Voyager | Обзор сценария “How It Ends”
За годы существования кинематографа мы уже видели огромное количество фильмов апокалиптической/постапокалиптической тематики, где нам показали все что только возможно – вулканы, астероиды, ледниковые периоды, вирусы, пришельцы, мутанты-переростки, исчезновения магнитного поля, войны за бензин, погружающиеся в лаву континенты и многое-многое другое. Тем не менее, даже в этом, казалось бы давно избитом жанре авторы все еще могут предложить достаточно интересные вещи. И написанный в 2009 сценарий “How It Ends: All I See Is Darkness” является хорошим тому примером.
How It Ends: All I See Is Darkness
Автор: Брукс Макларен
Жанр: триллер, фантастика
Логлайн: Герой должен пересечь объятую хаосом Америку чтобы спасти свою беременную жену
Статус: на полке
Объем: 107 страниц
Версия: август 2009 года
Окровавленные руки сжимают рулевое колесо пробитого пулями и покореженного БМВ, который несется со скоростью 160 километров в час по охваченной огнем стране. За рулем Уилл Ричер. Всего пять дней назад он был преуспевающим главой компании, который отправился на уик-энд в Висконсин, чтобы завершить успешную сделку. Теперь он отчаянный, готовый на все человек, совершающий невероятно опасное путешествие через гибнущую страну, чтобы добраться до Сиэтла, где его ждет беременная жена.
Такова завязка сценария Брукса Макларена. Первое, что стоит отметить, так это крайний динамизм данной работы. Уже на 6-й странице происходит мощное землетрясение и по всей стране выключается электроэнергия и пропадает связь. На 14-й герои встречают военный блокпост, где их предупреждают о том, что дальше они сами по себе. После начинается поездка по объятой хаосом стране, чьи еще недавно добропорядочные граждане в условиях анархии и неведения теперь убивают и грабят, руководствуясь принципом “выживает сильнейший”. Доверять нельзя никому – уже первый встречный попутчик оказывается сбежавшим уголовником, убившим копа, одевшим его форму и теперь пытающимся отправить героев на тот свет. Если нельзя верить полиции, то кому вообще можно?
Интересной задумкой Брукса является использование датчика оставшегося топлива в качестве индикатора опасности для героев. В мире, который похоже переживает конец света и где могут убить ни за что, бензин это царь и бог. Нам постоянно показывают сколько топлива осталось и мы понимаем, что пока герой на огромной скорости несется по автостраде, все будет в порядке. Но как только стрелка дойдет до нуля, и ему придется остановиться, это будет означать практически стопроцентную смерть. И потому, очень многие ситуации скрипта построены именно на отчаянных попытках Уилла и его спутников добыть хоть немного бензина.
Но все же самым лучшей находкой сценария является то, что мы абсолютно не знаем, что именно является первопричиной происходящего. Вся история подана от первого лица – мы видим последствия, слышим обрывки слухов, где непонятно что правда, а что вымысел – но нам так и не говорят, что же происходит на самом деле. В одной из начальных сцен Уилл видит поезд забитый вооруженными солдатами и танками, который направляется к западному побережью. Через 50 страниц, мы видим этот же состав, но уже сошедший с рельсов – повсюду мертвые тела, оружие, разбитая и горящая техника. Это диверсия, какая-то природная катастрофа, атака враждебных сил? Мы не знаем, и нам остается только строить догадки.
В другом эпизоде над героями на высоте сотни метров пролетает звено бомбардировщиков Б-52 использующих шоссе для навигации (ибо все средства связи вышли из строя, а стрелка компаса как безумная вертится во все стороны), а по радио мы слышим призыв о помощи с западного побережья, где говорится что Сан-Франциско полностью разрушен.
Позже мы узнаем что Йелонстоунский супервулкан проснулся Сиэтл смыт гигантской волной, а небо постоянно озаряют ослепительно мощные полярные сияния и необычайные сильный грозы. Можно самому придумать ряд объяснений, но ни одно не будет исчерпывающим, и это самое лучшее что есть в скрипте - ибо мы совершенно не имеем понятия о том, что может произойти в последующей сцене.
Тут мне вспоминается маркетинговая компания фильма “Монстро” которая была построена как раз на том, что авторы нагнетали таинственность и не показывали существо, которое разрушает Манхэттен, из-за чего у зрителей просто не осталось другого выбора, кроме как пойти в кино чтобы узнать ответ на этот вопрос. Потом конечно фильм вышел на экраны, все увидели монстра… ну и собственно все. Стратегия себя оправдала, фильм получился хорошим и принес деньги - но эффект от лицезрения монстра на мой взгляд был куда слабее чем эффект от загадки по поводу того, как же он выглядит (хотя конечно, остался вопрос по поводу того, откуда он взялся).
В данном случае, автор сценария до самого конца умело выдерживает атмосферу неизвестности, и даже в финале мы так и не узнаем, из-за чего именно погибла цивилизация. И это основная причина, почему сценарий так хорошо читается и выделяется среди жанровых конкурентов.
Что касается персонажей (хотя правильнее сказать героя, ибо все повествование выстроено вокруг Уилла), то они тут прописаны в целом достаточно хорошо. В формате, где протагонист всю историю движется из точки А в точку В, главное это мотивация, заставляющая нас поверить в то, что герой действительно готов рискнуть жизнью ради конечной цели. А в данном случае, мотивация очень даже убедительна.
Единственный на мой взгляд весомый минус скрипта, это оборванный финал. Создается ощущение, что автор вообще не знал, чем после всего показанного можно закончить историю и потому просто прекратил повествование, поставив нас перед фактом что у героев все будет хорошо - хотя уж можно было добавить какой-то неоднозначности… Ну и при желании наверно можно еще порассуждать на предмет того, не слишком ли быстро граждане поддались панике и стали убивать друг друга – хотя лично я бы не стал к этому придираться.
Работа Макларена попала в Черный список 2010 года и ее выкупила компания Sierra/Affinity. С тех пор новостей о проекте не было, что конечно плохо, ибо сценарий Макларена мог послужить основой для весьма крепкого экшн-фильма в антураже наступившего апокалипсиса. Что касается самого автора, то в конце прошлого года он был нанят для переписывания другого сценария из Черного списка (но уже 2011 года) – фаунд-футтадж экшна “Line of Sight” (про него писалось здесь), который к слову сказать по духу и общей атмосфере имеет что-то общее с “How It Ends”. Кто знает, может быть хоть этот проект в итоге все же будет запущен в производство?