Voyager | О сценарии Курта Уиммера «Мэттью 21»
Курт Уиммер лично у меня ассоциируется с двумя вещами – «Эквилибриумом» и кучей сценариев, фирменная фишка которых это феерический (обычно сразу и в плохом и в хорошем смысле слова) третий акт. И работа, про которую сегодня пойдет речь, не просто не является исключением, а во многом является новой вершиной в творчестве Уиммера.
Но начать следует немного издалека. В 1995 году Уиммер написал сценарий под названием Exit Zero. Его сюжет строился на том, что двое героев (понятное дело М и Ж) случайно обнаруживали следы некоего заговора по массовому уничтожение людей. Вскоре после этого неведомые злодеи изменяли все данные героев в компьютерных базах данных, после чего за ними начинали охоту спецслужбы, считающие что преследуют особо опасных террористов.
После всех злоключений, включая один разбитый Боинг-747, герои выясняли, что интернет обрел самосознание, после чего как это обычно и бывает в таких случаях, решил уничтожить человечество. ИИ смог построить специального робота, который имитировал облик астронавта и пробирался на борт шаттла с грузом химического оружия (его планировалась утилизировать путем скидывания на Солнце, так что будь фильм снят он вполне мог бы считаться неофициальным приквелом Sunshine). Финал как можно догадаться был фееричным и включал в себя таран шаттлом спутника связи, выход в космос без скафандра и ядерный взрыв.
В целом, сценарий был настолько же зрелищным, насколько и глупым. Будь он экранизирован, на выходе получился бы вполне типичный блокбастер образца второй половины 1990-х. Интересно кстати, что вышедший в 2008 году «На крючке» содержал в себе ряд подозрительно схожих элементов с работой Уиммера, что наводит на определенные размышления по поводу того, что его авторы вероятно как минимум что-то слышали о скрипте Уиммера.
С тех пор прошло почти 20 лет, но Уиммер судя по всему так и не оставил идею фильма про ИИ. Датированный 2 октября 2013 года сценарий «Мэттью 21» рассказывает историю ученого по имени Дэвид, который работает на DARPA и создает первый в мире настоящий искусственный интеллект, которому дает имя Мэттью в честь своего покойного сына.
Мэттью быстро развивается, накапливает знания и формирует свою личность: вначале она эквивалентна личности ребенка, но вскоре в своем эмоциональном развитии он уже доходит до уровня 21-летнего парня. Но почти семейную идиллию быстро прерывают нехорошие представители военных и спецслужб, которые оглашают первый шокирующий твист. Итак, зачем же армии США понадобился ИИ? Разумеется, что отдать ему контроль над всем американским ядерным арсеналом.
И честно говоря, для меня это был действительно неожиданный твист. Искусственный интеллект, который контролирует ядерные ракеты? Лет 40 назад это наверно был оригинальный сюжетный ход, но боюсь после «Терминатора» он настолько широко вошел в мировую поп-культуру, что мне сложно поверить в то, что кто-то может решиться настолько в открытую использовать его и еще получить за это деньги.
Но это только цветочки. Отдав Мэттью ядерные ракеты, спецслужбы просят его построить неотличимого от человека робота, в которого он может загрузить свое сознание. Машина способна взламывать любые сети и может обороняться. Что же в этой ситуации может пойти не так?
К счастью, начавшийся приквел «Терминатора» так же неожиданно превращается в «Ромео и Джульетту». Итак, Мэтью влюбляется. В кого? В российский суперкомпьютер (!) с прекрасным именем Петра, который ему поручают уничтожить. Разумеется, Мэттью не может этого допустить и сделает, чтобы спасти свою возлюбленную и вывести ее в реальный мир. А что это означает? Это означает феерическую вторую половину сценария. Вот лишь самые порадовавшие меня моменты:
* Штурм российского посольства.
* Убиение человека баллистической ракетой по улучшенной методике Николаса Кейджа.
* И наконец, финальная сцена, где российский и американский робот целуются и уезжают в закат.
В общем и целом могу сказать, что лично меня новый сценарий Уиммера изрядно повеселил. Каждый раз я думаю, что ему уже не удастся изобрести ничего нового, и каждый раз я оказываюсь не прав. Тут тебе и фактическая предыстория Скайнета, и любовная драма, и тупые американские военные/спецслужбы и русские и хэппи-энд. Прямо классическая кинофантастика 21 века. Что еще нужно для создания настроения?
Так я бы даже не особо расстроился, если бы «Мэттью 21» действительно экранизировали. В конце концов, уж лучше такая легкая романтическая вариация «Терминатора», нежели его грядущий ребут.