Voyager | «Дым и зеркала»: нереализованный проект Шона Коннери/Майкла Дугласа

01.09.2014 12:21

Жан Эжен Робер-Гуден считается отцом всей современной магии. Многие придуманные им трюки стали классическими в репертуаре фокусников по всему миру, начиная от парения в воздухе и вырастающего апельсинового дерева и заканчивая ловлей пули зубами. Эрика Вайс взял свой всемирно известный псевдоним именно честь Гудена.


В 1856 году Наполеон III поручил Гудену особую миссию: в недавно колонизированном Алжире начало силиться движения сопротивления. Его основной движущей силой выступали мурабиты – религиозные лидеры, которые управляли местными племенами посредством “магии” и демонстрации "чудес". Гудену нужно было отправиться в Алжир и продемонстрировать, чья "магия” лучше.

Прибыв на место, Гуден начал выступления, которые произвели ошеломляющее впечатление на местных. Фокусник ловил пулю зубами, цитировал наизусть любые строки из Корана, окунал руки в расплав олова. В еще одном известном трюке он вызывал самого сильного араба и демонстрировал ему небольшой железный сундук. Далее он говорил, что “лишает” его всех сил и просил поднять сундук. После этого, несмотря на все старания, силачу так и не удавалось поднять сундук. Секрет заключался в электромагните, установленном под сценой. В конце концов, Гуден дал персональное представление для нескольких влиятельных арабских шейхов, в конце которого настоятельно их уверил, что на самом деле все это никакая не магия, а самые обычные трюки и ловкость руки. В целом, миссия Гудена считается успешной - ему удалось подорвать влияние мурабитов, за что он был щедро вознагражден правительством.

Где-то в 1992 году семейная пара Ли и Джанет Бэчлер читала автобиографию Гудена. Добравшись до той части, где он описывал свое турне по Алжиру, они поняли, что эта история практически идеально подходит для основы сюжета масштабного приключенческого фильма. Дело оставалось за малым - нужно было лишь написать сценарий.


В январе 1993 года они завершили свою работу над 128 страничным сценарием под названием “Дым и зеркала” (Smoke and Mirrors). В его открывающей сцене колдун по имени Зорас демонстрирует перед племенем кабилов несколько впечатляющих трюков, после чего призывает их идти убивать французов. Те слушаются и совершают налет на караван белых переселенцев. Несмотря на помощь небольшого отряда легионеров во главе с отважным одноруким капитаном Дарси, кабилам удается убить массу французов.


Далее, действие переносится в Париж. Французское правительство крайне обеспокоено выросшей активностью племен и просит знаменитого иллюзиониста Роберт-Гудена отправиться в Алжир, чтобы устроить там сеанс магии с полным ее разоблачением. Гуден вначале отказывается, но затем передумывает и отправляется в путешествие вместе со своей молодой женой Коллет.

В Алжире Гуден быстро влезает в большие неприятности, когда зайдя в одно из злачных мест, решает доказать, что один из высокопоставленных офицеров жульничает при игре в покер. Тот не прощает такого унижения и позже со своими подельниками нападает на Гудена. Самоуверенного фокусника спасает знакомый нам по вступительной сцене капитан Дарси. Так пути наших героев пересекаются.

Гуден, несмотря на враждебное отношение к нему местного губернатора проводит сеанс с весьма впечатляющими результатами. Самый влиятельный арабский шейх, который колеблется между поддержкой французов и повстанцев, узнает о Гудене и приглашает его в свой дом, чтобы тот продемонстрировал свое искусство. Там же будет находиться и Зорас. Несмотря на гарантии безопасности, Гуден справедливо опасается что путешествие через пустыню без охраны не закончится для него ничем хорошим. Ему удается настоять на том, чтобы ему выделили отряд легионеров для охраны, командовать которыми будет Дарси. В пути, Дарси сближается с Коллет, и между ними вспыхивает взаимное чувство - но так как у Дарси есть определенный кодекс чести и он не хочет предавать человека, которого ему поручили защищать - их отношения остаются платоническими.

Прибыв на место, Гуден и Зорас сходятся лицом к лицу в магическом поединике. Гуден в пух и прах разбивает все трюки Зораса и вдобавок еще и унижает его. В результате, шейх решает поддержать французов. Но разумеется, все самое зрелищное еще только впереди. На обратном пути жаждущий мести Зорас с оставшимися верными ему людьми устраивает засаду. Большая часть отряда погибает: Гуден, Коллет, Дарси и несколько легионеров находят убежище в заброшенной крепости хашишинов (ассасинов).

Теперь, десятку человек предстоит отразить атаку 200 воинов Зораса. Обороняющиеся используют все что только возможно – покрытые ядом золотые монеты, самодельные бомбы Гудена, детонаторы, электромагниты, а также древние ловушки, оставленные ассасинами. В итоге, благодаря хитроумно расставленной системе зарядов, крепость буквально рассыпается на части, погребая под своими стенами всех нападавших. В последней сцене Гуден с женой возвращаются домой, Дарси же остается вместе с легионом во Франции.

В принципе, из этой истории действительно мог получиться вполне неплохой приключенческий фильм. Иллюзионисты, экзотические места, погони и сражения, и пускай и минимальный, но все же настоящий исторический контекст – на мой взгляд вполне приличное сочетание, тем более что это был лишь первый сценарий. Основная проблема данной версии на мой взгляд заключалась в том, что при массе показанных трюков и номеров, авторы практически не объясняли их, хотя собственно суть миссии Гудена и заключалась в том, чтобы он после демонстрации своих возможностей показал, что все что он делает, это не магия, а лишь обычные фокусы.

Так в ключевой сцене поединка, Зорас вызывает Гудена на пистолетную дуэль. Гуден соглашается, но просит перенести дуэль на завтра. Позже выясняется, что герой абсолютно не знает, как провернуть свой старый трюк с ловлей пули зубами, так как в отличии от обычных обстоятельств, пистолеты находятся у Зораса, а сам Гуден заперт в помещении без окон и дверей. И тем не менее, позже он все равно ловит пулю зубами, а затем и совершает еще один трюк, стреляя в стену, после чего оттуда начинает извергаться кровь. Понятное дело, что ему удалось подменить пули – но как именно он это проделывает, авторы вообще никак не объясняют.В феврале 1993 года Бэчлеры отдали сценарий в небольшое голливудское агентство. Их свеженанятому агенту настолько понравилась работа, что он умудрился показать ее знакомому, у которого были неплохие связи среди студий. Далее события разворачивались стремительно. В среду сценарий, продвигаемый как “взрывная смесь Индианы Джонса и Лоуренса Аравийского” был вручен представителям крупнейших студий. Уже в пятницу, Tristar уговаривал Вольфганга Петерсона взяться за режиссуру фильма, но тот взял время на раздумья и компания упустила момент. Представителей студии Warner Bros. тоже заинтересовал сценарий, однако человек, который должен был одобрить сделку в тот вечер находился в самолете, и его мобильный был выключен. В итоге, сценарий достался компании Дисней. Джеффри Катценберг, который тогда еще работал в мышином доме, заключил сделку с Эндрю Вайной (он в первую очередь известен как один из создателей Carolco, но он также был владельцем Сinergi) и вечером все той же пятницы выкупил сценарий за 1 миллион долларов. По условиям соглашения, Дисней и Cinergi должны были софинансировать фильм, бюджет которого на тот момент оценивался в 55 миллионов долларов.

Уже через три недели у ленты появился режиссер и исполнитель главной роли. Снимать фильм вызывался Фрэнк Маршалл, а ролью Гудена заинтересовался Шон Коннери, который как раз недавно поработал с Вайной над фильмом “Знахарь”.

Однако, как это часто бывает после прихода большой звезды, Коннери потребовал вначале переписать сценарий под свою персону. В результате, следующие несколько лет целая группа сценаристов с переменным успехом занималась этим делом – чтобы сделать персонажа Гудена более сложным, ему придумали погибшего в ходе неудачного фокуса сына и дали больше экранного времени. В результате, роли двух остальных героев сократились до второплановых, что конечно усложнило работу продюсеров, так как первоначально они планировалось отдать все три партии большим звездам. Пока шла переписывания, Фрэнк Маршалл выбыл из проекта, а затем и участие самого Коннери стало под вопросом.

Затем кто-то из продюсеров осознал, что главные герои это белые колонизаторы, которые помогают подавить национально-освободительное движение и это как бы неполиткорректно. Тогда персонажа Зораса, который в начальном сценарии и так не отличался особой сложностью, решили сделать настоящим мясником, которому просто нравилось всех убивать - в то время как местное население было исключительно миролюбивым и ни с кем не сражалось.

Потом продюсеры решили что сценарий слишком мрачный и в него нужно добавить побольше юмора и шуток. Затем продюсеры решили переработать любовный треугольник. Каждым переписыванием занимался абсолютно новый автор, что только добавляло расходов к проекту, бюджет которого к тому моменту разросся до 100 миллионов долларов.

В конечном счете, Cinergi постигла судьба другого детища Эндрю Вайны и к 1998 году компания обанкротилась. Но как ни странно, это был не конец истории. В 1999 году права на сценарий выкупил Джоэль Дуглас - старший брат Майкла Дугласа. В то время Майкл уже начал встречаться с Кэтрин Зетой-Джонс, и будущие молодожены как раз искали какой-нибудь большой фильм для совместной работы. “Дым и зеркала” казался вполне подходящим вариантом.

Был нанят новый сценарист, который по сути вернулся к начальном сценарию – разве что персонажу Дарси придумали предысторию в виде мертвой жены (в оригинальном сценарии, он так и не рассказывал, что его побудило записаться в Иностранный легион), а персонажу Коллет придумали танцевально-вокальный номер (видимо, сцену специально написали по требованию Зеты-Джонс). В начале 2001 года фильм предложили снимать Джону Мактирнану, но после недолгих раздумий он отказался. В итоге пост режиссера достался Мими Ледер. Сценарий же все еще продолжали править – для переписывания даже наняли Бэчлеров, которые после продажи сценария в 1993 году больше не занимались им. Им наверно было забавно вернуться к работе восьмилетней давности.

К тому моменту, бюджет разросся уже до 150 миллионов. Съемки должны были начаться в Марокко в январе 2002 года. Но затем случилось 11 сентября, и семейство Дугласов побоялось лететь в исламскую страну. Да и сама тематика после этих событий стала казаться весьма щекотливой. В итоге, от греха подальше проект был заморожен на неопределенный срок, а вскоре и вовсе благополучно сгинул в безвестности. Название “Дым и зеркала” оказалось на удивление пророческим.


Статья в ЖЖ автора

Упомянутые персоны: Шон Коннери, Майкл Даглас
3270

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×