Voyager | “ISOBAR”: нереализованный проект Сильвестра Сталлоне и Роланда Эммериха
В 1987 году бурно развивающаяся компания Carolco купила сценарий Джима Улса под названием “Dead Reckoning”. Эта история повествовала о недалеком будущем, в котором переживший экологическую катастрофу мир связала глобальная сеть сверхскоростных поездов, перемещающихся между континентами по подземным туннелям.
Группа военных должна доставить для опытов неназванной Компании некоего гуманоида, который представляет собой новую ступень эволюции. Для скрытного перемещения груза они используют гражданский поезд. Разумеется, монстр сбегает, после чего начинает охоту на пассажиров и пытающихся его остановить солдат. Чтобы выжить, существу нужны большие дозы адреналина, который он “высасывает” его из своих жертв.
Звучит не особо свежо даже по меркам 80-х скажете вы и будете правы. Да и сами продюсеры никогда особо не скрывали, что этот сценарий представлял собой беззастенчивый рип-офф “Чужого” и “Чужих”. Они собственно и называли данный проект не иначе как “Чужой в поезде”.
Тем не менее, продюсер Джоэл Силвер, у которого уже был опыт создания фильма про монстра и спецназ в виде только что вышедшего на экраны “Хищника” посчитал что из этой концепции можно выжать большее и предложил заняться проектом Ридли Скотту. Известно, что Скотт после коммерческого провала “Бегущего по лезвию” зарекся когда-либо снова работать с фантастикой. Однако его “Легенду” и “Тот кто меня бережет” ждало еще большее фиаско в прокате и на тот момент его дальнейшая голливудская карьера висела на волоске. Так что Скотт действительно задумался над тем, чтобы использовать этот проект в качестве трамплина для возвращения в высшую лигу. Он связался с Гансом Руди Гигером и описал ему идею фильма.
Гигер относился к тому редкому типу людей, которые вдохновившись чем-то сразу же с большим энтузиазмом берутся за дело, невзирая на формальности и не дожидаясь завершение всех переговоров. Оборотная сторона данной медали заключается в том, что из-за отсутствия этих самых юридических формальностей зачастую вся работа оказывается проделана зря.
Так вышло и на сей раз. Несмотря на то, что Скотт не подписывал никакого контракта и все договоренности были лишь на словах, Гигер потратил 6 месяцев в период с 1988 по 1989 год работая над проектом, который он называл просто “Поезд” (The Train). Он создал ряд причудливых дизайнов поезда, его интерьеров, и даже систему для спасения пассажиров путем их катапультирования, имевшую подозрительное сходство с процессом эякуляции. Ну а чего еще вы хотели от Гигера?
Но Скотт так и не достиг полного взаимопонимания с Джоэлом Силвером . Возможно, свою роль сыграл и успех “Черного дождя”, который смог восстановить его репутацию как успешного режиссера. Так или иначе, Скотт в итоге отказался от блокбастера и решил заняться “Тельмой и Луизой”.
Что касается Гигера, то поскольку он не подписывал никакого контракта и работал на чистом энтузиазме, то его труд так и остался неоплаченным. Правда, Гигер не забыл идею поезда: когда пятью годами позже он работал над “Особью”, то использовал свои наработки при создании сцены “поезда из кошмаров”. Художник так хотел чтобы этот эпизод был снят, что вложил в создание модели свои личные 100 000 долларов.
Правда и в тот раз старания Гигера оказались особо никому не нужны - съемочная группа проигнорировала его указания и сняла сцену по своему, а не так, как он задумывал. Отснятый материал даже не попал в рабочую версию фильма, и лишь в самый последний момент его небольшой кусочек (куда меньше задуманных 30 секунд) все же включили в фильм.
И тем не менее, даже оставшийся огрызок смотрелся весьма внушительно. Можно лишь представлять, как бы выглядел поезд и монстр, согласись Ридли Скотт снимать фильм.
На замену Скотту был взят Роланд Эммерих. Владелец Carolco Марио Кассар так впечатлился его “Луной 44”, что предложил немцу пост режиссера проекта, который должен был стать его голливудским дебютом. Постоянный сценарист Эммериха тех лет Дин Девлин начал работу над новой версией скрипта. Но как оказалось, он старался зря. Силвер даже не стал читать работу новичка, так как уже заручился поддержкой настоящей голливудской тяжелой артиллерии.
Во-первых, у проекта появился новый сценарист - Стивен де Соуза, который отметился такими фильмами, как “48 часов”, “Бегущий человек”, “Коммандос”, “Крепкий орешек” и в те годы был в Голливуде буквально нарасхват. Во-вторых, нашелся и исполнитель главной роли. Им стал Сильвестр Сталлоне. В то время он как раз работал вместе с Силвером над “Разрушителем”, и узнал от него о “Чужом на поезде”, который его заинтересовал. Проект, кстати, получил новое название, под которым он и сейчас и известен – “ISOBAR”. Это слово некогда настолько понравилось Силверу, что он решил, что обязательно надо будет его использовать.
Де Соуза взялся за работу, решив фактически создать сценарий заново, оставив от версии Улса лишь общую концепцию. В связи с этим, ему нужно было найти ответ на множество вопросов, главным из которых заключался в том, кем именно будет главный герой. Слай категорически не хотел играть футуристического Рэмбо и просил сделать его персонажа как можно более “приземленным”. После перебора вариантов вроде ученого, охранника и т.п., сам Марио Кассар выдвинул идею. Он вспомнил, как во время одного из полетов на Конкорде его сосед весь рейс доставал экипаж самолета и стюардессу разнообразными, зачастую весьма абсурдными просьбами. После приземления выяснилось, что он работал на авиакомпанию и все это было проверкой профессионализма экипажа. Де Соузе понравилась данная идея и он решил сделать героя Сталлоне подоным парнем.
Следующий основной вопрос заключался в самой концепции фильма – почему поезд? Зачем кому-то везти опасный груз поездом, когда можно использовать самолет? Де Соуза решил списать все на экологический кризис – дескать, после разрушения озонового слоя, вся реактивная авиация была пущена под нож и сверхскоростные поезда стали самым быстрым средством передвижения между континентами.
В декабре 1990, де Соуза представил свой сценарий, чье действие начиналось в опустошенных окрестностях Лос-Анджелеса образца 2016 года. Из-за уничтожения озонового слоя большая часть животных и растений погибла, поверхность планеты превратилась в пустыню, а содержание кислорода в атмосфере резко упало. Потому, желающим выбраться за пределы накрытых куполами городов приходится таскать с собой кислородные баллоны.
Компания Биодайн проводит эксперименты над мутировшими животными. После того, как один из них идет не так как задумывалось и приводит к гибели ряда сотрудников, руководство решает забрать самый перспективный образец и доставить его в Лондон.
Группа зачистки забирает нечто живое, взрывает комплекс, после чего избавляется от свидетелей, убивая в том числе и местного проводника из числа “новых бедуинов”(так называют людей, живущих за пределами куполов). Его сыну Гибран удается спастись и он следует за убийцами отца, проникая в Лос-Анджелес, где видит, как они садятся на левитирующий на магнитной подушке поезд линии ISOBAR (Intercontinental Subterranean Oscillo-magnetic Ballistic Aerodynamic Railway), после чего следует за ними. Данный поезд это настоящее чудо инженерной мысли – он имеет огромные размеры и может развивать сверхзвуковую скорость. Он направляется в первый, после запрета авиаперевозок , прямой рейс между США и Европой.
Мы постепенно знакомимся с остальными героями – интендантом Сари Маккой, эксцентричной богачкой Хеддой (эта роль писалась под Софи Лорен) которая отчаянно хочет выдать свою внучку замуж за какого-нибудь богатенького наследника, сделавшим состояние на торговле яйцеклетками миллиардером Реджи, вором по имени Корбальд, главой службы безопасности поезда, машинистом и другими. Наконец, появляется и наш главный герой – сотрудник “ISOBAR” по имени Расс Прайн, который под видом пассажира должен оценить профессионализм персонала поезда.
Поезд отправляется в путь и все вроде идет своим чередом. Прайн своими причудами доводит до исступления персонал поезда (и особенно Маккой), плохие парни поддерживают организм в стазисе в ожидании прибытия в Лондоне. Однако когда Корбальду становится интересно, что находится в закрытом от посторонних отсеке, это приводит к не самым лучшим последствиям. Пробудившаяся от стазиса особь начинает расти и через некоторое вырывается на свободу.
Создание модели одной из жертв монстра
После первого найденного трупа, поезд совершает вынужденную остановку в Солт-Лейк-Сити. Под угрозой увольнения руководство требует от Прайна, чтобы он любой ценой не допустил дальнейшей задержки рейса - и герою удается уговорить полицию отпустить поезд в дальнейший путь. Но чтобы расследовать убийство, на борт поднимается бравый детектив Янг, который вскоре становится новой жертвой монстра на глазах у остальных пассажиров. Создание (его называют Боромез) заметно выросло и обзавелось щупальцами, с помощью которых оно высасывает из людей всю влагу.
Единственная дошедшая до нас модель монстра
становить поезд и выпустить пассажиров наружу не представляется возможным, так как в данный момент он пересекает открытое пространство, где слишком малое содержание кислорода для дыхания. Потому, пассажиры баррикадируются в салонах первого и третьего класса, в то время как Боромез обосновался в центре поезда. В поисках воды, монстр крушит все внутри и в итоге делает нечто вроде запруды, из-за чего поезд начинает терять стабильность. После гибели детектива, Прайну, как самому старшему из сотрудников компании, приходится нехотя принять на себя роль лидера. Поскольку система дистанционного управления вышла из строя, он решает вручную отцепить вагоны третьего класса, а через некоторое время и вагоны с Боромезом.
Для этого, ему приходится дождаться, когда поезд войдет в туннель, где для уменьшения сопротивления откачан воздух (правда я лично не понял, как в принципе можно создать в открытом туннеле вакуум, но да ладно) и затем нацепив на себя маску и кислородный баллон, выбраться на крышу и заняться процессом сброса вагонов.
Но плохие парни, которые маскируются под пассажиров (и потому герои не знают кто из них не те за кого себя выдают), все еще хотят любой ценой доставить груз до пункта назначения. Потому, они саботируют деятельность Прайна. Ему чудом удается спастись и при этом приходится весьма близко повидаться с Боромезом. Понаблюдав вблизи это создание, Прайн понимает, что это скорее растение, нежели животное. Боромез реагирует на свет, и герои используют это, чтобы заманить монстра и иммобилизовать его.
Но решив эту проблему, они сталкиваются с другой. Кто-то убил машиниста и уничтожил все системы управления и связи. В результате, несущийся на скорости в два маха ISOBAR невозможно затормозить. Прайн предлагает дождаться, когда поезд на короткое время выйдет из туннеля в Исландии и отключить систему магнитной левитации , т.е. грубо говоря, свести его с рельсов. Пассажиры смогут пережить крушение в специальных защитных капсулах.
Но в ходе финального твиста, когда мы узнаем кто есть кто, выясняется, что именно в этом и состоял план злодеев. Только они саботировали систему активации всех капсул, кроме своих, решив таким образом разом избавиться от всех свидетелей, после чего забрать образцы Боромеза. Само создание является специально выведенным организм, который проходит несколько стадий развития, после чего дает споры, из которых должны появиться растения, которые смогут выжить на земной поверхности и восстановить атмосферу планеты. Это бесспорно благое начинание – но разумеется, оно будет доступно лишь для самых богатых стран. Таким образом, если герои убьют Боромеза, то могут лишить планету шанса на спасение.
В ходе гонки со временем, герои пытаются восстановить питание спасательных капсул. Один из персонажей, миллиардер Реджи жертвует собой, чтобы спасти всех остальных.
Эта роль предназначалась Джеймсу Белуши. Ему была посвящена отдельная сюжетная линия, в ходе которой его герой на протяжении фильма переосмысливал свою жизнь, в финале решив сделать что-то хорошее.
В ходе зрелищной сцены поезд сходит с рельсов. Совместными усилиями пережившим крушение героям удается перебить плохих парней, Прайн выносит из искореженного вагона остатки Боромеза, и тот дает споры, которые разносятся над Исландией, давая надежду на возрождение жизни.
Таким вот был “ISOBAR”. Местами зрелищный, местами глупый, ну а с точки зрения сегодняшнего дня местами весьма ностальгический – чего стоит хотя бы одно описание "ужасающего" мира 2016 года. Добавьте к этому хотя бы шутки про престарелого Майкла Джексона и упоминание о церемонии с участием королевы Дианы.
Вообще, 90-е были интересным времени для блокбастеров. На экранах порой воплощались самые разные идеи и при этом без оглядки на рейтинги. И этот сценарий является хорошим тому примером – для взрослой аудитории есть экранная пара Сильвестра Сталлоне и Ким Бейсингер (да, роль Маккой писалась под нее), для молодой аудитории линия Гибрана и внучки персонажа Денев. А рейтинг при этом чистый R – тут и атаки монстра, и герои не стесняются в выражениях, и есть даже сцена ампутации ноги.
В целом, я бы сказал, что сценарий де Соузы показался мне достаточно интересным, и я думаю, что будь фильм снят, его бы сейчас достаточно хорошо помнили. Это конечно не “Крестовый поход”, но для проекта такого плана в нем на удивление много времени уделялось персонажам и их проработке. Было также несколько интересных задумок, например, фишка с детективом. Создатели планировали взять на эту роль какого-то именитого актера с амплуа героя, чтобы затем неожиданно и эффектно убить его (примерно как Сэма Джексона в “Глубоком синем море”). То, что монстра нельзя убивать, так как он может спасти Землю, тоже занятно. Эта идея конечно не использовалась на полную катушку, но вообще она очень в духе того же “Чужого” – там, напомню, создатели пытаясь объяснить почему герои не могли просто пристрелить пришельца, придумали ему кислотную кровь.
Ну и надо сказать пару слов про главного героя. Де Соуза сделал все, чтобы сделать его как можно более похожим на обычного парня – корпоративный чиновник в костюме и очках, который так волнуется по поводу своей работы, что умудрился заработать язву желудка. И в итоге ему приходится стать героем поневоле и спасти всех. Все же не самое привычное амплуа Сталлоне.
Правда я не могу быть 100% уверенными, что в последний момент Слай бы не передумал по поводу своего персонажа и не стал по обыкновению требовать переписать его на свое усмотрение. Впрочем, мы этого уже не узнаем.
Подготовка к съемкам фильма шла полным ходом: был утвержден 90 миллионный бюджет, были подобраны актеры, Рик Бейкер работал над дизайном монстра, также были созданы интерьеры поезда. До начала строительства декораций оставалось буквально пара недель, когда проект был заморожен. Всему виной разумеется стало банкротство Carolco.
Во время раздела имущества студии, де Соузе было предложено выкупить сценарий за половину от потраченных на разработку проекта денег (от 5 до 7 миллионов долларов) – но он отказался. В итоге, через некоторое время права достались Эммериху и Девлину. В начале нулевых, они даже наняли Тэба Мерфи, чтобы тот осовременил сценарий, и попытались перезапустить проект - разумеется уже без Сталлоне. Но, как говорится, к тому моменту поезд уже ушел.
Так что “ISOBAR” останется в памяти, как еще один интересный проект из 90-х, который навсегда остался в производственном аду после банкротства Carolco. Можно лишь утешаться тем, что у него там подобралась отличная компания.
Статья в ЖЖ автора