Voyager | Мнение о сценарии «Conflicts of the last progenitors»
Чтобы понять, почему Крейг С. Залер является, мягко говоря, не самый типичным автором, достаточно просто узнать некоторые детали его биографии. Он 9 лет работал шеф-поваром и параллельно писал сценарии. Затем, Залер решил оставить оба этих занятия и полностью посвятить себя музыке. Со своим другом Залер основал эпик-метал группу Realmbuilde, где он одновременно являлся исполнителем, ударником и автором песен.
Через некоторое время, наш герой снова вернулся к писательству, причем помимо сценариев начал браться за новеллы и на этой почве весьма неплохо преуспел. У Залера весьма характерный и легкоузнаваемый сценарный стиль – он любит подробные описания, любит давать своим работам нетипичные названия (по его собственным словам, он терпеть не может нынешние прилизанные заголовки голливудских блокбастеров). Но больше всего он любит в своих работах всячески уходить от всех возможных голливудских штампов и клише.
Я уже подробно писал о его работе “The Brigands of Rattleborge”, которая возможно является одним из самых известных неэкранизированных сценариев за последнее десятилетие. Но помимо вестернов и хорроров, Залер работает и в других жанрах. И сегодня речь пойдет о еще одном его неэкранизированном сценарии – фантастике под названием “CONFLICTS OF THE LAST PROGENITORS”.
В 2054 году компьютеры обрели самосознание, после чего приступили к тому, что их создатели умеют лучше всего – уничтожению себе подобных. В результате развернувшейся войны между разными группировками ИИ, все земные сети были полностью уничтожены, что привело к технологическому упадку.
Спустя 18 лет, немецкими учеными была создана технология, призванная заменить компьютеры. Она сочетала в себе биокомпоненты (сконструированные на основании животных аналогов органы, призванные выполнять базовые функции ИИ) и некоторые механические элементы. Данные устройства получили название Fleischwerk.
Через некоторое время после появления Fleischwerk, на Земле возникло движение Новых пуритан, которые начали свою борьбу за “очищение” мира. Применение биологического оружия привело к уничтожению почти всей экосистемы и вымиранию значительной части населения.
Уцелевшие нации приняли решение о том, что человечество, как вид, должен пережить эту катастрофу. Тогда же и был запущен проект по постройке гигантского космического корабля “Элизабет”, способного доставить 1 800 поселенцев (которые на время полета должны были прибывать в состоянии криогенного сна) к ближайшей звезде.
Миссия стартовала в 2142 году, однако полет продлился куда дольше запланированного – корабль в поисках пригодных для обитания миров посетил целый ряд систем, однако ни одной пригодной для жизни планеты так и не было найдено. Чем дольше длился полет, тем в большую негодность приходили системы корабля. В результате, управляющий им Fleischwerk вынужден принять решение сделать “остановку” у планеты Оптион-1, которая находилась в системе двух звезд и являлась далеко не самым лучшим местом для жизни. К тому моменту, шел уже 838 год полета…
Думаете, я уже рассказал почти весь сюжет так и не снятого фильма? Нет, это лишь первые 12 страниц сценария Залера.
После пробуждения выясняется, что лишь половина экипажа пережила такой длительный полет. Планета Оптион-1, мягко говоря, не самое приятное место для прогулок – температура на ее поверхности колеблется от -35 ночью, до + 50 днем, когда оба солнца находятся в зените. Местная фауна в большинстве своем настроена достаточно враждебно к землянам. Ситуацию усугубляет то, что на борту “Элизабет” находится группа саботеров с непонятными намерениями.
Одной из особенностей данного сценария является то, что в нем по сути нет главного героя. Формально им можно назвать персонажа по имени Свен (сын главного конструктора корабля), но вообще Залер населил “Элизабет” очень большим количеством этнических персонажей, начиная от сурового китайского командира Ло-Шюна и заканчивая индейскими пилотами и достаточно равномерно распределил экранное время между ними. С моей точки зрения, настоящие герои сценария, это собственно говоря конфликты, которые возникают по мере того, как земляне пытаются решить возникающие перед ними проблемы. А они весьма разнообразны – помимо враждебного мира и саботеров, герои столкнутся с внеземным разумом, который как выясняется тоже нашел убежище на Оптионе-1.
Залер традиционно не поскупился на мелкие детали, достаточно подробно описав иерархию экипажа (включая даже правила того, как младшие чины должны кланяться старшим), но наибольший интерес лично у меня вызвали весьма необычные конструкции и технологии, фигурирующие в сценарии. Например, вместо камер наблюдения, используются специально выращенные биомеханические глаза. В качестве одного из видов оружия - устройство, которое вызывает мгновенное старение организма.
Жаль, что кто-то вроде Г. Р. Гигера не работал над этим проектом
Когда в истории возникает внеземной разум, то вместе с ним появляется сделанный из льда корабль серповидной формы, который управляется колонией разумных червей, а также ассиметричные 3.5 метровые гуманоиды, у которых на одном плече находится голова, где из органов чувств есть лишь две пустые глазницы, а на левом расположены своего рода “чаши”, одна из которых служит этим существам ртом.
Конечно, с точки зрения реалистичности к такому наверно можно придраться. Но зато тут действительно чувствуется то, чего как правило нет в большинстве нынешних блокбастеров - фантазия и стремление автора показать что-то, чего мы еще никогда не видели на большом экране. Я бы многое отдал, чтобы увидеть хотя бы какие-то концепты описанных в сценарии существ, планеты и кораблей, но по всей видимости их нет, так как проект не был запущен в производство.
А то, что этого не произошло, меня разумеется ничуть не удивляет. Уже один масштаб и объем сценария (156 страниц) вероятно сразу поставил на нем крест. При этом, это не масштаб в стиле “Трансформеров”, где сюжет является лишь оправданием для спецэффектов – в сценарии есть определенное количество экшн-сцен, но они играют вспомогательную роль. Отсутствие центрального героя также не прибавило проекту шансов на экранизацию – я вот сходу затрудняюсь назвать какой-то недавний большой фильм, где не было бы явного протагониста, за которого мы формально должны были бы переживать.
Далее, сценарий оставляет очень большое количество вопросов, относительно пришельцев и ряда происходящих в финале события без какого-то ответа. Хотя, возможно это намеренный авторский ход – суть конфликта ведь и заключалась в том, что стороны так и не смогли понять друг друга и наладить общение.
Интересно кстати, что если взять только первую половину сценария, то она буквально просится в качестве пилотного выпуска для какого-то сериала, посвященного трудностям выживания человеческой расы в далеком будущем. Кто знает, возможно, в таком формате у проекта был бы какой-то шанс. В формате же фильма – практически никаких. Жаль конечно, что так получилось, ибо повторюсь, что несмотря на все сценарные вопросы без ответа, я бы хотел посмотреть, что вышло бы из этого материала и этих идей. Но, как сказал сам Залер, креативность это далеко не самое главное, что ценится в современном Голливуде.
Статья в ЖЖ автора