Voyager | «Обычным подозреваемым (Подозрительным лицам)» — 20 лет
Прошедший год оказался весьма и весьма богат на разнообразные киноюбилеи. Однако и нынешний 2015 год тоже может похвастаться парой именитых юбиляров. И сегодня, один из моих любимых фильмов 1990-х отмечает свое двадцатилетие. Именно 25 января 1995 года картина Брайана Сингера Usual Suspects (изначально это название было локализовано как «Обычные подозреваемые», а через несколько лет вдруг изменилось на «Подозрительные лица») была впервые показана на кинофестивале в Сандэнсе.
А началось все за два года до этого, все на том же Сандэнсе, где состоялась премьера фильма «Публичный доступ» — первой полнометражной работы Сингера, над которой он работал вместе со своим школьным приятелем Кристофером МакКуори, помогавшим ему писать сценарий. Одним из посмотревших фильм был актер Кевин Спейси, которому настолько понравилась лента, что после показа он пообщался с Сингером и высказал желание поучаствовать в его следующем проекте. Сингер с радостью согласился.
Собственно, сама идея следующего проекта появилась примерно в это же время. Она выросла из возникшего в голове Сингера образа процедуры опознания в полицейском участке и соответствующего ей слогана «All of you can go to Hell». Что касается названия, то им фильм обязан «Касабланке», где в одном из диалогов прозвучала фраза «Round up the Usual suspects».
Начавший писать сценарий Кристофер МакКуори использовал сцену опознания как точку знакомства главных героев. Для дальнейшего развития сюжета он взял идею из своего старого неопубликованного сценария, в основе которого лежала подлинная история Джона Листа. В 1971 году Лист убил всю свою семью, после чего он скрылся, изменил фамилию и снова женился. Его поймали лишь почти через 20 лет после совершенного преступления. МакКуори использовал идею человека убившего свою семью в качество основы образа архипреступника, который сводил вместе главных героев.
Изначально, МакКуори планировал дать ему имя Кайзер Суме – так звали его старого босса. Однако тот оказался вовсе не рад такой «чести» и настоял на том, чтобы имя изменили. В итоге покопавшись в англо-турецком словарике, МакКуори откопал слово Söze которое в переводе означало что-то вроде «слишком много болтать». Так Кайзер Суме стал Кайзером Сузе. Правда у актеров не слишком хорошо получилась выговаривать это имя, так что со временем оно эволюционировало в Кайзер Созе.
Во время работы над сценарием, МакКуори специально прописывал персонажа Болтуна Кинта под Спейси. Он же стал первым актером, получившим и прочитавшим сценарий. Спейси также посоветовал Сингеру взять Гэбриэла Бирна на роль Дина Китона. Правда сам Бирн изначально отказался от предложения, но затем все же решил исполнить роль, хотя и не слишком верил в то, что не слишком опытный Сингер сможет вытянуть такой сценарий.
Возможно свою роль в согласии сыграло то, что актер считал, что именно его персонаж окажется Кайзером Созе. По крайней мере, говорят, что после премьерного показа отвечая на вопрос журналиста о том, кто же все таки был Кайзером Созе, Бирн сказал, что во время съемок и пост-продакшна считал, что это именно его герой. Сам Спейси в интервью рассказывал о том, что когда после тестового просмотра Бирн узнал о том, кто же все таки Кайзер Созе, то он устроил получасовой спор с Сингером по этому поводу.
Спейси также предложил создателям взять в картину Бенисио Дель Торо. Тот изначально пробовался на роль МакМануса, но в итоге получил партию Фенстера. Поскольку его героя убивали первым в устрашение другим, то Дель Торо решил намеренно произносить реплики своего персонажа как можно более быстро и неразборчиво – «ведь все равно не было никакой разницы, что именно он говорит». Так что многие фразы героев, в которых они переспрашивают персонажа Дель Торо по поводу произнесенного, подлинные – актеры действительно не могли понять о чем он говорит.
Будучи независимой лентой, картина Сингера не могла похвастаться большими средствами – общий бюджет составил 5.5 миллионов долларов. Тем не менее, создатели надеялись взять на роль агента Куйна какого-то известного актера. Соответствующие предложения получили Томми Ли Джонс, Кристофер Уокен, Роберт Де Ниро и Аль Пачино. Пачино даже прочитал сценарий, но отказался от роли, так как не хотел чтобы в один год выходило сразу два фильма, где он играет копов. Позже актер признался, что сожалеет об этом решении.
Снимался фильм быстро – съемочная группа уложилась в 35 дней. Эпизоды допроса Болтуна Кинта были отсняты за неделю – именно столько свободного времени было у Чезза Палминтери, который в итоге исполнил роль агента Куйана.
Впервые фильм был показан 25 января 1995 года в Сандэнсе. Затем был показ во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля, собравший массу положительных отзывов. В августе начался ограниченный прокат ленты в американских кинотеатрах. Вначале ее показывали в четырех десятках залах, затем их количество увеличили до 800. В итоге картина собрала 23 миллиона долларов в прокате — вполне себе типичный гонорар типичной современной звезды категории А.
Хоть фильм и не смог похвастаться какими-то кассовыми рекордами, он создал собственную звезду – Кайзера Созе, который мгновенно вошел в пантеон классических кинозлодеев и стал частью попкультуры. Не все критики, конечно, оценили фильм на ура – Роджер Эберт до конца жизни терпеть не мог картину Сингера, которую он включил в свой личный список самых ненавистных фильмов. Он даже придумал выражение «синдром Кайзера Созе», которым, по его мнению, страдали многие другие плохие фильмы 1990-х с финальными твистами — например, «Бойцовский клуб».
К счастью, в своем мнении Эберт оказался в меньшинстве. Спейси и МакКуори отхватили множество наград включая и золотых болванчиков (один из лично на мой взгляд тех редких случаев, когда их дали чему-то действительно стоящему, что на самом деле стало классикой), концовка фильма стала объектом нескольких пародий разной степени успешности, ну а упоминание о Кайзере Созе нет-нет, но до сих пор можно встретить в ряде фильмов. Вроде бы даже в кабинете Харви Дента из «Темного рыцаря» была коробка подписанная «Кайзер С…» — так что сложись обстоятельства немного по другому, кто знает, что бы из этого получилось?
На мой взгляд, фильмы с твистами можно разделить на две категории. К первой относятся те ленты те, где твист делается ради твиста и без него сюжет не станет работать. А вторая категория, это фильмы которые сами по себе уже хороши – у них есть отличные персонажи, диалоги и их интересно смотреть даже зная наперед все перипетии сюжета. Твист в них лишь является своеобразной изюминкой на торте отлично сделанной работы.
И лично для меня «Обычные подозреваемые» относятся ко второй категории. При их каждом пересмотре интересно наблюдать за реакциями персонажей, динамикой сцен, подмечать оставленные автором мелкие интересные детали. Скажем, в одной из сцен Созе допускает большую ошибку и по сути выдает себя – но его спасает самоуверенность агента Куйан, который так хочет услышать подтверждение своей версии, что пропускает правду мимо ушей. Люблю я такие детали.
С момента выхода фильма, многое изменилось. Все три ключевые фигуры картины сделали себе вполне успешные карьеры: Сингер ушел в мир комиксов, Спейси заработал первый Оскар, МакКуори попробовал свои силы в режиссуре и сейчас снимает пятую «Миссию невыполнима». Но когда я слышу имена кого-то из данной троицы, в первую очередь я вспоминаю «Обычных подозреваемых» - фильм, за который я им буду всегда благодарен.