Voyager | О сценарии нового фильма бондианы «007: Спектр»
У меня порой вызывает удивление, какой же значительный след бондиана оставила в мировой поп-культуре. Большинство фильмов про агента 007, мягко говоря, не может похвастаться слишком оригинальными сюжетами или какими-то драматическими глубинами – и тем не менее, Бонд живет, процветает и пока что не собирается уходить в отставку. Да что уж говорить про обычных людей, если многие известные режиссеры хотели поставить фильм про Джеймса Бонда. Стивен Спилберг дважды обращался с подобным предложением к продюсерам и дважды получал отказ. Кристофер Нолан неоднократно изъявлял свое желание снять фильм про Бонда, но так и не смог убедить продюсеров. Даже Квентин Тарантино всерьез пробовал стать режиссером Бондианы - он хотел поставить свою собственную черно-белую версию «Казино Рояль» с Пирсом Броснаном – но так и не смог купить права на экранизацию данного произведения.
Так что можно сказать что Сэму Мендесу весьма повезло – он не только является самым известным (или как минимум титулованным) из всех режиссеров бондианы, но еще и снял самый кассовый фильм за всю историю сериала. Сейчас он занят съемками следующего фильма про агента 007, который выйдет в прокат в ноябре будущего года - и многих интересует, удастся ли ему повторить свой неожиданный успех.
Итак, 129-страничный съемочный сценарий «Спектра» датирован 17.10.2014, но в него также внесены и более поздние правки за ноябрь и начало декабря. Авторами скрипта заявлены Джон Логан, Нил Пёрвис и Роберт Уэйд. Сразу могу сказать, что «Спектр» являет собой прямой сиквел сразу всех трех предыдущих фильмов про Бонда эпохи Дэниела Крейга – их события регулярно вспоминаются, часть действия происходит посреди разрушенной в «Скайфолле» штаб-квартире Ми-5, согласно сценарию вступительные титры должны сопровождаться архивными кадрами гибели персонажей из предыдущих фильмов, и вдобавок в фильме появляется мистер Уайт.
Нет, к сожалению не этот мистер Уайт
Вот этот мистер Уайт
Собственно, завязка фильма основана на том, что Бонд нашел сделанную покойной М видеозапись (очевидно, стоит ждать камео Джуди Денч), в котором она попросила 007 разобраться с одним человеком. В процессе выполнения задания, Бонд натыкается на следы суперсекретной организации, которой как можно догадаться из названия является СПЕКТР.
Что такое фильм про Бонда? Ну, помимо скрытой рекламы автомашин, часов и пива известных марок, которые кстати прямо указаны в сценарии (видно на случай чтобы Мендес чего доброго не перепутал их местами), это в первую очередь зубодробительный экшн в самых разных частях света. Исходя из скрипта, в «Спектре» должны будут появиться сцена гонки по улицам Рима, погоня в Альпах где Бонд на самолете будет преследовать автоколонну, эпизод в бывшей штаб-квартире МИ-5, которая идет под снос. Но лично мне больше всего понравилась открывающая сцена в Мексике, где Бонд спасается при обрушении здания, и как только оседает пыль невозмутимо выходит через дверь (которая является единственной уцелевшей частью строения) на улицу. Возможно, звучит и глупо, но кадр уж точно получится хороший.
Но я не могу не сказать, что на мой взгляд все самые лучшие экшн-сцены попали в первую половину сценария. Финал показался мне откровенно куцым – и когда я перечитал описание немного более старой версии сценария с комментариями студии, то все стало на свои места – изначально у фильма явно предполагался значительно более масштабный третий акт. Почему он был урезан? Как явствует из украденной хакерами переписки, Sony оценила итоговый бюджет картины в 300 миллионов долларов (не спрашивайте – исходя из прочитанного я абсолютно не понимаю как у них получалась такая гигантская цифра), после чего разумеется стала его уменьшать всеми возможными способами. По какой-то причине продюсеры решили, что урезать стоит именно финал – хотя на мой взгляд это весьма сомнительный поступок.
Еще хотел бы сказать пару слов про новых персонажей, которых будут играть Моника Белуччи и Кристоф Вальц. Итак, вначале Моника. Увы и ах, но ее персонаж в съемочном сценарии присутствует ровно на шести страницах в первой трети (читай, это шесть минут экранного времени), за которые Бонд успевает ее спасти, полюбить и получить важную информацию. Я признаться предполагал что у нее будет… более продолжительная роль.
Далее, Вальц. Опять же, не хочу никого расстраивать, но он по сути появляется лишь на 100-й странице сценария - до этого у него есть лишь одна маленькая сцена. Я помню, как многие предъявляли претензии к «Скайфоллу», по поводу того что Хавьем Бардем появлялся лишь в середине картины – посмотрим, что будут говорить когда выйдет «Спектр», где Вальц от силы будет присутствовать лишь в последние полчаса (ну, если после всех утечек сценарий экстренно не перепишут прямо на съемочной площадке). При этом, с второплановыми злодеями в скрипте вообще беда – Бонда преследует лишь какой-то бодибилдер, который за весь сценарий не произносит ни единого слова, что 007 разумеется остроумно прокомментирует.
Еще хочу добавить то, что сам финал в сценарии мне показался несколько странным. Правда не удивлюсь если его изменят.
Если описывать мои общие впечатления от Спектра, то на мой взгляд – это просто сценарий очередного фильма про Бонда. У 007 снова есть гаджеты, новая машина, злодей страдающий манией величия который хочет контролировать весь мир и в придачу условный сюжет, над логикой некоторых моментов лучше не задумываться. В общем-то, все как оно обычно и бывало у фильмов про 007.
Имело ли смысл ждать другого? Как я говорил выше, в большинстве своем бондиана никогда не могла похвастаться какими-то навороченными сюжетами, но фильмы с Крейгом все же внесли в сериал свежую струю. «Казино Рояль» выгодно смотрелся за счет ломки всех стереотипов сериала – необычный черно-белый опенинг, у Бонда отобрали гаджеты, не дали убить злодея, не дали выпить фирменный коктейль, подвергли пыткам с особым цинизмом и т.д. и т.п.
«Скайфолл» был интересен сквозившей в нем темой «старое vs новое» и опять же нетипичностью – общей концепцией третьего акта, фактическим отсутствием «девушки Бонда», гаджетов и т.п. Ну и плюс, не могу не упомянуть весьма стильную режиссуру Мендеса, из-за которой некоторые фрагменты хотелось пересматривать вновь и вновь.
В прочитанном же сценарии «Спектра» честно говоря намешано вроде и много всего, но не чувствуется какого-то внутреннего стержня, цельности, к чему добавляются все те факторы о которых я говорил выше. В целом, лично у меня сценарий «Спектра» вызвал примерно такие же ощущения, как просмотр «Кванта милосердия» после «Казино Рояль». Хотя в своей оценке я вполне могу и ошибаться, да и конечно же нельзя списывать Мендеса со счетов – насколько я слышал, сценарий «Скайфолла» тоже дописывался чуть ли не на съемочной площадке. В любом случае, даже если 24-й фильм про Бонда окажется хуже 23-го, то у создателей 25-го будут все шансы исправить ошибки.
P.S. Как я уже сказал, из-за взлома Sony достоянием публики стали не только сценарии, но и их внутристудийные обсуждения. Оригинал одного из самых забавных комментариев от студии:
As mentioned above, 200 eyeballs are way too many for 22 people...and the beat may be too over the top, even for a Bond villain.
Пояснение: в одной из сцен старой версии сценария Оберхаузер убил и вырвал глаза у 22 членов СПЕКТР, которые не смогли ответить ему на вопрос о том, кто же сорвал его планы в Мексике. Вырванные глаза он сложил в ведерко, где по мнению сценаристов оказалось 200 глазных яблок. Видно, кто-то из студийных чиновников все же догадался умножить 22 на 2 и проверить результат. Жаль только в той же переписке не было комментариев по поводу того, почему решение сделать главу СПЕКТР детским врагом Бонда должно всенепременно сработать.