Voyager | “Грань будущего”, которой не было: или как продать сценарий за $3 000 000 и не попасть в титры фильма
“Грань будущего” изначально была весьма непростым проектом. С одной стороны, у создателей была захватывающая история с интересными персонажами и сюжетными поворотами. С другой - огромный масштаб всего действия, и тот факт, что речь шла не о сиквеле или экранизации очередных комиксов/подростковых бестселлеров, создавали обоснованные сомнения по поводу того, что фильм все же будет снят. А если и будет – то в изначально задуманном виде. Потому, та трансформация, которая произошла с проектом в промежутке между начальным сценарием и итоговым фильмом на мой взгляд была во многом предсказуема.
Началось все, напомню, еще в 2010 году, со сценария Данте Харпера под названием “All you need is kill”, который являлся адаптацией одноименного японского ранобэ. Работа Харпера заняла третье место в Черном списке того года и была выкуплена студией Warner Bros. за очень солидную для сценарного рынка сумму в 3 миллиона долларов.
Скрипт Харпера сразу брал быка за рога, в первой же сцене показывая утро “Кровавого вторника” – эпичнейшую битву, чье действие разворачивалось на Кубе. Мы видели, как десятки тысяч солдат в экзоскелетах и куча сопутствующей футуристической военной техники высаживалась на пляжах острова Свободы в попытке разбить силы вторгшихся на Землю пришельцев, известных как мимики, и переломить ход войны.
В одном из экзоскелетов находится наш главный герой - перепуганный до смерти рядовой Билл Кейдж, которому вероятно не исполнилось еще и 20 лет. Его отряд, это одно из худших и слабоподготовленных подразделений в армии вторжения, не имеющее никакого боевого опыта, которому поставлена задача прикрывать тыл наступающих дивизий. Поэтому Кейдж и многие его сослуживцы весьма надеются, что смогут избежать десантной мясорубки и отсидеться в сторонке.
Однако с самого начала все идет совсем не по плану — корабль с отрядом Кейджа сбивают, герою и части сослуживцев, удается спастись и занять позицию, чтобы буквально через минуту быть сметенными стремительной атакой мимиков.
Несмотря на помощь элитного подразделения “Псов”, которым командует героиня битвы за Флориду, 23-летняя Рита Вратаски, которая десятками рубит мимиков своим легендарным топором, отряд Кейджа, как впрочем и все остальные солдаты сил вторжения, обречены. Один за другим, бойцы погибают. Кейдж тоже получает смертельное ранение, успев напоследок ранить необычного мимика, чья кровь попадает на него. Часы показывают 4:19.
Так герой попадает во временную петлю. Попытки предупредить командование об исходе наступления, дезертировать и даже покончить с собой ни к чему не приводят – Кейдж раз за разом просыпается в казарме за сутки до событий Кровавого вторника. Перепробовав все способы не участвовать в десанте, Кейдж решает, что его единственный шанс выбраться из петли - это выиграть саму битву. Он начинает тренироваться у своего командира, сержанта Фарелла, который обучает его, как использовать все возможности экзоскелета. Также, он просматривает записи старых боев Риты, пытаясь копировать ее тактику.
Параллельно, через флэшбеки и закадровый голос мы узнаем предысторию войны. О том, как когда-то над Землей завис флот инопланетных летательных аппаратов. Как после того, как все попытки установить контакт провалились, военные, атаковали один из звездолетов. Как после этого все остальные корабли рассыпались на ряд тел, которые вошли в земную атмосферу. Как на месте их падения появились и стали множиться небольшие существа, убивающие всё живое. Как эти существа стали стремительно эволюционировать, увеличиваясь в размерах и по мере своего развития стали копировать некоторые земные технологии и даже отчасти облик самих людей, за что и были прозваны мимиками (т.е. подражателями).
Через несколько сотен циклов, Кейдж становится закаленным ветераном, фактически человеком-армией. Однако, несмотря на то, что герой находится во временной петле, после очередной перезагрузки далеко не все события полностью идентичны. Скажем, погода постоянно меняется - иногда идет дождь, иногда поле боем скрыто туманом, однажды даже выпадает снег. Мимики тоже не сидят сложа руки – как и Кейдж, они “помнят” будущие события, “помнят” что предпримет Кейдж и потому вносят соответствующие коррективы в свою тактику.
Но все же, Кейджу наконец удается добиться победы. Пускай это и не всеобщая виктория, но по крайней мере в его секторе вторжения, мимики разгромлены – а значит, он наконец то может надеяться дожить до среды. Но, как только на циферблате часов появляются цифры 4:19, Кейдж просто умирает. Так герой узнает правду – его петля ограничена временем, когда он погиб в первый раз. Даже если к концу битвы он остается целым и невредимым, то все равно умирает ровно в 4:19.
Разумеется, Кейдж впадает в отчаяние из-за того, что он обречен существовать в петле и от его действий на самом деле ничего не зависит. Потому, он начинает творить всякие глупости. Например, гуляет по полю боя играя в видеоигры, попивая виски и параллельно убивая мешающих этому процессу мимиков. Или однажды смеха ради угоняет корабль мимиков и отправляется на нем в космос.
Во время одного из таких “заходов”, герой наконец сталкивается с Ритой Вратаски лицом к лицу на поле боя. Увидев, как сражается Кейдж, она понимает, что с ним происходит. То же самое некогда случилось и с ней, во время битвы за Флориду. Рита рассказывает Кейджу, что для того, чтобы выбраться из петли, ему нужно уничтожить того мимика (он называется “антенна” – т.к. передает сообщения в прошлое), чья кровь попала на него. Также, ему нужно убить всех мимиков-“приемников”, которые принимают идущие из будущего сигналы “антенн”. Также, она рассказывает, что в петле всегда есть человек, который обречен. Таким был ее командир Хендрикс, в которого она влюбилась и который все равно погиб, несмотря на все ее попытки спасти его.
Во время следующего цикла, Кейдж и Рита объединяют свои силы и пробиваются через ряды врагов, уничтожая всех “антенн” и “приемников”. Кейдж считает, что наконец-то вырвался из петли и на радостях целует Риту… но как оказывается ничего не изменилось, и он все равно умирает в 4:19.
Вернувшись в понедельник, герой решает послать все к черту и просто провести этот день с Ритой. Он еще рассказывает ей свою историю, они гуляют и в итоге проводят ночь вместе. На следующей утро, армия мимиков неожиданно нападает на силы людей. Рита и Кейдж снова сражаются бок о бок и снова убивают всех “антенн” и “приемников”. И снова, это ничего не меняет.
И тогда Рита понимает, что все дело в ней. После случившегося с ней во Флориде, она каким-то образом стала “приемником” и мимики используют ее, чтобы узнавать будущее. Кейдж должен убить ее – иначе он никогда не разорвет петлю. Разумеется, герой не может это сделать и тогда она нападает на него, фактически вынуждая его убить себя. Рита умирает, Кейдж наконец-то вырывается из петли.Утро среды. Люди выиграли сражение и собираются продолжить наступление. Кейджа чествуют как героя и торжественно награждают – вот только ему уже все равно, ибо человека, которого он полюбил, больше нет.
Таким был сюжет начального сценария проекта. Когда я ознакомился с ним в первый раз, он мне очень понравился. Перечитав сейчас, должен сказать что мое мнение по его поводу особо не изменилось. Сценарий Харпера действительно прекрасно читался, держал в постоянном напряжении до самого финала и содержал массу отличных визуальных образов и весьма сочно прописанных экшн-сцен. Герой был интересен, и Харперу удалось хорошо показать его становление от простого салаги до закаленного в боях ветерана. В сюжете конечно имелись некоторые подводные камни, но если честно, на них вообще не хотелось обращать никакого внимания.
Также большим плюсом его работы была хорошо поданная лав-стори, которая при этом возникала лишь в третьем акте, когда герои наконец начинали взаимодействовать. Да, если в блокбастере у нас есть парень и девушка, тj они просто обязаны влюбиться и поцеловаться, это клише без которого не может обойтись почти не один фильм (исключения, типа “Тихоокеанского рубежа” можно пересчитать по пальцам) - но в данном случае эта линия была весьма гармонична вплетена в повествование и даже необходима для наилучшего завершения истории.
А еще, скрипт был весьма брутальным. Конечности разлетались направо и налево, головы взрывались, солдаты как и положено общались друг с другом преимущественно с использованием ненормативной лексикой. Что-то похожее мы размаху и уровню насилия мы могли видеть во вступительной сцене “Спасения рядового Райана” и “Звездном десанте” Пола Верхувена.
Но именно из-за этого, завершив чтение, в голову закрадывалось подозрение, вскоре перерастающее в твердую уверенность насчет того, что все это слишком хорошо чтобы оказаться правдой. Никто просто не будет вбухивать несколько сотен миллионов долларов на такой проект с таким рейтингом. Ну разве что у руля встала бы молодая реинкарнация Джеймса Кэмерона.
Следующий сценарий, который носил название “ We Mortals Are”, был написан Джоби Харольдом и он уже имел мало общего с первой версией. Во-многом это связано с тем, что на главную роль подписался Том Круз, который конечно всегда молодой и все такое, но не настолько, чтобы сыграть 20-летнего новобранца. Да и вообще, есть сейчас в Голливуде тенденция, когда уже достаточно возрастные актеры играют роли, которые изначально прописывались под 20-летних. Как те же “47 Ронинов”, где персонажу Киану Ривза изначально было лет 25. Или несостоявшаяся экранизация “Хребтов безумия”, где главному герою по сценарию тоже было до 30, и которого кстати должен был играть все тот же Круз.
Следующей жертвой разумеется стали рейтинг и масштаб. Также действие перенеслось с Кубы в Англию и Францию, у главного героя появился сын, персонаж Риты получил куда больше времени (ибо это тоже правило блокбастеров - герой должен встретить девушку как можно раньше). Финал не имел вообще ничего общего с версией Харпера и разворачивался на вершине Эйфелевой башне, где Кейдж и Рита должны были уничтожить гнездо Королевы мимиков, которая управляла боем. Кейдж жертвовал собой взрывая башню, Рита же приобретала способность путешествовать во времени на годы как в ту, так и в другую сторону. В финале она возвращалась в прошлое, чтобы поменять ход битвы и спасти Кейджа.
Еще в сценарии Харольда была куча разнообразных мимиков – например, летающие “апостолы”, специально созданные для охоты за застрявшими во временной петле людьми или похожие на гигантских богомолов охранники Королевы. Правда в ходе последывающих переписываний весь этот бестиарий был вырезан, точно так же как сцены с Эйфелевой башней, сыном Кейджа и эпизодами применения ядерного оружия.
А этих переписываний было много – свою лепту внесли Кристофер Маккуори, Джезз Баттеруорт и другие авторы. Я не знаю, сколько еще сценариев было написано, но факт в том, что всего за 8 недель до начала съемок у картины не было утвержденного финала.
По сути, от версии Харпера в итоговый фильм попала лишь общая концепция, имена персонажей и возможно 1-2 строчки диалогов. Так что нет ничего удивительного в том, что ни Харпер ни Харольд вообще не попали в титры фильма. Но, как я сказал в самом начале, такая эволюция сюжета была вполне закономерна.
Нетрудно догадаться, что у меня не было особого желания полюбить ту версию, которую в итоге снял Даг Лиман. Но после просмотра мне все таки надо отдать ему должное – у него получился вполне зрелищный и динамичный фильм. И честно говоря, если прогнозы насчет кассовых сборов “Граней будущего” верны, то мне жаль, что он пока что проваливается в прокате, ибо каждый такой провал означает меньшие шансы на то, что в будущем студии будут вкладывать большие суммы в оригинальные проекты. Пускай даже, после переписываний, "Грани" имеют мало общего с начальной идеей, но все равно эта картина на мой взгля куда лучше, чем многие другие летние фильмы, которые стабильно окупаются и получают кучу сиквелов.
Как бы то ни было, но для меня всегда останутся две “Грани будущего” – та версия, что вышла на экраны, и та, что навеки так и осталась лишь на бумаге и моем воображении.
Статья в блоге автора