Voyager | Утечки сценариев и их последствия
Сегодня на лентах киноновостей появилась неожиданное сообщение: Квентин Тарантино объявил о приостановке своего нового проекта “The Hateful Eight”. Причина достаточна необычна – утечка сценария, первый вариант которого Тарантино завершил всего неделю назад. Особую иронию данной ситуации придает то, что сценарии двух его предыдущих лент (“Бесславные ублюдки” и “Джанго освобожденный”) появлялись в свободном доступе задолго до начала съемок самих фильмов, причем скорее всего сам Тарантино же и был причастен к их появлению в сети.
Чем же данный случай отличается от предыдущих? По утверждению самого Тарантино он давал свой новый сценарий всего шести людям, трое из которых это актеры Брюс Дерн, Майкл Мэдсен и Тим Рот. По всей видимости, режиссера крайне разозлило то, что даже в таком ограниченном кругу лиц нашелся тот, кто решил поживиться за счет проекта. А такое профессиональное неуважение может ранить сильнее любых других поступков.
Конечно, возможно, Тарантино еще остынет и вернется к фильму. Но с другой стороны, он вполне может проявить принципиальность, официально опубликовать этот сценарий и заняться другими проектами. Как бы то ни было, пока я вспомню другие самые известные случаи, когда утечка сценария приводила к большим скандалам.
1) Сейчас “Гражданин Кейн” считается классикой кино и многие называют его лучшим фильмом всех времен и народов. Впрочем, на момент проката фильм принес убытки, одной из причин чему являлась компания бойкота, запущенная магнатом Уильямом Херстом, прототипом главного героя фильма. А причина этой компании проста – со-сценарист фильма Герман Манкевич дал почитать свою работу своему другу (тоже сценаристу). К сожалению, он не учел того, что его друг являлся родственником любовницы Херста. Через нее, сценарий попал в руки Херста, который затем, узнав в герое себя и явно не обрадовавшись сходству, начал компанию травли фильма, которая серьезно повредила картине и нанесла голливудской карьере Орсона Уэллса удар, от которого он до конца так и не оправился.
2) Если сценарии умудрялись попадать в чужие руки в те годы, то что уже говорить про времена интернета. И одним из первых в этом убедился Кевин Уильямсон, сценарист “Крика 2”. После того, как его сценарий стал достоянием фанатов, которые буквально смешал его с грязью из-за концовки скрипта, ему пришлось экстренно переписать ее.
Каков же был первоначальный финал сиквела “Крика”? Если вкратце, убийц было трое – бойфренд Сидни Дерек, его тайная любовь Хэйли и миссис Лумис. Миссис Лумис убивала Дерека и Хэйли (которые до этого убили Дьюи). Затем Котон, который должен был стать козлом отпущения, освобождался, убивал миссис Лумис и Гэйл Уэзерс, и в свою очередь решал воспользоваться возможностью и убить Сидни, отомстив ей за время проведенное в камере смертников. Они колотили друг друг ножами, после чего в финальной сцене все покрытые ранами лежали на полу друг напротив друга и закрывали глаза. Представьте себе реакцию фанатов на такое?
В общем, все умерли (с).
3) Иногда, достаточно и одного разгневанного фаната – если по совместительству он еще и пишет на каком популярном сайте… скажем AICN. Так, Дрю МакВини (известный под ником Мориарти) в пух и прах разнес каким-то образом попавший к нему сценарий Дж. Дж. Абрамса к фильму “Superman Flyby”, что вбило один из гвоздей в крышку гроба проекта.
Лично по мне, версия Абрамса была по крайней мере получше большинства других сценариев многострадального проекта – но возможно все дело в том, что я просто никогда не был фанатом человека с Криптона, потому меня не слишком задевали такие вещи, как скажем идея сделать Лекса Лютора пришельцем.
4) "Крик 2" не был единственным фильмом, чей финал был переснят после утечки сценария. В 2008 году “радостные” новости ждали тех, кто еще верил в франшизу про Терминатора. Несмотря на то, что первое время создатели фильм отнекивались, скоро все тайное стало явным – да, в первоначальном сценарии Коннор погибал и его лицо пересаживали Маркусу (подробный обзор этой многострадальной работы). Как позже выяснилось, талантливый режиссер МакДжи предполагал даже еще более захватывающую концовку – после пересадки лица, Маркус убивал всех соратников Коннора, ибо все это время он находился под контролем Скайнета и это было частью коварного плана искусственного интеллекта.
5) Правда, не всегда скандал вызывает плохое качество сценария. Классический пример – история со скриптом "Дэдпула". Несмотря на все положительные отзывы в сети (к которым я всячески присоединяюсь), продюсеры сделали все возможное, чтобы удалить все обзоры, после чего вкатили иск на 12 миллионов долларов человеку, выложившему сценарий в сеть, а сам проект был поставлен на паузу и пока нет предпосылок что к тому, что ситуация изменится к лучшему.
Странные они люди – лично мне после сценария наоборот, очень захотелось увидеть этот фильм, и я жалею, что он так и не был снят.
6) И совсем свежий пример – датированный январем 2012 сценарий ремейка “Робокопа”, который был с особой долей цинизма разобран в твиттер-трансляции нашим старым знакомым Дрю МакВини, который сменил сайт AICN на NitFix. В отличии от Супермена, Верхувенского “Робокопа” я всегда любил – и потому негативное впечатление от разобранного сценария разделяю.
Конечно, после этих откровений создатели фильма стали раздавать интервью со словами про новый взгляд на классику, подтексты, аллюзии, технологии и о том, что они предлагают современный подход к этой истории. Тем не менее, премьеру перенесли, а фильм отправили на досъемки. Помогло ли это хоть чем-то ремейку - мы узнаем совсем скоро.