких проектов из 1990-х, включая «Крестовый поход» и «ISOBAR». Что уж тут говорить про идею снять большой фильм про пиратов – особенно с учетом того, что почти все голливудские фильмы пиратской тематики выпущенные во второй половине 20 века неизменно проваливались в прокате. Когда в начале двухтысячных Джерри Брукхаймер взялся продюсировать «Пиратов Карибского моря» очень многие считали, что проект постигнет судьба предшественников.
Что же касается «Капитана Блада», то за истекшие 20 лет идея снять фильм не подавала особых признаков жизни. В 2009 году сообщалось, что братья Спириг займутся постановкой фильма про капитана Блада «в космосе», однако с тех пор никаких особых подробностей так и не последовало. Возможно, что со временем Warner Bros. и поставит какую-то версию «Блада», однако вряд-ли она будет иметь какое-либо отношение к этому старому проекту. Лично мне жаль, что «Капитан Блад» из 90-х так и остался кином на бумаге. Возможно, он и не покорил бы драматических высот, но в умелых руках из этого материала мог бы выйти вполне зрелищный и крепко поставленный фильм, который бы стоил потраченного на его просмотр времени.