Voyager | «Интерстеллар»: от начального сценария к фильму
Идея создания фильма о группе астронавтов, которые получают возможность попасть в самые дальние уголки нашей вселенной благодаря червоточине была выдвинут Кипом Торном в беседе с продюсером Линдой Обст еще когда они работали вместе над созданием фильма «Контакт». Тогда Торн составил даже что-то вроде тритмента.
Где-то в 2006 году Стивен Спилберг захотел снять большой фильм про грандиозное космическое путешествие. Студия Paramount наняла Джонатана Нолана (брата Кристофера Нолана) написать для него сценарий, используя в качестве основы идеи Торна.
Как известно, Спилберг в итоге не стал режиссером проекта – в 2009 году его компания Dreamworks переехала под крыло Walt Disney. Кресло постановщика стало вакантным и пребывало таким до 2012 года, когда закончивший трилогию про темного рыцаря Кристофер Нолан, выбрал этот проект в качестве своего нового фильма. Не помешало даже то, что до этого Нолан почти все свои картины снимал с Warner Bros. – в данном случае обе студии договорились совместно финансировать фильм, поделив между собой американский и международный прокат (такое бывает весьма редко). Поскольку кредит доверия к Нолану очень высок, по слухам ему предложили на картину бюджет в 200 миллионов долларов, однако тот сказал, что уложится и в 165 миллионов. Что у него в итоге получилось, можно увидеть уже сейчас в ближайшем кинотеатре.
Многие могут задаться вопросом, что из себя представлял «Интерстеллар» времен Стивена Спилберга? На этот вопрос позволяет ответить датированный 12 марта 2008 года 153-страничный сценарий Джонатана Нолана. Для тех кто еще не смотрел фильм и пока не будет дальше читать, могу сказать сразу – Кристофер Нолан взял из сценария брата большую часть первого акта (где-то начальные 35 страниц) и часть финала.
Итак, сценарий начинался со сцены, в которой нейтронная звезда сталкивалась с черной дырой, что порождало гравитационные волны, которые засекались учеными из Калифорнийского технологического института. Проведя анализ, они обнаруживали, что волны попали к нам через внезапно возникшую в Солнечной системе червоточину. Вскоре в лабораторию прибывали военные, которые засекречивали открытие ученых.
50 лет спустя. После американо-китайской войны, правительства сверхдержав коллапсировали. Централизованного государства больше нет, вдобавок, неведомая болезнь уничтожает сельскохозяйственные культуры, что угрожает человечеству вымиранием от голода. Мы знакомимся с главным героем – бывшим пилотом NASA Купером, который ныне вынужден переквалифицироваться в фермеры и его двумя сыновьями Томом и Мерфом. Во время одной из выездных работ, Купер обнаруживает воронку, оставшуюся после падения старого зонда NASA. Купер забирает его домой, после чего зонд начинает издавать пронзительный писк, который уменьшается, если его сдвинуть в определенном направлении. Купер понимает, что это что-то вроде аварийного маяка и решает найти хозяев зонда. Он садится в самолет и вместе с Мерфом находит островок у побережья Калифорнии (в процессе полета нам бы показали панораму деградировавшего Лос-Анджелеса). Там они обнаруживают секретный объект и вскоре их берут в плен сотрудники вроде как давно закрытого NASA.
Узнав, что Купер бывший пилот, руководитель группы – робот CASE - предлагает ему присоединится к ним. Оказывается, 30 лет назад NASA запустило в червоточину несколько десятков зондов. Тот зонд, что нашел Купер, единственный что вернулся, и в нем содержатся фотографии системы по другую стороны червоточины. В ее центре находится огромная черная дыра Гаргантюэль, вокруг нее вращается еще одна черная дыра (но уже поменьше) Пантагрюэль, а вокруг нее в свою очередь вращается ледяная планета, под поверхностью которой есть полости, воздух в которых богат кислородом. Поскольку жизнь на Земле обречена, CASE предлагает создать на этой планете колонию, которая бы спасла наш вид от вымирания.
Подумав, Купер соглашается. После некоторой подготовки, включающей в себя ныряние за запчастями на кладбище американского военного флота, на 50-й странице герои наконец отправляются в космос. Их капсула стыкуется с орбитальной станцией, где последние 30 лет армия роботов строила космический корабль Endurance. В отличии от фильма он не вращается (потому нет никакой искусственной гравитации), зато оснащен двумя ядерными двигателями позволяющими долететь до червоточины всего за пару дней.
Команда из четырех человек (Купер, Бэнд, Дойл и Рот) и двух роботов (TARS и CASE) отправляется в путь. Червоточина у Нолана представляет собой весьма небольшой объект, диаметром четыре метра, потому корабль, как бы это сказать «ловит» ее, после чего она начинает перемещать его и экипаж. Со стороны это выглядит так, будто корпус корабля корабль съеживается внутрь самого себя. В процессе путешествия по червоточине экипаж посещают некие аномалии, которые изгибают пространство и видимо являются существами, построившими ее.
Прибыв на место, корабль оказывается ближе к черной дыре, чем планировалось. Дойл паникует, и решает вернуться домой, самовольно запустив двигатели. Но это приводит к обратному результату и Endurance начинает падать на черную дыру. Мощности двигателей не хватает и чтобы спасти миссию, робот TARS выходит наружу, отсоединяет один из ядерных двигателей и взрывает его – импульс отталкивает корабль на безопасное расстояние, сам же TARS падает в черную дыру.
Прибыв к ледяной планете, экипаж обнаруживает сигналы зондов NASA, которые почему-то сгруппированы в одном и том же месте. Приземлившись, они обнаруживают (сюрприз!) заброшенную китайскую станцию, рядом с которой вырыты могилы ее обитателей. Пока герои пытаются понять, что происходит, внезапно выясняется, что вокруг черной дыры вращается еще и нейтронная звезда (пульсар) – и когда она проходит рядом с планетой, то заливает ее жестким гамма-излучением, которое вероятно и убило китайцев.
До очередного прохода пульсара остается всего 5 минут, и герои в попытке спастись лезут в ведущий вглубь ледяной коры туннель, который вырыли китайцы, видимо планируя построить там радиационное убежище. Им удается обнаружить подо льдом свод полости и пробить его стенку. В результате, герои попадают в подледный мир, в центре которой находится настоящее море. На побережье моря находятся своего рода «джунгли». Планета населена странной формой жизни, которую герои называют фрактальной. Это что-то вроде скопления организмов, которые ночью соединяются друг с другом, образуя самые разнообразные подвижные формы, а днем (когда пролетает пульсар) соединяются в статичные структуры, напоминающие деревья, которые поглощают гамма-радиацию и вырабатывают кислород.
Брэнд решает остаться здесь и основать колонию, однако вскоре выясняется, что через несколько лет ряд с планетой пройдет еще одна черная дыра, которая сорвет ее с орбиты и бросит на Пантагрюэль. Вскоре, герои находят еще одну, но уже куда большую, китайскую базу, построенную автономными роботами экспедиции. Выясняется, что оставшись без экипажа, роботы продолжили изучение системы и в одном из полетов нашли некий артефакт, позволяющий изменять гравитацию. При его включении герои например ходят по потолку базы. Эта штука позволяет создать технологию, с помощью которой можно будет создать огромные космические корабли, которые смогут эвакуировать население Земли в космос.
Однако, когда астронавты собираются вернуться на Землю, неожиданно появляются китайские боевые роботы. Заложенная в них программа не позволяет им отпустить иностранцев без приказа командования (которое уже 30 лет как умерло), и потому CASE жертвует собой, вступая с роботами в бой, чтобы дать экипажу возможность спастись. На поверхности астронавты встречают еще одного китайского робота-морпеха. Они уничтожают его, однако выясняется, что тот повредил двигатели их шаттла и тот уже не сможет взлететь – в то время как скоро рядом пролетит пульсар, который убьет их радиацией.
Рот решает пожертвовать собой и отправиться на орбиту в маленькой исследовательской ракете, чтобы включить там артефакт, после чего «выдернуть» Endurance из поля притяжения планеты. Пока Купер сохраняет информацию об устройстве артефакта в память одного из зондов NASA, появляется полуразбитый робот CASE. Герои грузят его в шаттл, а затем в последний момент Брэнд решает взять образец местной формы жизни, чтобы спасти ее от неминуемого уничтожения. Купер выскакивает вслед за ней, и в этот момент Рот, который уже находится на орбите, включает устройство, которое мгновенно расплющивает его и одновременно выдергивает значительный кусок ледяной коры планеты вместе с кораблем в космос.
После этой зрелищной сцены, оставшийся внутри шаттла Дойл подбирает дрейфующих в скафандрах Брэнд и Купера. Затем, они совершают стыковку с Endurance и чинят CASE. Параллельно, Купер узнает что из-за релятивистских эффектов, за время их пребывания на планете на Земле прошло 47 лет. Он обвиняет Брэнд в том, что она утаила от него эту информацию, а затем смотрит накопившиеся за 47 лет видео со своими выросшими детьми.
Тем временем выясняется, что китайские роботы перепрограммировали CASE – тот саботирует миссию и отстреливает второй ядерный двигатель. В итоге, Endurance попадает на орбиту Пантагрюля. Из-за релятивистких эффектов, время для экипажа сильно замедляется и они видят, как черная дыра проходит рядом с ледяной планетой, которая в итоге тоже становится пленницей Пантагрюля и рассыпается на части.
Купер решает залезть в память перепрограммированного CASE и находит там координаты второй червоточины, которую нашли китайские роботы. Используя маневровые двигатели они устремляются в нее. Путешествие по червоточине длится очень долго – за это время например Брэнд и Купер успевают заняться сексом в невесомости, корабль снова посещают пространственные аномалии и в итоге он выныривает в пространство где-то за пределами нашей вселенной, где время течет очень медленно. Там герои находят построенную китайскими роботами базу, где последние 300 лет их ожидал TARS, которого оказывается засосало в червоточину.
от рассказывает, что китайские роботы находились здесь 4000 лет, за которые построили станцию и сделали карту червоточин, соединяющих все планеты в галактике. В конце концов, на основе артефакта они создали собственную червоточину, которая должна была доставить их на Землю, но в прошлое, когда китайское правительство еще функционировало, чтобы было кому сообщить о своем открытии. Однако поскольку герои находятся здесь, то значит роботы погибли в червоточине и не смогли изменить прошлое.
После этого экипаж разделяется – Брэнд и TARS решают отправиться дальше на Endurance по червоточинам в поисках подходящей для жизни планеты, Дойл и Купер решают вернуться через китайскую червоточину в прошлое. Однако в последний момент Купер вдруг понимает, что зонд NASA с данными об артефакте – этот тот самый зонд, который он когда-то нашел еще на Земле. А значит, раз он не встретил самого себя, то червоточина уничтожит корабль. Дойл, однако, не слушает его и угрожая пистолетом захватывает один из китайских кораблей, который затем залетает в червоточину и взрывается. Далее нам показывают, как переживший взрыв зонд падает на Землю и его находит Купер.
Затем действие перемещается в будущее и нам показывают Мерфа, которому уже исполнилось 30 лет. В поисках запчастей он отправляется на базу NASA которая давно заброшена и разграблена. Он находит зонд, забирает его домой и каким-то образом делает то, что не удалось всему NASA и CASE – расшифровывает данные. В итоге, он строит гравитационное устройство, но оно не работает. Через 10 лет его выросшая дочь Эмили решает продолжить работу отца и в итоге ей удается заставить устройство функционировать.
2320 год. Купер наконец возвращается на Землю, которая совершенно обезлюдела и более непригодна для жизни. Он находит руины своего дома, плачет, затем выпускает фрактальную жизнь, и решает перестать бороться за существование и умереть.
Купер теряет сознание, а затем просыпается уже в госпитале на цилиндрической орбитальной станции имени самого себя. Он узнает, что изобретение его внучки позволило людям переселиться в космос. Сыновья героя уже давно умерли, Купер в итоге встречается со своим 80-летним праправнуком. Поняв, что в этом мире ему делать нечего, Купер угоняет космический корабль и отправляется в космос на поиски Брэнд.
В целом, несмотря на то, что по сравнению со сценарием брата в фильме Кристофера Нолана в итоге оказалось меньше космических сцен, но он на мой взгляд все равно вышел как минимум более амбициозным и напряженным. В отличии от брата, Джонатан Нолан не раскрыл тайны создателей червоточины – они просто существуют и все. Драмы в его сценарии тоже намного меньше – Купер конечно сожалеет о расставании с семьей, но по сравнению с фильмом, не слишком сильно и часто. Идея и описание замкнутой экосистемы в пульсарной системе мне понравилась, и жаль что ничего из этого в итоговый фильм не попало (хотя конечно сам факт, что целых две экспедиции не заметили пульсар мне показался весьма глупым). Версия выхода за пределы Вселенной от Джонатана Нолана интересна… но по эффектности все же уступает версии Кристофера Нолана.
На мой взгляд, самое слабое место сценария Джонатана Нолана весь этот подсюжет с китайскими роботами. Не сама идея, а то, как она обыграна. Эти роботы какие-то слишком продвинутые для того состояния, в котором находилась цивилизация и собственно говоря, могли бы решить многие из проблем человечества на Земле. К тому же, мне лично сложно поверить, что за 4000 лет они так и не эволюционировали, не смогли изменить свое программное обеспечение или построить других роботов - а просто всем скопом отправились в червоточину, не подготовив запасного варианта на случай неудачи. Было бы куда интереснее, если бы они наоборот, за эти тысячелетия создали свою сверхцивилизацию, которую люди бы сочли пришельцами. Как говорил Артур Кларк, технология развитой цивилизации не отличима от волшебства. Собственно, мне кажется что Кристофер Нолан определенно отталкивался от каких-то подобных рассуждений, когда работал над своим финалом.
В целом, «Интерстеллар» это очередной хороший пример того, как на протяжении нескольких лет может сильно измениться сюжет большого фильма. Как я уже говорил, в итоге от этого сценария в фильм попали лишь значительная часть первого акта и часть финала. Версия Джонатана Нолана мне понравилась, но лично я бы все таки отдал предпочтение киноверсии – она более душевная, амбициозная, можно даже сказать крышесносящая и все же оставляет после себя меньше вопросов. Хотя это уже конечно дело вкуса, каждый в принципе может самостоятельно сделать выводы, какой из сюжетов – начальный или итоговый, был лучше.