Voyager | О сценарии Castle Wolfenstein
Существуют ли в природе хорошие экранизации видеоигр? Казалось бы, при всем многообразии жанров и общем количестве популярных игровых франчайзов, создание приличного фильма по видеоигре не должно считаться невыполнимой задачей. Однако сколько я не вспоминаю экранизаций игр, то на мой взгляд все из них можно разделить на три условных группы – терпимые, плохие и Уве Болл. Хотя, к ним пожалуй стоит добавить и четвертую категорию «несостоявшиеся экранизации», которая вероятно превзойдет по численности первые три вместе взятые. Splinter Cell, Halo, Gears of War, Kane and Lynch, Uncharted – это лишь часть громких проектов, которые разрабатывались в минувшие годы но так и не продвинулись дальше бумажной стадии. И я думаю, что уже можно со всей уверенностью добавить к ним и попытку экранизации культового шутера Wolfenstein.
Работа над данным проектом началась еще в начале нулевых. Изначально им занимался Роб Коэн, затем в 2007 году права на экранизацию приобрел продюсер Сэмюэл Хадида, который позвал в проект Роджера Эвери, с которым он уже работал над «Убить Зои», «Настоящей любовью» и «Сайлент Хиллом». Правда уже в следующем году Эвери попал в автокатастрофу, которая закончилась гибелью человека. В итоге, после ряда судебных разбирательств Эвери отсидел год в тюрьме. Из-за этого лишь в 2012 году он был официально назначен режиссером экранизации, после чего пообещал, что его фильм будет напоминать помесь «Бесславных ублюдков» и «Капитана Америка».
Собственно, этим вся официальная информация о проекте и исчерпываются. За последние 2.5 года новостей о фильме толком больше не было, что является не самым лучшим знаком. Могу сказать лишь, что еще в 2013 году Эвери работал над сценарием – его 115-страничная версия скрипта под названием Castle Wolfenstein датирована апрелем того года.
Скрипт открывается сценой в Германии 1933 года, где гестапо хватают отца нашего главного героя Уильяма Блажковича и отправляют его в концлагерь. После этого Блажкович эмигрирует в США, вступает в ряды американской армии и теперь собирается убивать нацистов. После всех скучных начальных формальностей, которые правда длятся не слишком долго, героя вместе с отрядом коммандос закидывают в самолет и отправляют на десантирование в Германию. Их цель проникнуть в замок Wolfenstein, рядом с которым прошло детство Блажковича, и сорвать планы нацистов по созданию супероружия.
Разумеется, самолет сбивают, и из всей группы помимо Блажковича в живых остается два человека - британский коммандос с очень интересным именем Агент-1 и второй коммандос с еще более интересным именем Кармак. Но такие мелочи нисколько не помешают героям проникнуть в замок, выполнить задание и попутно истребить половину немецкой армии.
В 2005 году на экраны вышла экранизация другого культового шутера компании ID, одного из персонажей которого в качестве оммажа тоже звали Кармаком. Разница между «Думом» и сценарием Эвери заключается в следующем: «Дум» растерял основную часть игрового антуража и при этом не сказать, чтобы содержал в себе много экшна – кроме финальной сцены от первого лица толком и нечего вспомнить. Сценарий Эвери наоборот, бережно сохранил большую часть игрового колорита. Тут и безумные ученые, и зомби-нацисты, и гигантские портреты фюрера на всю стену, и СС`вки в облегающих кожаных костюмах – в общем, весь положенный набор, который ожидаешь встретить в фильме в названии которого есть слово Wolfenstein.
Кровавого экшна в сценарии тоже навалом. Собственно, все что происходит после 15-й страницы в общем-то представляет собой практически сплошную экшн-сцену. Тут и драка в стиле Карпентеровского «Они живут», и особо жесткое убийство путем засовывания ножа в одно деликатное место, расстрел сотни некачественных клонов Гитлера, поединок с радиоуправляемым зомби, встреча с РобоГитлером, выстреливание нацистом из пушки и прочие маленькие киноманские радости. Есть и изрядная доза черного юмора.
Конечно, говорить о таких глупых вещах, как реалистичность происходящего тут и близко не приходится. Например, в самом начале герой без проблем сбивает из бортового пулемета B-17 тройку мессершмитов. Забавно кстати, что несмотря на знатное количество убийств и расчленки, за весь сценарий никто из героев ни разу не матерится. Даже когда их пытают и вскрывают черепа.
Сходство «Дума» и работы Эвери заключается в крайне условном сюжете и персонажах. После прочтения сценария можно некоторое время рассказывать о запомнившихся кровавых моментах, но практически ничего нельзя сказать про главных героев. Вся их функция заключается в бегании по замку, отстреливании немцев и комментировании этого процесса. С другой стороны – все собственно так, как и было в игре. Так что жаловаться вроде и не на что.
В любом случае, после прочтения сценария причины, почему про Wolfenstein больше не говорят, стали окончательно понятны. С учетом стоимости современного голливудского кинопроизводства, под проект в описанном виде уйдет не меньше сотни миллионов долларов. На мой взгляд, раздобыть такое финансирование сейчас крайне проблематично – уж если Дель Торо с Кэмероном так и не смогли запустить «Хребты Безумия», то шансы Эвери уже изначально близки к нулевым.
И даже если отбросить в сторону рейтинг R и просто посмотреть на сборы всех выпущенных к настоящему моменту экранизаций игр, можно увидеть, что в большинстве случаев они не слишком велики. «Лара Крофт» 2001 года до сих пор является единственным фильмом по видеоиграм, сумевшим собрать в американском прокате более 100 миллионов долларов. Лишь четырем фильмам по видеоиграм удалось собрать более 200 миллионов долларов в мировом прокате – это «Принц Персии» (который из-за раздутого бюджета все равно провалился), «Need for speed» и 4-й и 5-й «Обители зла». Так что я не практически не верю, что Wolfenstein удастся реализовать в задуманном близком к игровому виде. Конечно, можно уменьшить масштаб, вырезать почти всех клонов, роботов, безумных ученых и свести все к блужданию героев по темным замковым коридорам в стиле «Дума» - но какой тогда смысл смотреть такого Wolfenstein`а?