Voyager | «На этот раз это война»: Как создавался сценарий «Чужих». Часть 1.

08.07.2013 02:01, внесены изменения 08.07.2013 14:11

Продолжение рассказа о том, как создавались фильмы о Чужих. Историю того, как был придуман первый “Чужой” можно почитать тут – часть 1 и часть 2.

“Современная классика”, “веха научной фантастики”, “кино которое не стареет” – такие фразы можно встретить сегодня в рецензиях большинство критиков, рассказывающих про культовый фильм Ридли Скотта "Чужой". Правда в год выхода ленты на экран их реакция была намного скромнее – многие обвиняли фильм в творческой пустоте, безыдейности, а известный критик Роджер Эберт назвал его “настоящим разочарованием”. Что ж, видно прошедшие 34 года, за которые никому (включая кстати и самого Ридли Скотта) не удалось превзойти уровень картины 1979 года, расставили все точки над “i” на тему художественной ценности фильма.

А вот зрители сразу оценили фильм Скотта – по понятным причинам на него не ходили всей семьей и он не собрал такую же гигантскую кассу что и “Звездные войны”, но по словам владельцев кинотеатров при сцене рождения Чужого самые впечатлительные посетители часто срывались со своих мест и бежали в туалет, чтобы расстаться с содержимым своего желудка. Говорят также, что однажды какие-то религиозные фанатики даже подожгли выставленную у входа в кинотеатр модель Космического жокея, сочтя ее "происками дьявола".

По итогам проката, фильм собрал вполне приличную кассу, которую затем значительно пополнили деньги от зарождавшегося в те годы рынка домашнего видео. Все это означало успех, а в Голливуде за этим словом практически всегда идет и другое – сиквел.



Поиски сценариста




По всей видимости, сиквел состоялся бы практически сразу же после выхода первой части (в одном из интервью Дэвид Гайлер говорил что продюсеры планировали сделать новый фильм с героем-мужчиной вместо Рипли), но в руководстве студии 20-й Век Фокс начались кадровые пертурбации. К тому же, успех ленты Скотта породил целую волну малобюджетных клонов (включая уже упомянутую “Галактику ужаса”, над спецэффектами которой работал никому тогда неизвестный Джеймс Кэмерон), и в этой ситуации новое руководство студии решило что быстросиквел не принесет большой пользы для франшизы, и заморозило решение этого вопроса до лучших времен.


Ушлые итальянцы кстати сработали оперативнее всех своих конкурентов и успели выдать фильм с названием “Alien 2: On Earth” еще до того, как название “Alien” было зарегистрирована в качестве официальной торговой марки



Через пару лет, на студии произошли новые перестановки, и Дэвиду Гайлеру, Уолтеру Хиллу и Гордону Кэрроллу наконец удалось убедить новых руководителей дать зеленый свет съемкам продолжения. Но получив карт-бланш, продюсеры тут же столкнулись с проблемой – в каком направлении развивать сиквел? Будет ли это продолжение истории Рипли или же франшизе нужны новые герои? Вернется ли действие на планетоид где был найден инопланетный корабль или развернется на Земле?

Проблема заключалась в том, что за прошедшие годы Хилл, Гайлер и Кэрролл так и не стали лучше понимать фантастику и потому все что смог выдать их мозговой штурм была сформулированная следующим образом концепция “Рипли и солдаты. Ну и потом происходит всякое прочее дерьмо”. Чтобы преобразовать это во что-то большее, нужен был сценарист.

Примерно в то же время (лето-осень 1983 года), у Гайлера и Хилла в разработке находился еще один фантастический проект, известный как “Спартак в космосе”, для которого им тоже нужен был сценарист. Именно тогда кто-то и порекомендовал Дэвиду Гайлеру почитать сценарий “Терминатора”. Сам фильм в то время уже находился в разработке в рамках компании Hemdale Pictures и съемки первоначально должны были начаться в 1983 году в Торонто. Но из-за того, что Дино Де Лаурентис воспользовался лазейкой в контракте и смог “перехватить” Арнольда Шварценеггера для съемок “Конана-Разрушителя”, у Кэмерона в рабочем календаре образовалась 9 месячная форточка (именно столько ему пришлось ждать, пока Арнольд не закончит съемки в "Разрушителе"). Этого времени было слишком мало чтобы снять другой фильм, но вполне достаточно, чтобы написать сценарий для продажи.

Гайлеру понравился сценарий “Терминатора” и он пригласил Кэмерона к себе офис для разговора насчет “Спартака”. Однако в процессе беседы Кэмерон быстро понял, что с этим проектом у него ничего не выйдет - уж слишком большой была разница в подходах между педантичным и любящим создавать свои собственные миры канадцем и видением Гайлера и Хилла, в котором Спартак должен был участвовать в гладиаторских поединках на космических кораблях, обутый в сандалии и вооруженный мечом.

Уже собравшись уходить, Кэмерон из вежливости спросил у продюсеров, нет ли у них какого-нибудь другого проекта, над которым он мог бы для них поработать. Хилл обмолвился о чем-то вроде следующего фильма о Чужом. Камерон, который тогда еще был новичком в Голливуде и не знал этого, поразился и переспросил - "У вас есть права на Чужого?".


Джеймс Кэмерон



В отличии от Спартака, в случае с “Чужим” Кэмерону было что предложить продюсером. У него уже был набросок для истории, названной “Мать” - там фигурировали взвод высокотехнологичных солдат, установка по терраформации на Венере и финальная схватка между “матерью инопланетян” и протагонистом-женщиной в роботе-погрузчике. Этот сюжет вполне годился для того, чтобы послужить основой сиквела Чужого. А Кэмерон изначально определился, что будет делать именно сиквел, а не очередной клон фильма Скотта - свою собственную историю завязанную на теме семьи, самодостаточную настолько, насколько это вообще можно .

phpBB [video]


Кстати, сцена с женским персонажем управляющим роботом, который дерется с другим огромным противником была еще в срежисированной Кэмероном короткометражке “Ксеногенезис” 1978 года.



Идея с отрядом колониальных морпехов родилась у Кэмерона следующим образом. В то время он занимался написанием сценария для сиквела Рэмбо и изучал тематику вьетнамской войны. Его заинтересовала идея того, как хорошо вооруженные, но самоуверенные и слабо понимающие местную специфику солдаты столкнулись с менее технологичным, но зато отлично приспособленным к бою в этой местности противником. Кроме того, Кэмерон был давним поклонником книги “Звездная пехотаРоберта Хайнлайна и его крайне интересовала идея военных в космосе. Смешение этих двух тем (Вьетнам + Звездная пехота) породило концепцию колониальных морских пехотинцев, которые в фильме по своему поведению очень похожи на американских солдат эпохи Вьетнама.


Колониальный морской пехотинец. Рисунок Джеймса Кэмерона.



Еще одной ключевой идеей Кэмерона было перенести действие на много лет в будущее после событий первого фильма. Так как он с самого начала хотел выстроить сюжет сиквела вокруг Рипли, то его сильно волновал вопрос ее мотивации - ведь ни один нормальный человек не стал бы после всего пережитого возвращаться на LV-426. Лишив же ее семьи, друзей, работы и всех связей с миром, для которого она теперь сама стала чужой, Кэмерон создал ситуацию, в которой ее решение вернуться, вызванное желанием уничтожить то, что навсегда разрушило ее жизнь и вернуть свою работу, выглядело бы достаточно правдоподобным.

В общем, Кэмерон изложил все эти соображения Гайлеру и Хиллу. Те решили дать канадцу шанс и попросили его переработать их в виде тритмента для будущего фильм. Тритмент – это своего рода краткая версия будущего сценария, содержащая общее описание всех сцен, вводящая персонажей и иногда содержащая фрагменты самых ярких диалогов.


Титульная страница тритмента Кэмерона



Получив свой шанс, Кэмерон практически моментально написал 45 страничный тритмент (при том, что обычно тритменты занимают 10-15 страниц) озаглавленный “Alien II” и уже через четыре дня, 21 сентября 1983 года представил его продюсерам вместо с несколькими скетчами, призванными отразить его видение стилистики будущего фильма. Эти 45 страниц и стали каркасом, на основе которого в итоге и был выстроен сиквел.


Тритмент Кэмерона



После событий Чужого прошло 60 лет. Дрейфующую шлюпку с Рипли находит группа поисковиков, после чего мы сразу же переходим к ее кошмару – она снова на борту Ностромо, и ее преследует Чужой. Когда она просыпается, то мы узнаем что Рипли находится в больнице на борту околоземной станции Бета. Семидесятилетняя дочь Рипли еще жива. Рипли пытается поговорить с ней по видеофону с катастрофическим результатом: дочь обвиняет мать в том, что она ее намеренно бросила и кидает трубку.


Кстати, модель спасательной шлюпки из Чужого не сохранилась, и создателям сиквела пришлось неоднократно пересматривать фильм Скотта, чтобы как можно точнее воссоздать ее внешний вид и дизайн внутренних помещений.



Далее, начинаются слушания по делу об исчезновении Ностромо, где Рипли пытается объяснить что они сели на планетоид (в тритменте и сценарии он назван Ахерон) по приказу корпорации Вейлан-Ютани (“Д” в конце слова Вейлан добавится уже в сценарии). Но корпорация давно уничтожила все документы по этому делу и Рипли не может ничего доказать. Нашу главную героиню лишают лицензии пилота, предписав вдобавок пройти курс лечения у психиатра.

Мы переносимся к колонии на Ахероне, где группа поселенцев случайно находит инопланетный корабль, который из-за вулканической активности сильно поврежден и почти полностью засыпан пеплом. Расс Джорден (отец Ньют) заходит внутрь и пропадает. Его жена вызывает поисковую партию, которая находит его тело в отсеке с яйцами Чужих, после чего тут же атакуется другими лицехватами.


Поврежденный инопланетный корабль. Рисунок Джеймса Кэмерона.



Мы снова возвращаемся на станцию Бета: к Рипли обращается лейтенант Горман, который сообщает, что с колонией на Ахероне потеряна связь и предлагает ей отправиться с его подразделением в полет в качестве советника. Рипли посылает его куда подальше, но после очередного кошмара передумывает и решает лететь. Лечащий врач Рипли, доктор О`Нил, соглашается присмотреть за котом Джонсом.

Мы переносимся на военный космический корабль Сулако и знакомимся с отрядом морпехов, который должен высадиться на Ахероне.


Сулако. Концепт Сида Мида.



После очередных неудачных попыток выйти на связь, Горман отдает приказ о десантировании. Команда и Рипли грузятся на спускаемый аппарат, а Бишоп остается на борту Сулако.


В следующей части тритмент более или менее соответствует фильму и разворачивается по известной схеме: высадка морпехов, осмотр обезлюдевшей колонии, обнаружение следов боя и Ньют. Далее, Горман отдает указание подразделению отправиться на завод по терраформации, где могут быть выжившие. Там, морпехи натыкаются на улей чужих (в тритменте он находится не глубоко в недрах здания, а скорее занимает его часть и потому виден снаружи), после чего следует первый бой (в тритменте кстати не было сцены, где бы Горман приказывал морпехам сдать боеприпасы Эйпону).


Горман впадает в ступор и тогда Рипли берет дело в свои руки, эвакуируя выживших на БТР`. Из всего отряда спасаются Хикс, Хадсон, Васкез, Дитрих и парализованный Эйпон - в тритменте был отдельный вид чужих-альбиносов, которые парализовали людей с помощью нейротоксина и делали из них коконы. Паникующий Горман хочет расстрелять улей из установленной на БТР`е пушке, но Хикс останавливает его, указывая что это может вызвать термоядерный взрыв.


Поверхность Ахерона. Рисунок Джеймса Кэмерона.



Тогда Горман отдает приказ об эвакуации, рассчитывая затем сбросить на планету ядерный заряд. Но на челнок проникает чужой и лишившаяся пилота машина падает на комплекс, вызывая необратимые повреждения реактора.


Выжившие баррикадируются в оперативном центре колонии, ставят повсюду самонаводящиеся пулеметы, мины, камеры и рассчитывают продержаться до того, как Бишом пришлет к ним новый челнок с корабля.


Колония на Ахероне. Концепты Рона Кобба и Джеймса Кэмерона.



Хадсон остается в медотсеке с парализованным Эйпоном, развлекая себя тем, что рассказывает “любимому” сержанту все то, что он о нем на самом деле думает, а остальные в оперативном центре обсуждают различные варианты спасения. В этот моменты чужие проникают в комплекс через подземный туннель – Хиксу приходится заварить дверь ведущую в медотсек, оставив там Хадсона и Эйпона. После этого выжившие с боем пробиваются к лифту и выбираются на поверхность. Во время очередной перестрелки, кровь чужого попадает на Хикса, но в отличии от фильма он успевает снять броню и остаться невредимым.

Дитрих забирается внутрь БТР`а и натыкается внутри на чужого. Остальные открывают огонь, и бронированная машина исчезает во вспышке взрыва. Пока Хикс и Васкез сдерживают монстров, Горман впадает в полнейший неадекват и пытается убежать, закрыв за выжившими дверь, но Хиксу удается помешать ему.

Васкез в бешенстве и собирается расстрелять лейтенанта, но остальные ее останавливают. В этот момент на связь выходит Хадсон – его схватили чужие и он уже замурован в кокон в недрах улья. Он говорит, что Хикс поступил правильно, заварив дверь, а затем сообщает что находится в коконе посреди улья Чужи. Хадсон описывает ужасающее существо (Королеву Чужих) а также сообщает что неподалеку от него находится стартовая площадка с расположенным на ней шаттлом колонистов. Вскоре рассказ Хадсона сменяют предсмертные хрипы и звуки новорожденного Чужого.

Оставшаяся пятерка пробирается через узкие коридорам комплекса к тому месту, где должен приземлиться челнок Бишопа и вскоре оказываются окруженными Чужими с двух сторон. Хикс вырезает отверстие в стене и спасает Ньют и Рипли, но Горман снова впадает в ступор и блокирует выход, не давая Васкез спастись. В результате Васкез, достает две гранаты, вручает одну парализованному от страха Горману, после чего выдергивает чеку из другой и иронично "чокается" с лейтенантом за секунду до детонации.

Хикс, Рипли и Ньют достигают указанной точки, но Бишоп отказывается посадить челнок, ссылаясь на то, что риск заражения других населенных планет крайне высок. До взрыва реактора остается не так и много времени, и Рипли в отчаянии решает воспользоваться шаттлом колонистов. С помощью ингредиентов из походной аптечки морпехов она делает противоядие к нейротоксину, которым Чужие парализуют людей. Дойдя до улья, наше трио вкалывает антидот и ждут когда их схватят Чужие. Затем, когда их начинают помещать в коконы, Рипли и Ньют высвобождаются. Она пытается спасти и Хикса, но он останавливает ее, говоря что она не успеет и приказывает ей выбираться отсюда.


Королева Чужих. Один из первых скетчей Кэмерона и рисунок из сценария

.

Рипли находит шаттл (в процессе этого ее преследует Королева) и улетает на нем за минуту до ядерного взрыва. На борту Сулако она встречает Бишопа, который пытается оправдаться, говоря, что он не мог противодействовать своей программе и что наверно Рипли была права насчет него. Далее, из челнока вылазит королева Чужих, разрывает Бишопа и следует финальная схватка на погрузчике. Наконец королева побеждена, Ньют называет Рипли мамой, а Бишоп замечает, что Рипли действительно необычный человек...


Битва двух матерей. Рисунок Джеймса Кэмерона.



Гайлеру и Хиллу понравился тритмент Кэмерона. Для большей убедительности они написали на его титульной странице свои имена, после чего отправились с полученным материалом на студию. Кэмерон первоначально не знал об этой уловке продюсеров, а когда узнал, то был крайне недоволен таким поступком. Но что поделать – успех продажи чего-то в Голливуде во многом зависит от имени, а в то время Кэмерон был еще никем. Через 10 лет сам же Кэмерон с успехом освоит эту тактику и воспользовавшись ею, поместит свое имя на сценарии Человека-паука, чтобы заключить с Carolco сделку на производство фильма.

В следующей части обзора – как Кэмерон одновременно писал три сценария, как студия согласилась ждать пока он закончит съемки "Терминатора" и какие дополнительные сцены присутствовали в сценарии Чужих, но затем были удалены.





Статья в блоге автора

10736

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×