Voyager | Как создавался сюжет и сценарий “Прометея”. Часть 1.
Про то, каким был начальный сценарий "Прометея", на Filmz.ru в прошлом году уже публиковался материал. Но как и в случаем с "Чужим 3", чтобы не нарушать последовательности изложения и закончить серию, я решил вернуться к рассказу о том как создавался сценарий "Прометея", постаравшись дополнить текст новыми деталями и концепт-артами.
На перепутье
После выхода фильма “Чужой: Воскрешение”, франшиза про ксеноморфов несколько лет находилась на перепутье. С одной стороны, существовали планы сделать “Чужого 5”, в частности, у Джосса Уидона была концепция продолжения "Воскрешения", а Сигурни Уивер традиционно заявила, что в принципе, может и снимется в пятой части, если ей понравится история.
С другой стороны, с начала 90-х в разработке находился “Чужой против Хищника” по сценарию Питера Бриггса (его подробный обзор можно почитать тут). Но против этого проекта играло несколько факторов. Во-первых, Сигурни Уивер была категорически против идеи скрестить две франшизы и даже угрожала продюсерам, что если те запустят фильм в производство то она никогда больше не будет играть роль Рипли. Во-вторых, вокруг этого сценария велось несколько судебных тяжб. Все это привело к тому, что проект был заморожен почти на десятилетие.
Где-то в 2002 году Джеймс Кэмерон совместно с другим автором (к сожалению, его имя так и не было названо) начал писать сценарий “Чужого 5”, который должен был наконец раскрыть тайну происхождения инопланетного звездолета на LV-426. Кроме того, по его собственным словам, в пятой части истории Кэмерон планировал исправить то, что авторы “Чужого 3” сделали с "его персонажами". К сожалению, подробности того, как именно он собирался это сделать, так и остались тайной.
Режиссером фильма планировал стать Ридли Скотт, о чем была достигнута соответствующая договоренность. Где-то в это же время по сети стал гулять слух, что Арнольд Шварценеггер заинтересовался проектом и готов исполнить в нем одну из ролей.
Один из забавных фан-артов на эту тему
Но затем случилось то, что случилось – представители студии уведомили Кэмерона, что у них есть новый, “действительно хороший сценарий Чужого против Хищника” за авторством Пола Андерсона. Кэмерон не пришел в восторг от этого решения и остановил всю дальнейшую работу над проектом. Ну а что он в итоге снял дальше, думаю всем известно.
И вот, в 2004 году на экраны вышел “Чужой против Хищника” Пола Андерсона. Фильм уверенно отбил бюджет и принес прибыль, но и критики и значительная часть зрителей, все эти годы так ждавшие фильм, были сильно разочарованы. Через 3 года вышли “Чужие против Хищника: Реквием”. Несмотря на то, что и фильм братьев Штраус принес некую прибыль, недовольство его качеством среди фанатов было таким, что даже студии стало очевидно что вновь созданная франшиза фактически приказала долго жить.
Начало разработки проекта
Вполне возможно что именно отказ Кэмерона от разработки “Чужого 5” стал своеобразной точкой отсчета для приквела “Чужого”. Ридли Скотт всерьез загорелся идеей вернуться к инопланетному космическому кораблю и его создателям, но решил вместо продолжения, рассказать предысторию событий, произошедших на LV-426. Чтобы заручиться поддержкой студии, в 2009 году он устроил презентацию, где подробно рассказал о своем видении будущего фильма. Скотт добился своей цели – студия согласилась вернуться к Чужому, но при условии, что британец лично срежиссирует фильм.
Дело в том, что первоначально Скотт хотел ограничиться лишь продюсированием, надеясь пролоббировать кандидатуру своего протеже Карла Ринша на пост режиссера. Но студия была готова была выделить деньги только при условии, что сам Скотт будет у руля. И после некоторых колебаний, Ридли согласился срежиссировать первый с 1982 года фантастический фильм.
Теперь, имея режиссера, проекту был необходим сценарист. Выбор продюсеров пал на Джона Спэйтса, который в современном Голливуде считается автором, к которому нужно обратиться, чтобы написать “какую-нибудь космическую фантастику”. Если кому интересно, каким образом Спэйтс получил такой статус – то об этом я писал в обзоре двух его лучших неэкранизированных сценариев.
Джон Спэйтс
Спэйтс принял вызов, и подробно изложил все свои мысли насчет возможного сюжета, персонажей и того, в каком направлении будет двигаться история в 20 страничном меморандуме. Как и Скотт, Спэйтс хотел вернуться к кораблю на LV-426 и рассказать про цивилизацию Космических жокеев, которая была вплетена в историю эволюции человеческой расы. Правда в отличии от режиссера, Спэйтс не планировал делать Жокеев (которые позже сменили название на Инженеров) внешне похожими на человека – но впоследствии, Скотт настоял на своем видении и Инженеры обрели известный ныне облик.
В остальном, Скотт одобрил концепцию Спэйтса. Студийным чиновником тоже в целом понравилось его видение и потому Спэйтс был нанят для написания полноценного сценария. Он с большим энтузиазмом взялся за проект и менее чем за четыре недели написал первый, 117 страничный сценарий проекта, который носил название “Alien: Engineers”.
Alien: Engineers
Начальный сценарий Спэйтса, открывался сценой ритуала, происходящего на первобытной Земле. Инопланетянин, который станет известен нам как Инженер, открывает коробку, внутри которой находились тысячи миниатюрных насекомых (в сценарии они названы “скарабеями”), которые буквально пожирают его, усваивая ДНК пришельца, а затем распространяются по планете. Когда скарабеи находят первобытных людей, они кусают их, вводя внутрь ДНК, и таким образом модифицируют homo sapiens в нужном Инженерам направлении.
14 000 лет спустя. Доктор Джоселин Уоттс и ее возлюбленный профессор Мартин Холлоуэй (в сценарии он описывается как солидный 48 летний археолог) находят на дне Средиземного моря обелиск, своего рода Розеттский камень с инопланетными письменами, доказывающий, что их теория о древних палеоконтактах верна. Проведя анализ данных, они находят координаты звездной системы, откуда, по их мнению, каждые 1 100 лет на Землю прилетали пришельцы, дававшие людям новые знания и проводившие изменения в человеческом геноме, которые подталкивали развитие нашей цивилизации. Потому, Холлоуэй и дает этой расе название Инженеры.
Но, даже несмотря на это открытие, ни одно исследовательское учреждение не принимает на веру их теорию и тем более не готово финансировать межзвездную экспедицию. И тогда Холлоуэй и Уоттс в последней надежде обращаются с просьбой о финансировании в компанию “Weyland Industries”. Вскоре, они получают приглашение от магната Питера Уэйланда посетить его резиденцию, расположенную в колесообразной орбитальной станции “WEYLAND’S WHEEL”, что находится на околоземной орбите.
Концепты орбитальной станции Уэйланда
Во сцене полета шаттла к орбитальной станции, Спэйтс вставил пару отсылок к “Космической одиссее 2001” Кубрика – например сцену, где Холлоуэй играет с ручкой в невесомости.
Ученые устраивают Уэйланду презентацию и с удивлением узнают, что его компания уже давно интересуется их исследованиями, взломав их компьютеры и читая секретную переписку. Научный отдел Уэйланда проанализировал полученные Уоттс и Холлоуэем данные и пришел к выводу, что их теория вполне может оказаться верной. А тот факт, что старт палеоконтактов совпадает с окончанием последнего ледникового периода и началом необычайно длительного периода стабильного и теплого климата, способствовавшего возникновению нашей цивилизации, означает, что Инженеры не только улучшали людей, но и провели своего рода терраформацию Земли. Уэйланд, заработавший состояние на проектах по терраформации (в частности Марса), готов рискнуть вложиться в дорогостоящую экспедицию, которая в перспективе готова принести ему еще больше власти и денег.
И потому он ставит ученым два условия. Первое — в случае успеха все найденные технологии достанутся его компании. Второе — вместе с Уоттс и Холлоуэем в полет отправятся андроид Дэвид, а также второй человек в его компании — Лидия Викерс, которая хоть и не горит желанием на пять лет бросить Землю, но вынуждена подчиниться.
Как и в фильме, Дэвид это новейший прототип. Но в этой версии его внешность еще не является точной копией человеческой (т.е. его нельзя случайно принять за человека). Кроме того, создатели сделали приоритет на искусственном интеллекте Дэвида, а не на имитации эмоций.
Канун 2173 года. Космический корабль "Магеллан" прибывает в звездную систему Дзеты Сетки.
Холлоуэю и Уоттс не терпится поскорее приступить к поискам инопланетной жизни, хотя они и считают, что, вероятнее всего, раса пришельцев уже вымерла - ибо последний контакт состоялся свыше 2 000 лет назад, и с тех пор на Землю никто не прилетал. Однако кроме тщательно проштудировавшего все собранные данные Дэвида, их энтузиазм не разделяет экипаж “Магеллана” (в основном это просто наемные рабочие, которых Спэйтс сравнивает со старателями/золотодобытчиками), до последнего не знавшие о цели экспедиции, и Викерс, считающей этот полет пустой тратой ресурсов и концом своей карьеры.
После сканирования всех планет в системе, ученые обнаруживают аномалии на планетоиде LV-426, который вращается вокруг газового гиганта Эпсилон.
Высадившись на поверхность, исследователи находят долгожданное подтверждение своей теории — двадцать четыре объекта, расположенных на экваторе планетоида (впоследствии окажется, что это установки по терраформации), и большой комплекс из инопланетных пирамид.
В одной из сцен, команда на вездеходах проезжает мимо высеченного в скалах сфинксоподобного лица – но из-за плохой видимости ученые его не замечают.
Войдя, через взломанные кем-то двери внутрь одной из пирамид, герои находят непонятные машины, трупы Инженеров, некоторые из которых лежат с проломленными грудными клетками, а другие разорваны на куски, и своего рода миниатюрный атмосферный процессор, делающий воздух внутри пригодным для дыхания. В отличие от фильма, никто из героев не рискует снимать шлемы.
Вскоре комплекс накрывает буря, и команде приходится экстренно эвакуироваться. Как и в фильме, Файфилд и Миллберн теряются внутри пирамиды и натыкаются на гигантскую многоножку. Она убивает Миллберна, а Файфилд убегает и попадает в комнату со "скарабеями", которые кусают незадачливого геолога, меняя его ДНК.
Один из концептов многоножки
Справедливости стоит отметить, в версии Спэйтса, Миллберн и Файфилд все же были старателями, а не учеными. Кроме того давалось номинальное объяснение того, как они затерялись – как оказалось, герои забыли картографическое оборудование, а буря и стены сооружения заглушили почти всю связь с кораблем.
На борту “Магеллана”, Уоттс и Холлоуэй празднуют успех (а капитан Янек подымает тост за Милберна и Файфилда – “первых в мире людей испугавшихся, заблудившихся и уснувших в своих скафандрах на руинах инопланетной цивилизации”), а затем исследуют взятую из комплекса голову Инженера. Изучив ее, они делают прибор, позволяющий видеть в спектре зрения Инженеров.
Викерс тем временем осознает возникшие перед ней перспективы и приказывает Дэвиду активировать “второй протокол”, после чего будит команду наемников (кстати, одного из них зовут “Vygoda” - интересно, как бы это имя перевели в русской локализации?) и объявляет шокированным Холлоуэю и Уоттс, что с этого момента она командует экспедицией.
Концепт наемника
Утром исследователи возвращаются в поисках пропавших коллег и находят труп Миллберна и заметно выросшую многоножку, которую убивает капитан Янек. Пока остальные члены экипажа заняты поисками Файфилда, Холлоуэй и Уоттс приходят к выводу, что находятся лишь на аванпосте Инженеров, и потому втайне от Викерс пытаются найти координаты их родного мира, которые по своей ценности намного превосходят все потенциальные находки с LV-426.
Дэвид тоже не теряет даром времени, поглощая информацию в геометрической прогрессии. Чем больше он узнает об Инженерах, тем сильнее хочет с ними встретиться, считая их своей ровней и все больше презирая человеческих создателей. Активированный Викерс “второй протокол” усугубляет внутренний конфликт Дэвида и в итоге позволяет ему найти способ, чтобы обойти ограничивающие его волю защитные механизмы, став полностью самостоятельным. После этого он начинает намеренно затягивать и саботировать экспедицию.
В результате несчастного случая Холлоуэй падает в шахту.
Через некоторое время Уоттс находит его — дезориентированного и без шлема. Вернувшись на корабль, Холлоуэй вспоминает про помещение со Звездной картой, где были показаны LV-426, Земля, другие колонии Инженеров, а также их родной мир.
Решив приступить к поискам Звездной карты утром, пара занимается сексом, и в ключевой сцене скрипта из Холлоуэя вылезает похожий на кальмара честбастер.
Cцена рождения чужого из фильма 1979 года стала настоящим культурным феноменом и эдакой неприступной вершиной для голливудских сценаристов: много кто хотел превзойти ее эффект, но ни у кого особо не получилось. Спэйтс тоже принял участие в этом заочном "состязании", рассудив что рождение чужого во время сцены секса может быть весьма эффектным. Но так как этот эпизод так и остался на бумаге, к сожалению у нас вряд ли получится узнать, оправдался бы его замысел или нет.
Концепт честбастера, появившегося из Холлоуэя
Честбастер прячется в вентиляции и очень быстро вырастает в крайне неприятную желеобразную тварь, которая в буквальном смысле может протекать в самые узкие щели (при этом она может формировать лицо, которое отдаленно напоминает лицо Холлоуэя).
Один из предлагавшихся вариантов нового чужого
Пока команда не слишком удачно пытается уничтожить чужого, который убивает их по одному, Уоттс пытается понять, что случилось с ее возлюбленным и возвращается в пирамиду. Там она находит отсек с яйцами чужих, расплавленным шлемом Холлоуэя и мертвым, напоминающим осьминога, протолицехватом.
В сценарии этот отсек описывался как нечто, напоминающее пчелиный улей, в “сотах” которого находились лицехваты.
Уоттс идет по следу Холлоуэя и находит подземный ангар, где находится Джаггернаут – тот самый подковообразный инопланетный корабль, хорошо знакомый каждому, кто видео оригинального “Чужого”. Уоттс забирается в корабль и доходит до отсека, где находится кресло пилота (оно пока еще пустует).
Вскоре объявляется Дэвид, который запускает звездную карту и рассказывает Уоттс, что корабль (он называет его “Колесницей богов”) является носителем биооружия — в каждом из его восьми отсеков находятся различные разновидности яиц Чужих, специально созданные для уничтожения человеческой расы. Инженеры планировали отправить Джаггернаут к Земле 1700 лет назад, но этому помешала катастрофа, опустошившая их базу на LV-426.
Один из концептов лицехвата
Шокированная Уоттс просит Дэвида остановить исследования и угрожает отключить его, после чего андроид радостно сообщает, что активированный Викерс “второй протокол” позволяет ему сделать, что угодно с тем, кто может помешать планам Компании. Он хватает Уоттс, берет лицехвата (эта разновидность больше похожа на классическую) и из научного интереса заражает ее эмбрионом чужого, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
Другой вариант лицехвата
Очнувшись, Уоттс понимает, что у нее лишь пара часов, чтобы извлечь паразита. Сбежав, она возвращается на борт “Магеллана” чтобы воспользоваться медицинским модулем Викерс. Как только она залезает в модуль, чужой вырывается из ее живота и убегает, а агонизирующая Уоттс теряет сознание. К счастью для нашей героини, компьютер медицинского модуля обладает функцией автодиагностики и автолечение – и потому, зафиксировав ее травмы, аппарат начинает восстанавливать поврежденные органы героини, буквально вытаскивая ее с того света.
Когда через несколько часов “починенная” Уоттс приходит в себя, то видит уже выросшего чужого, который убил одного из наемников и занят его поеданием.
Чудом, ей удается добраться до оружия и застрелить монстра. Вернувшись на командный мостик, она обнаруживает, что там забаррикадировались остальные выжившие. Уоттс чуть не убивает Викерс, но ее останавливает капитан Янек, который, решив убраться с планеты, выяснил, что Дэвид саботировал компьютер и теперь "Магеллан" не может взлететь. Поскольку только Викерс может отключить взбунтовавшегося андроида, стороны приходят к перемирию, и все, кроме оставшегося на мостике капитана Янека, вооружаются автоматами (а Уоттс также прибором, позволяющим видеть в спектре зрения Инженеров) и отправляются к пирамиде.
Там команда находит два связанных трупа ученых с разорванными грудными клетками и вскоре натыкается на новую разновидность чужих, убивая их. Проследовав внутрь корабля Инженеров, они находят Дэвида, только что активировавшего криокапсулу, в которой свыше 1700 лет спал последний уцелевший Инженер. Но Дэвиду не удается осуществить мечту и поговорить с Инженером — после нескольких фраз, разгневанный Инженер отрывает андроиду голову и следует к командному отсеку, намереваясь запустить корабль к Земле.
Дело в том, что Инженер заражен эмбрионом чужого и знает об этом. Он лег в капсулу, надеясь, что когда-нибудь его раса вернется на LV-426 и его спасут. Но разбудив Инженера, Дэвид фактически убил его. Потому, последнее, что Инженер собирается сделать перед своей скорой смертью, это уничтожить Землю, отомстив тем самым Дэвиду и его глупым создателям.
До Дэвида доходит, что своей неумной самоуверенностью он подписал человечеству смертный приговор, и потому он восстанавливает управление “Магелланом” и сообщает Уоттс, что планирует сделать Инженер. Викерс и командир наемников по имени Шепард не хотят рисковать собой ради спасения Земли и сбегают, чтобы наткнуться на сильно мутировшего Файфилда, который теперь настолько силен, что может голыми руками убить чужого (но тем не менее сохранил какие-то остатки разума).
Узнав Викерс, он бросается на нее, смертельно ранит Шепарда, но и сам погибает от его автоматной очереди. Кислотная кровь попадает на лицо Викерс и она, как написано в сценарии, умирает страшной смертью. Остальные герои пытаются застрелить Инженера, но лишь ранят его — ответным огнем Инженер убивает всех, кроме Уоттс, после чего закрывает командный отсек, одевает всем знакомый “слоноподобный” костюм, садится в кресло управления и активирует корабль.
Уоттс же за рулем вездехода на всех парах мчится к “Магеллану” — и успевает как раз вовремя, чтобы пристрелить желеподобного чужого, который почти убил Янека. Корабль Инженеров взлетает, и раненный Янек принимает решение идти на таран. Он погибает вместе с кораблем, Уоттс эвакуируется в в спасательной капсуле, а из тела Инженера вылезает Ультраморф — еще один невиданный доселе вид Чужого.
Выбравшись из рухнувшего Джаггернаута (который является тем самым кораблем, который в будущем найдет экипаж Ностромо), он преследует Уоттс, и в ходе последней схватки ей удается победить его, отрезав алмазным резцом голову чудовища.
В финале, Уоттс забирается в уцелевший модуль Викерс, куда переносит всё найденное среди обломков оборудование. На связь выходит Дэвид, который предлагает ей починить его тело взамен на свою помощь. Пока Уоттс раздумывает над этим предложением, глуша водку и играя с Дэвидом в шахматы по радио, мы переносимся на орбиту LV-426 и видим, как все пирамиды Инженеров активируются, испуская своего рода световой сигнал. На этом, начальный сценарий Спэйтса заканчивался...
В заключительной части - рассказ о том, какие изменение претерпевал сценарий во время пре-продакшна и как на борт проекта попал Дэймон Линделоф.