Voyager | Мнение о сценарии ремейка «Скалолаза»
Вышедший в 1993 году «Скалолаз» стал одним из последних коммерчески успешных фильмов режиссера Ренни Харлина, Сильвестра Сталлоне эпохи 1990-х и студии Carolco. Лично для меня эта лента никогда не была одной из определяющих в жанре – сюжет в общем-то эксплуатировал формулу первого «Крепкого орешка» про случайно оказавшегося не в то время и не в том месте героя, который в одиночку срывал планы плохих парней, и аккурат к прибытию летящих полфильма к месту событий спасателей, убивал злодея.
Но фильм был вполне добротно снят, не провисал, ну и конечно нельзя не отметить легендарную сцену перехода из самолета в самолет. В общем, старый добрый боевик тех времен, когда их еще снимали с рейтингом R, операторы не страдали эпилепсией, кровь и выстрелы не рисовались на компьютерах, и не каждый успешный фильм сразу же получал кучу сиквелов.
Через два года после выхода «Скалолаза» Carolco обанкротилась, последний по настоящему коммерчески успешный фильм Ренни Харлина вышел в 1998 году, что касается Сталлоне, то его карьера во второй половине 1990-х подошла под откос, и прошло десятилетие, прежде чем его фильмы снова стали собирать какую-то кассу. Голливуд за эти годы тоже изменился – пересняв большую часть классики, продюсеры стали браться и не за такие очевидные проекты, одним из которых стал «Скалолаз». Существующий в настоящее время сценарий ремейка написан Джоном Газзамом, датирован 17.10.2014 и насчитывает 109 страниц + несколько иллюстраций.
Итак, сценарий открывается сценой на Эвересте, где двое морпехов из элитного подразделения ищут группу нехороших парней, которые транспортируют плутоний. Одного из морпехов зовут Шон Блэкберн и это наш главный герой. Как зовут второго морпеха в общем-то неважно – важно то, что ему осталась всего неделя до пенс... перехода на безопасную должность инструктора. После того, как герои натыкаются на террористов, завязывается перестрелка в ходе которой раненный Шон оказывается в ситуации, когда ему приходится выбирать – или сорваться вместе со своим потерявшим сознание напарником в пропасть, или перерезать веревку и продолжить выполнять задание. Он выбирает второе, выслеживает и убивает плохих парней, возвращает плутоний, после чего добирается до тибетской деревушки, где местные жители выхаживают его.
Оклемавшийся от ран Шон решает оставить службу. Научившись от местных жителей посредством монтажа карабкаться по горам без снаряжения, Шон отправляется в путь чтобы навестить дочь своего покойного сослуживца по имени Анна, с которой он некогда встречался, и рассказать о том, как погиб ее отец. Он находит Анну в Альпах, вместе с женихом Лукасом, который явно не рад этой встрече.
Параллельно этим событиям, группа рейнджеров совершает рейд на сербскую базу, в ходе которого крадет контейнеры с значком биологической опасности. Однако сербы подбивают вертолет, и тот совершают аварийную посадку аккурат рядом с лагерем наших героев, по пути роняя контейнеры. После того, как Шон, Лукас и Анна прибывают на место крушения, они находят выживших рейнджеров, которые рассказывают им, что в контейнерах находится биологические оружие и просят их помощи в их разыскании. Разумеется, вскоре выясняется что рейнджеры не те, за кого себя выдают, а в контейнерах находятся украденные ими деньги.
Знаете, вступление мне даже понравилось. Я имею в виду описанную ситуацию, где герою быстро, без соплей и диалогов приходится перерезать веревку с другом, затем выполнить задание, и лишь после этого начать терзаться моральными переживаниями. На мой взгляд, это достаточно неплохая затравка и базис для развития персонажа.
Но после этого все идет как-то без огонька. Часто я жалуюсь, что в работах такого плана слишком много экшна и слишком мало всего остального. Забавно, но тут я как раз не отказался бы от большего количества экшна – ибо его на самом деле не так и много. Между приземлением вертолета на 30-й странице и 89-й страницей весь экшн по сути состоит из осторожного хождения по льду, взбирания вверх и скалолазного паркура. В этом промежутке нет ни драк, ни погонь, ни перестрелок, ни ловушек и уж тем более никаких аналогов самолетных сцен - рейнджеры идут по одному пути, наш герой по другому. Конечно, сами по себе горные съемки могут быть весьма красивы (если конечно действительно снимать в горах, а не на зеленом экране), но все же сюжету явно не хватает большей напряженности.
Главный злодей представляет собой эдакую лайт-версию Эда Харриса из «Скалы» - после гибели своего отряда, он решил ограбить государство в счет компенсации. А еще у него в прямом смысле слова пуленепробиваемый титановый затылок, что неожиданно превращает финальное действо в некое забавное подобие «Терминатора».
В целом, сравнение текущего сценария ремейка и фильма Харлина будет явно не в пользу первого – тут нет его динамики, каких-то особо запоминающихся экшн-сцен, а на одном вступлении далеко не уедешь. Хотя при желании все же вполне можно было придумать что-то более интересное, чем прыжки с ледорубами. Ну или хотя бы нанять Курта Уиммера, чтобы он по примеру ремейка «На гребне волны» набросал десяток каких-нибудь безумных экшн-сцен, а затем вставить в сценарий лучшую из них. Может тогда что-то из этого и получится.