Voyager | Утерянный “Потерянный рай” Алекса Пройаса
Еще один мой старый материал, который я решил дополнить новой информацией
У каждой киноэпохи есть свои громкие нереализованные проекты, оставившие заметный след в индустрии и про которые до сих пор можно найти массу упоминаний. Например, “Наполеон” Стэнли Кубрика. “Дюна” Алехандро Ходоровски. “Ночные небеса” Стивена Спилберга. Тот же “Крестовый поход” Пола Верхувена.
Если составлять список таких нереализованных проектов за 21 век, то я думаю что так и не снятая экранизация “Потерянного рая” Джона Мильтона должна будет войти в его первую десятку. Конечно, режиссер Алекс Пройас возможно и не Стэнли Кубрик, но вряд ли кто-то будет оспаривать его талант и то, что он умеет снимать хорошие и запоминающиеся картины с интересным визуальным стилем. А именно такой лентой мог стать “Потерянный рай”.
Идея экранизации поэмы Джона Мильтона родилась в недрах студии Legendary pictures где-то в 2008-2009 годах. Первоначально, сценарием адаптации занимался Стюарт Хэзелдайн, позже к нему присоединились Лоуренс Каздан, Райан Кондэл, а потом и непосредственно сам Алекс Пройас, который получил пост режиссера осенью 2010 года. Сказать что сценарий проекта был достаточно амбициозным, все равно что сказать, что "Титаник" был достаточно успешным в прокате - ибо начиналась их история ни много ни мало со сцены сотворения всего сущего.
Итак, на первой же странице скрипта Бог создает архангелов. Его первенцем становится Люцифер, которого Всевышний ставит во главе всех ангелов. Затем Бог создает Михаила, который должен следить за тем, чтобы остальные ангелы хранили верность своему Создателю. Михаил становится правой рукой Люцифера и впоследствии даже дает ему клятву преданности.
Затем на свет появляются Гавриил (глас Божий), Рафаил, Саммаэль, Уриил и Абдиил. После этого Бог создает всех остальных ангелов, град Божий, а потом произносит классическую фразу “Да будет свет!”, что знаменует собой Большой взрыв, образующий привычную нам реальность, которую мы можем иногда видеть на снимках телескопа “Хаббл”.
Ангелы из града Божьего отправляются в эту реальность и помогают обустраивать новорожденную вселенную. Они создают протоны и электроны, которые складываются в первые атомы водорода, из которых затем образуются облака межзвездного газа, дающие начало первым звездам.
Ангелы занимаются астроинженерией
Затем создаются планеты, в том числе и наша Земля. Господь зарождает жизнь на Земле посредством гигантского метеорита, который приносит аминокислоты, дающие начало первой клетке. Далее следует длинная сцена, показывающая как жизнь на Земле проделала стремительный путь от одноклеточных микроорганизмов, до млекопитающих.
Что-то подобное мы могли увидеть в недавнем “Ное” – только если у Даррена Аронофски это заняло 2.5 минуты и ограничилось лишь Землей, то в сценарии “Потерянного рая” на создание всего сущего отводился добрый десяток страниц.
Однако в процессе создания жизни, Люцифер случайно видит свое отражение и восхищается своим совершенством. Порыв этой гордыни вносит дисгармонию в Божий замысел, из-за чего в мире появляется то, что не было предусмотрено – смерть. Когда Бог сообщает Люциферу, что он повинен в этом, то данная новость сильно задевает самолюбие "Несущего свет" и порождает первые семена бунтарства в его душе, которые дают обильные всходы после того, как Бог создает человека (Адама), которого нарекает своим самым лучшим творением.
Люцифер, которые считает лучшим творением Бога ангелов (в том числе разумеется и себя), не может смириться с таким решением и отказывается выразить уважение Адаму и преклониться перед ним. Он навсегда покидает Град Божий и решает создать на Небесах свое собственное царство.
С помощью хитрости и обмана, Люциферу удается склонить многих ангелов на свою сторону. К Люциферу присоединяется архангел Саммаэль, кроме того он всячески пытается перетянуть на свою сторону Михаила, напоминая о данной им клятве верности. Однако Михаил в отличии от Люцифера не знает сомнений и потому отвечает отказом. Разозленный этим, как он считает предательством, Люцифер распускает слухи о том, что Михаил решил присоединиться к нему, чем сеет сомнение в рядах верных Богу ангелов. Эта ложь вскоре приводят к первому кровопролитию на небесах.
Первая кровь
В ходе начальной схватки гибнет много божьих созданий, сам Михаил получает ранение. Всевышний лечит его раны, после чего восстановленный Михаил возглавляет войско, которое будет оборонять Божий град от армии Люцифера.
Раскадровки трансформации Михаила
Далее, следует эпичная битва. Войско Люцифера штурмует град Божий, защитники отчаянно отбиваются, но силы неравны и ангелы постепенно отступают. И тогда архангел Абдиил решает пожертвовать собой, чтобы искупить грех – ибо он однажды усомнился в Боге, и думал о том, чтобы присоединиться к Люциферу. Бог превращает Абдиила в ангела смерти Азраила, который в ходе самой зрелищной сцены скрипта пробивается через толпу падших ангелов, а затем низвергает их всех в преисподнюю.
Азрааил с лицом Джимона Хонсу
Некогда бывший самым красивым ангелом, Люцифер становится до неузнаваемости обезображенным последствиями битвы и своего падения в ад. Он берет себе новое имя: Сатана.
Сатана не собирается признавать свое поражение и планирует отвоевать небеса. Первым делом, он решает убить Адама и Еву, чтобы отомстить Богу. Однако ангелы бдительно охраняют Эдем и вылазка демонов Люцифера заканчивается тем, что меч Михаила рассекает нижнюю половину властителя преисподней, из-за чего оно становится чем-то похожим на змеиное.
После этого, Сатана решает поступить более хитро: пока его войско отвлекает Михаила, он в одиночку пробирается в Эдем, после чего искушает Еву. Поддавшись его уговорам, она съедает плод с Древа познания, который пробуждает ее сексуальность. Когда Адам узнает о произошедшем, то понимая, что Бог изгонит Еву, принимает решение тоже вкусить плод, чтобы остаться с ней.
Грех Адама и Евы придает Сатане новые силы. Он собирает свою обновленную армию падших и идет на штурм Эдема. Начинается третья за сценарий битва. В то время как основные силы бьются за Эдем, Сатана прорывается в Град Божий и пытается убить своего Создателя. Но верному Михаилу удается его остановить, после чего Бог снова низвергает своего некогда самого любимого ангела в ад.
В финале Михаил является Адаму и Еве и передает хорошо известное послание: “Верьте во Всевышнего, не пускайте зло в ваши сердца и вам будет даровано спасание”.
На свете существует великое множество сценариев различной тематики, в том числе и библейской - но я совершенно не припоминаю, чтобы где-то еще авторы так легко оперировали эпизодами такого масштаба вроде создания пары-тройки реальностей и еще мимоходом разбрасывались фразами о миллионах ангелов, выполняющих ту или иную божью задачу. Знаете, когда идешь в кино, то как правило на экране тебе показывают, что ты так или иначе уже видел, но в немного других вариациях. “Потерянный рай” был интересен именно тем, что предполагал зрелище, подобное которому мы еще не видели.
Огромные армии Ангелов сражаются на небесах. Люцифер со своим войском падающий в ад, и постепенно теряющий привычный свой облик. Михаил который патрулирует небо над Эдемом. Стирающий в порошок толпу падших Азраил. Сражения на небесах. Сражения на аду. Сражения в Эдеме. Ангелы строящие звезды. Может, какие-то из этих элементов уже где-то и всплывали – но чтобы все сразу, и в таком масштабе – не думаю.
Мне сложно говорить о художественных особенностях сюжета, так как достаточно трудно представить, что нашлось бы много людей, не подозревающих о том, что Люцифер перейдет на сторону зла и будет сослан в преисподнюю, а Ева отведает запретный плод. В условиях, когда все знают как все закончится, а персонажи архетипичны, создатели сделали упор на батальный сцены и мощные визуальные образы. В результате, получилась заточенная под большой экшн-фильм история, где добрые ангелы побеждали злых силой доброго слова и мечей... хотя скорее преимущественно мечей.
Единственное, на чем я бы хотел заострить внимание, так это на том, что при библейском сюжете, сценарий "Потерянного рая" обладал отнюдь не библейским объемом. 120 страниц это стандарт для обычного двухчасового голливудского фильма, но в данном случае в эти два часа было бы намешано все что только можно, начиная от сотворения Вселенной и заканчивая изгнанием Адама и Евы из рая. Если честно, такая история заслуживала бы хронометража как у специального издания “Хранителей”, что позволило предоставить место не только эпичным битвам, но и раскрыть персонажей и показать во всей красе падение Люцифера.
Но учитывая историю проекта, я бы не стал предъявлять к этому большие претензии. “Потерянный рай” изначально позиционировался как фильм с очень сложными визуальными эффектами, которые многими считались невозможными. Бюджеты таких лент, как правило, имеют тенденцию значительно вырастать за время пре-продакшна - и проект Пройаса не был исключением. Legandary хотели уложиться в 120 миллионов, но к концу 2011 года стало понятно, что эта сумма будет превышена как минимум на 20% (хотя лично на мой взгляд, чтобы снять все что было описано на бумаге, потребовалось бы не 20%, а 200% превышение заявленного бюджета). А когда создатели сталкиваются с тем, что бюджета не хватает, именно сюжет и хронометраж становятся первыми жертвами. В данном случае, в скрипте были три массивные сюжетообразующие экшн-сцены (плюс несколько эпизодов поменьше), и речь шла о том, что от одной из них пришлось бы избавиться, чтобы проект имел какие-то шансы на реализацию.
Брэдли Купер и Алекс Пройас делятся на Comic Con`е 2011 года планами по созданию “Потерянного рая”.
Однако, создатели то ли не захотели, то ли не смогли урезать и без того предельно сжатую по содержанию историю. В итоге, в декабре 2011 года Legendary объявили о приостановке проекта. К тому моменту, помимо режиссера, фильм имел полный актерский состав. Брэдли Купер должен был стать Люцифером, Бенджамин Уокер - Михаилом, а Джимон Хонсу - ангелом смерти Азраилом. Также, в касте были задействованы Кейси Аффлек (Гавриил), Руфус Сьюэлл (Саммаэль) и Доминик Перселл (Иеремил).
Камилла Бель должна была исполнить роль Евы
Спустя два месяца, проект был окончательно отменен. Неснятый фильм погубило то же, что и Люцифера – отсутствие веры в создателей. По сути, чтобы “Потерянный рай” был успешен, его надо было превратить в “Аватар”: т.е. в ленту с прорывными визуальными эффектами, которые бы обеспечили проекту нужный предпремьерный ажиотаж , а затем и хороший сарафан, что позволило ему выйти на окупаемости. Legendary не поверили в то, что смогут с имеющимися ресурсами снять свой “Аватар” и в итоге решили не рисковать.
Насколько оправданно было их решение? Я не знаю. Вполне возможно, что продюсеры были правы – фильм бы съел все ресурсы, однако из-за его сложности, картину так и не удалось бы довести до ума, и она впоследствии с треском провалился. Но с другой стороны, Алексс Пройас это ведь не какой-то безвестный дебютант - на мой взгляд, он вполне мог бы поднять эту махину и снять фильм, который бы поразил воображение зрителей.
Единственное на что я могу ориентироваться в этих рассуждениях, так это на недавний “Ной” Даррена Аронофски, который несмотря на все кривотолки и противоречия сумел собрать в прокате 360 миллионов долларов при бюджете в 125 и более чем уверенно отбить бюджет. Хотя опять же, стоит сказать что по своему масштабу “Ной” сильно уступал “Потерянному раю”, который бы ни при каких обстоятельствах не смог уложиться в отведенную ему сумму.
Так что, спустя более чем два года после отмены "Потерянного рая" нам остается лишь пересматривать оставшиеся от него концепты, раскадровки и представлять, что могло бы получиться у Алекса Пройаса. Пускай мы все прекрасно знаем содержание этой истории, но она вполне заслуживала того, чтобы мы могли ее еще и увидеть на киноэкранах.