Voyager | «Горячая зона» Ридли Скотта или как на свет появился фильм “Эпидемия”
С периодичностью в несколько лет в Голливуде обычно повторяется схожая история. В чьи-то светлые головы, как правило независимо друг от друга и в одно и то же время, приходит мысль, что определенная тема невероятно перспективна для ее переноса на большой экран, причем сделать это нужно как можно скорее. При этом, содержание выбранного для экранизации материала абсолютно не важно – это может быть что угодно, начиная от фильмов про исследователей морских глубин и заканчивая мультиками про муравьев.
Важно то, что новости по Голливуду разносятся весьма быстро, и продюсеры, прознав о том, что у кого-то есть точно такой же проект, стремятся как можно скорее запустить свой в производство, чтобы опередить конкурентов. Предугадать исход в таких соревнованиях как правило весьма сложно.
Бывает, что проваливаются оба наспех снятых фильма. Такая судьба постигла в 1997 году “Пик Данте” и “Вулкан”. Бывает, что оба фильма оказываются успешными – как, например, вышедшие годом позже “Армагеддон” и “Столкновение с бездной”. Ну и разумеется, иногда бывает что вышедший раньше фильм оказывается успешен, а вышедший позже проваливается – и тогда тому, кто опоздал, остается лишь нервно кусать локти. За подобным примером не нужно далеко ходить, достаточно просто вспомнить вышедшие в прошлом году “Падение Олимпа” и “Штурм Белого дома”.
Но иногда случается так, что один из претендентов не доходит до финиша гонки. Так было с фильмом про Александра Македонского, который хотел снимать Баз Лурман с Леонардо ДиКаприо в главной роли. Такая же судьба постигла и “Горячую зону” – фильм, который должен был снимать Ридли Скотт в 1994 году.
В 1989 году, среди обезьян, содержащихся в исследовательской лаборатории в городе Рестон, вспыхнула загадочная эпидемия. Зверушки начали умирать пугающими темпами (всего погибла треть из содержащихся там нескольких сотен животных), после чего образцы крови больных обезьян были направлены в Форт-Детрик, где находится бактериологический центр армии США.
Проведенный анализ показал, что мартышки заражены ни много ни мало вирусом Эбола, что вызвало настоящую панику. Во-первых, Рестон находится буквально на окраине Вашингтона. Во-вторых, двое сотрудников лаборатории умудрились понюхать колбу с образцами Эболы, каким-то образом перепутав ее с пробиркой, где должны были содержаться безвредные микроорганизмы. Еще один неприятный инцидент произошел с доктором Нэнси Джакс, которая при вскрытии зараженной обезьяны, случайно порезала перчатку, и зараженная обезьянья кровь почти вошла в контакт с ее кожей.
К счастью, тогда все обошлось – как выяснилось позже, вирус Эбола мутировал в неопасную для человека версию (ее назвали вирусом Рестона) и тот штамм был опасен только для обезьян.
Тем не менее, все эти события наделала немало шума. В 1992 году Ричард Престон опубликовал статью “Кризис в горячей зоне”, где рассказал о подробностях событий 1989 года.
А еще через два года, Престон написал полноценную книгу.
Этой статьей заинтересовались в Голливуде. По всей видимости, сочетание фраз “смертоносный вирус” и “20 миль от центра Вашингтона” показалось им весьма привлекательным. За право на экранизацию статьи (!) развернулась настоящая война, победителем из которой вышла продюсер Линда Обст и студия 20 Век Фокс. Чтобы адаптировать материал для фильма, за полумиллионный гонорар ими был нанят сценарист Джеймс Харт. Видно из-за солидарности с женским полом, Обст считала, что в центре истории должен стоять сильный женский персонаж. И Харт сделал главным героем уже упомянутую Нэнси Джакс (инцидент с порезанной перчаткой кстати перекочевал в сценарий, точно так же как и нюхание колбы неосторожными лаборантами). Согласие на режиссуру фильма дал Ридли Скотт, гонорар которого должен был составить 4 миллиона долларов + 5% от сборов. Главную роль же планировалась отдать Джоди Фостер, которая должна была получить такой же гонорар, что и Скотт.
Однако идиллия длилась недолго. Студия забеспокоилась из-за растущих трат и захотела “разбавить” соло Фостер каким-то сильным актером. Выбор пал на Роберта Редфорда, согласившегося сниматься за весьма символическую сумму в 7 миллионов долларов и 7% от сборов. Сценарий был переписан и Джоди Фостер осталась не в восторге от изменений, ибо ее роль была сильно уменьшена. Актриса под угрозой своего ухода потребовала, чтобы ей добавили экранного времени.
В то же время, продюсер Арнольд Копельсон, боровшийся с Обст за право купить статью Престона и в итоге проигравший, решил преподнести наглядный урок, как надо снимать фильмы. Я полагаю, что в какой-то момент он вероятно подумал о чем-то вроде "зачем вообще тратить миллионы долларов на покупку прав, когда можно просто найти сценаристов, условно говоря работающих за еду, которые смогут написать мне сценарий со своим собственным смертоносным вирусом и людьми в защитных костюмах?".
И удача соблаговолила Копельсону в виде весьма удачно подвернувшегося сценария Лоуренса Дуорета и Роберта Рой Пула под названием “Ультиматум”, где рассказывалось о смертоносном вирусе, попавшем в Америку через зараженных обезьян.
По заверению авторов, все совпадения разумеется были случайны
Копельсон купил его за 250 тысяч долларов и заплатил еще 500 тысяч Тэду Толли (известному в частности своей адаптацией “Молчания ягнят”), чтобы тот добавил в сценарий “триллерности” - т.е. плохих военных, пытавшихся использовать вирус в своих целях. Проект получил название "Эпидемия".
Когда сценарий был готов, Копельсон внаглую предложил Скотту поставить фильм. Тот с гневом отказался, и тогда пост был предложен куда более покладистому и дешевому (в плане гонорара) Вольфгангу Петерсону. И пока конкуренты набирали обороты, “Горячая зона” все еще топталась на месте: после очередного переписывания сценария, уже Редфорду не понравилось уменьшение его роли. В свою очередь, бюджет проекта к тому моменту превысил 45 миллионов долларов – и студия, понимая что не успеет выпустить ленту раньше конкурентов, решила от греха подальше закрыть фильм. Линда Обст до последнего пыталась сдвинуть проект с мертвой точки, и впоследствии пыталась заинтересовать проектом Робин Райт-Пенн и Эмму Томпсон - но после выхода “Эпидемия”, которая оказалась вполне успешной, оставила эту затею.
Будь “Горячая зона” снята, вышла бы она лучше или хуже творения Вольфганга Петерсона? В интернете можно найти сценарий Джеймса Харта, датированный октябрем 1993 года, который позволяет составить определенное мнение по этому вопросу.
За вступительной сценой в 1976 году в Заире, и представления доктора Карла Джонсона, который и обнаружил вирус Эбола (его и должен был играть Редфорд), действие переносилось в 1989 год.
После начала эпидемии среди обезьян и обнаружении вируса (в этой версии он, разумеется, был далеко не безвреден для человека), Джакс находила ушедшего в отставку Джонсона, после чего они начинали сообща искать лекарство от Эболы. Далее, несколько человек заболевали Эболой, включая одного из ученых, через которого впоследствии заражалась дочь героини. После отчаянных попыток отыскать лекарство, Джонсону удавалось найти человека с иммунитетом, а Джакс использовала некую экспериментальную технологию чтобы изготовить сыворотку и спасти тех, кто не умер.
Что интересно, ученый по имени С. Дж. Питерс, который по сценарию заражался и умирал от Эболы, это как и героиня реальный человек. Через него Ричард Престон собственно и узнал подробности инцидента, после чего написал статью, по мотивам которой хотели снять фильм, где Питерс бы погибал от болезни. Есть что-то забавное в таком круговороте, да?
Основная проблема этого сценария заключалась в его рваности. С одной стороны, в основу истории вроде бы и положены реальные события. С другой, на эти реальные события наложена большая куча вымысла. Уже одно то, что в финале герои чудесным образом синтезируют лекарство от Эболы, после чего через пару страниц следует титр, любезно напоминающий что на самом деле никакого лекарства не существует, сильно раздражает.
При всем при этом, для триллера в этом сценарии была слишком мало напряжения. Для экшна - совсем не было действия. Для драмы - слишком слабые персонажи. К слову сказать, дописанный по просьбе студии персонаж Карла Джонсона смотрелся достаточно искуственно и без него история бы ничего не потеряла, скорее наоборот - так что Фостер в своих требованиях возможно в чем-то и была права. Так что, я бы охарактеризовал эту версия сценария как "ни рыба ни мясо". Для блокбастера он совсем не блокбастерный, а для старающегося быть реалистичным фильма уж слишком много допущений и условностей. В этом плане то же “Заражение” смотрелось куда лучше.
И потому, на мой взгляд, будь "Горячая зона" снята, у нее не было бы особых шансов против “Эпидемии”. У Вольфганга Петерсона хоть и получился далеко не шедевр, но скажем так, классический фильм из 90-х: в меру динамичный и не провисающий, в меру следующий штампам, с парой действительно запоминающихся сцен и с хорошими актерами, которые хоть и особо не напрягались, но с другой стороны и не халтурили. При всем при этом, на него потратили 50 миллионов долларов, всего на 5 больше, чем хотели на “Горячую зону”, где вообще не было никакого размаха.
Так что в этом случае подход Копельмана оправдался на все сто. Кто знает, возможно и про него и про эту классическую историю когда-нибудь тоже снимут фильм. Не имеющий ничего общего с реальностью, с взрывами и мертвыми продюсерами – но мы же не расстроимся, правда?
Статья в блоге автора