Voyager | Про сценарий «Гордость и предубеждение и зомби»
Когда я учился в школе, то не слишком любил классическую литературу, обширные списки которой нам давали учителя в качестве домашнего задания. Сюжеты большинства произведений казались ужасно медлительными, герои и ситуации безнадежно устаревшими. Помните, как персонаж из «Последнего киногероя» представлял, насколько Гамлет был бы лучше, будь в нем Арнольд Шварценеггер? Ну вот тут у меня срабатывал примерно такой же принцип.
Не знаю, испытывали ли Сет Грэм-Смит схожие ощущения, когда изучал литературу в школе, и что вообще включала его школьная программа. Зато знаю, что в 2009 году он опубликовал роман «Гордость и предубеждение и зомби». В своей основе, текст сохранил структуру классического сюжета Джейн Остин о нелегкой истории взаимоотношений Элизабет Беннет и мистера Дарси. Но для большего читательского интереса, в сюжет была введена опустошившая Англию эпидемия зомби, регулярные кровавые разборки с досаждавщими героям ожившими мертвецами, ниндзя и восточные единоборства, которым семейство Беннет обучалось в Шаолине.
Книга стала бестселлером и уже в том же году права на ее экранизацию были выкуплены. Изначально, роль Элизабет Беннет должна была исполнить Натали Портман, а режиссером проекта стать Дэвид О. Рассел, который и написал первый сценарий экранизации.
Начало его скрипта более или менее соответствует роману Грина: молодой холостяк Бингли со своей свитой приезжает в очищенное от зомби имение Незерфилд-парк, после чего туповатая миссис Беннет немедленно решает воспользоваться этой возможностью и выдать хоть какую-то из своих дочерей замуж. Вскоре Элизабет знакомится с надменным мистером Дарси – одним из лучших охотников на зомби во всей Англии, а затем и с лейтенантом Уикэмом, который вместе со своим отрядом проводит очистку окрестной от оживших мертвецов.
Однако после серии нескольких кровавых разборок (например, зомби вламываются на бал и съедают часть его участников), сюжет уходит от «первоисточника». Выясняется, что существуют два вида зомби. Первый вид - классические любители полакомиться мозгами, второй - более цивилизованные зомби, которые умеют говорить, не едят людей и вообще чуть ли не отличные ребята. Уикэм создает из них армию, с помощью которых планирует захватить Англию. Разумеется, Дарси и Элизабет, двум лучшим уничтожителям зомби в Англии придется объединить свои силы, чтобы остановить его.
Честно говоря, сценарий Рассела меня не слишком впечатлил. Не берусь судить, есть ли у романа Грэм-Смита хоть какая-то художественная ценность, но мне он нравится из-за своей пародийности и общей атмосферы сюрреализма и абсурда. Но в сценарии Рассела всего это после вступления практически нет – одна экшн-сцена сменяет другую, и так до самого финала. Плюс еще этот подсюжет с говорящими зомби и Уикэмом, создающим армию, который на мой взгляд придает происходящему оттенок не абсурда, а откровенного трэша в духе «Обители зла» Пола Андерсона. Лично я бы куда больше предпочел выдержанный в стиле Грэма-Смита сюжет, где зомби и кунг-фу были бы лишь фоном к непростым любовным переживаниям героини. Оно так как-то веселее получалось. Да и съемки обошлись бы дешевле.
И еще, в сценарии не нашлось места моему любимому эпизоду нападения ниндзь леди Кэтрин де Бэр на дом Элизабет
А в таком формате это все это напомнило мне другую экранизацию Грэм-Смита – «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров» - которая тоже фактически не имела ничего общего с оригиналом, сосредоточившись исключительно на экшне. И если книга по крайней мере была любопытно своим переложением реальных исторических биографий и событий в контексте вампирской тематики и теории заговора, то фильм (по крайней мере на мой взгляд) прошел абсолютно вхолостую.
В итоге, Расселу так и не удалось снять фильм. Он выбыл из проекта, после чего за ним последовала и Портман. Несколько лет шел поисков кандидатов на роль режиссера – рассматривались такие кандидатуры, как Майк Ньюэлл, Нил Маршалл и Мэтт Ривс, однако никто из них так и не дал своего согласия. Когда уже стало казаться, что проект сгинет в производственном аду, дело все же сдвинулось с мертвой точки. Режиссером был назначен Берр Стирс, роль Элизабет получила Лили Джеймс, роль мистера Дарси – Сэм Райли. Съемки завершились осенью этого года. Какой у картины бюджет и когда состоится премьера пока что не объявлено.
Лично я не знаком с творчеством этого режиссера, да и большинство имен актеров мне тоже ни о чем не говорят, так что мне сложно говорить о каких-то ожиданиях. Знаю лишь, что сценарий со времен Рассела несколько раз корректировался – буду надеяться, что в лучшую сторону. Вероятно, когда появится первый трейлер, можно будет более точно прогнозировать, что из всего этого может получиться.