Voyager | Как создавался сюжет и сценарий «Чужого». Часть 2.
В первой части обзора я рассказал о создании начального сценария “Чужого”. Сегодня речь пойдет о том, как этот сценарий был продан, какими перипетиями сопровождался производственный процесс и в чем суть конфликта, возникшего между Дэном О`Бэнноном и продюсерами ленты, которых он с тех пор называл не иначе как “шакалами”.
Поиск покупателей
Итак, в августе 1976 года Дэн О`Бэннон и Рональд Шусетт приступили к поиску покупателей для своего сценария. Они предлагали его разным студиям, продвигая свою работу как “Челюсти в космосе”, но никто из мэйджоров не был на тот момент заинтересован в такой ленте. Наконец, после ряда переговоров, молодых авторов ждал успех – студия “короля фильмов категории Б” Роджера Кормана заинтересовалась сценарием и выразила готовность не только купить его но и выделить 750 000 долларов на постановку ленты. О`Бэннон планировал лично заняться режиссурой а Шусетт должен был спродюсировать картину.
Парни были весьма довольны своим результатом и собирались заключить сделку. Не возьми они тогда пару дней на раздумья, “Чужой” в итоге был бы снят по выражению самого О`Бэннона “за пару недель на складе” и вряд ли сейчас кто-нибудь вспомнил бы этот фильм.
В 1981 году Корман кстати спродюсировал малобюджетный рип-офф Чужого под названием "Галактика ужаса". Что интересно, над созданием спецэффектов для этой ленты трудился никто иной как Джеймс Кэмерон.
Но все изменила случайная встреча сценаристов с школьным приятеля Рональда Шусетта, независимым режиссером по имени Марк Хаггард. Узнав про сценарий, он попросил его для ознакомления и буквально вечером того же дня перезвонил Шусетту и попросил не подписывать сделку с Корманом, потому как он сможет найти для него лучшее предложение.
Хаггард был знаком с Уолтером Хиллом и дал ему сценарий. Хилл показал сценарий своим деловым партнерам Дэвиду Гайлеру и Гордону Кэрроллу, вместе с которыми он недавно основал компанию Брэндивайн. После раздумий они решили что игра стоит свеч и обратились за поддержкой к президенту студии 20 Век Фокс Алану Лэдду, с которым у них были достаточно хорошие отношения. Заручившись согласием Лэдда, Хилл и Гайлер заключили сделку с О`Бэнноном.
Но О`Бэннон с Шусеттом недолго праздновали успех. Практически с самого начала отношения между ними и Гайлером с Хиллом не сложились. Во многом сказывалось то, что с одной стороны у продюсеров не было абсолютно никакого опыта работы с фантастикой, а с другой стороны сам О`Бэннон был достаточно сложным человеком, не склонным идти на компромиссы и уступать. Возможно, свою роль сыграло и то, что студия нанесла удар по честолюбия О`Бэннона, указав что предпочла бы видеть в кресле режиссера Уолтера Хилла – человека, который по его собственным словам терпеть не мог фантастику.
Практически сразу же начались переписывания сценария. Первой жертвой стали имена персонажей, которые по словам О`Бэннона, Хилл буквально возненавидел. Затем Гайлер с Хиллом начали избавлять от некоторых других фантастических элементов – например инопланетного космического корабля, описания планеты на которую садились астронавты, а также упоминания звезды Дзеты Сетки (вместо этого, действие происходило в некой “Пятой галактике”).
С другой стороны, было бы неправильно говорить что продюсеры не привносили ничего полезного в проект. Так, они придумали крайне важный подсюжет, сыгравший огромную роль в дальнейшей судьбе франшизы: Гайлер с Хиллом ввели в действие седьмого ]пассажира, андроида Эша, который работал на неназванную Компанию.
Так в фильме появился социальный подтекст, по сути определивший в каком направлении будут развиваться сиквелы. О`Бэннон кстати так и не смог заставить себя признать это дополнение, считая что оно не привносило ничего полезного в сюжет и разрушало выстраиваемую им атмосферу саспенса – хотя в своем мнении он остался в гордом одиночестве - даже Рональд Шусетт оценил этот вклад Гайлера и Хилла.
Сценарий Хилла и Гайлера
Итак, чем помимо привычных имен и наличия Эша переписанный Гайлером и Хиллом сценарий отличался от начальной работы О`Бэннона?
Экипаж космического корабля Ностромо, который перевозит метан, получается сигнал SOS и садится на некой неизвестной планете в “пятой галактике”. На ее поверхности, астронавты обнаруживают заброшенный земной звездолет, испещренный изнутри выстрелами от лазеров. В кресле управления находится скелет человека, которого герои быстро нарекают космическим жокеем. Останки других 6 членов экипажа найти не удается. Когда стихает пылевая буря, астронавты замечают неподалеку 100 метровый цилиндр красного цвета, который как выясняется построен людьми.
Черный звездолет и цилиндр. Концепт Рона Кобба.
Астронавты взбираются на верхушку цилиндра, после чего Кейн спускается через проем вниз сооружения, находит там яйца, и вскоре на него прыгает лицехват....
Концепт Криса Фосса.
Чужой в этой версии имеет некоторые отличия от О`Бэноновского видения. Во-первых, раны на его теле мгновенно регенерируют. Во-вторых, ему не страшен огонь – в сценарии есть сцена, где Даллас в упор стреляет в него из огнемета, но тот не обращает никакого внимания на пламя и хватает капитана.
Этот концепт является частью так называемых Ридлиграмм - рисунков Ридли Скотта, который стремился продемонстрировать продюсерам свое видение будущего фильма.
В-третьих, в этом сценарии у Чужого есть название – Эш нарекает его термином “Encephalopod”. В четвертых, сцена где Чужой проникает в пищевое хранилище теперь происходит после того, как он убивает Бретта – и потому становится совершенно непонятно за счет чего пришелец так быстро вырос. Кстати, в отличии от фильма Чужой нападает на Бретта когда он находится в составе группы, а не идет в одиночку искать кота. Из остальных заметных отличий второго акта:
*Между Рипли и Далласом была сцена секса.
*Cцена с разгерметизацией все еще присутствует, но теперь Чужого спасает Эш, включая сирену что позволяет тому вовремя выпрыгнуть из шлюза.
Еще немного Ридлиграмм.
*Даллас подозревает Эша в том, что он саботирует их попытки избавиться от Чужого.
*После уничтожения Эша, Рипли больше не пробует включить его.
*Рипли выясняет, что неизвестная планета была испытательным полигоном людей, а Чужой – опытный экземпляр наступательного биологического оружия. К большому сожалению, Хилл не приводит больше никаких объяснений насчет того, откуда взялись яйца (были ли они найдены, или же Чужих создали генетики), куда делся весь персонал с полигона, почему их разводили в цилиндре, и зачем Чужого вообще пытались доставить на Землю таким способом.
Еще одна Ридлиграмма - труп Кейна бьется о наблюдательный купол.
Что касается третьего акта, то он практически дословно повторял сценарий О`Бэннона, просто с переименованными персонажами. В наличии был труп Кейна бьющийся о наблюдательный купол, использование Чужим Паркера в качестве живого щита от огнемета, финал на спасательной шлюпке и 250 лет полета до Земли.
Единственное отличие – отсутствие финального кадра с прикрепленным к спасательной шлюпке яйцом Чужого
Концепт Жана Жиро.
Отдельно хочу рассказать про характерный стиль Хилла. Он не разбрасывается словами и описаниями и начинает каждое предложение (даже если оно состоит из одного слова) с новой строки. В результате блоки описания действия в его сценарии выглядят таким вот странным образом:
ИНТEРЬЕР. КОРРИДОР.
Позже.
Мертвый Кейн все еще сидит в кресле.
Кроме него в комнате никого нет.
Заходит Ламберт.
Затем Паркер и Бретт
Затем Рипли
И наконец Даллас
Когда Дэн О`Бэннон прочитал этот сценарий (что в общем-то произошло случайно, поскольку продюсеры держали его в тайне), вспыхнул серьезный конфликт. Дело в том на титульной странице в качестве авторов стояли имена Хилла и Гайлера. С тех пор, каждая из сторон придерживалась своей версии – Хилл с Гайлером позже утверждали, что с самого начала они посчитали сценарий О`Бэннона “ужасным”, и купили его лишь из-за сцены рождения Чужого, после чего полностью переписали работу – и следовательно основной вклад в создание Чужого принадлежит им. Версия О`Бэннона заключалась том, что продюсеры изначально задумали лишить его прав на свое творение, пытаясь с помощью пары хитрых приемов (вроде замены имен персонажей) выдать переписанный материал за свою оригинальную работу. Спор затянулся и формальную точку в этой истории поставил лишь арбитраж Гильдии сценаристов – но об этом чуть позже.
Запуск фильма в производство. Приход в проект Ридли Скотта
Пока происходили эти конфликты, в мире кинематографа произошли огромные потрясения – в прокат вышли “Звездные войны”. Совершенно внезапно для Голливуда космическая тематика вновь стала считаться крайне выгодным вложением средств. Поскольку, благодаря “умелому” менеджменту и попыткам сэкономить, студия 20 Век Фокс умудрилась оставить за Джорджем Лукасом все права на “звездную” франшизу, то теперь руководство студии отчаянно искало хоть какой-то проект космической тематики. Единственным сценарием к "космосом" готовым к запуску в производство был именно “Чужой”.
После этого события стали развиваться крайне быстро. Под картину был выделен бюджет в 4.2 миллиона долларов – но поскольку к тому моменту Уолтер Хилл внял голосу разума и понял, что не потянет фантастику, кресло режиссера стало вакантным. После просмотра ряда кандидатур (кто-то просто отказывался от предложения заняться фильмом, кто-то планировал снять его как обычный ужастик категории Б – а несмотря на все конфликты создатели были едины в мнении о том, что фильм надо снимать как первоклассную картину) пост режиссера в итоге получил Ридли Скотт, который к тому моменту снял свыше 2 500 рекламных роликов и только-только дебютировал в кинематографе с лентой “Дуэлянты”.
Ридли Скотт на съемках Чужого.
Скотт вскоре представил свои Ридлиграммы, которые так впечатлили студию, что она не задумываясь увеличила бюджет в 2 раза. Когда встал вопрос об облике Чужого, О`Бэннон показал Скотту поразивший его сборник работ Г.Р. Гигера под названием Necronom IV.
Рисунки поразили режиссера и он незамедлительно нанял швейцарского художника для создания облика пришельца. Но в итоге Гигер перевыполнил изначальный план, и занимался также дизайном инопланетного космического корабля, лицехвата и яиц.
Кстати, кожа Чужого изначальна должна была быть прозрачна: предполагалось что зрители смогут увидеть его скелет и кровеносную систему. Но создание такого костюма оказалось крайне сложной задачей и в конце концов от идеи пришлось отказаться.
Кроме того, О`Бэннон, который изначально весьма хорошо сработался с Скоттом (правда во время самих съемок он умудрился с ним разругаться), сумел показать ему свой сценарий и в конце концов смог убедить режиссера вернуться к идее инопланетного космического корабля. Тогда же к проекту присоединились хорошо знакомые О`Бэннону со времена работы над “Дюной” художники Крис Фосс и Жан Жиро.
О`Бэннон и Крис Фосс.
Эволюция дизайнов инопланетного корабля
Дизайн Рона Кобба.
Дизайн Криса Фосса (два альтернативных варианта).
Дизайн Жана Жиро.
И наконец, дизайн Гигера.
Эволюция дизайнов Ностромо
В начальном сценарии О`Бэннона корабль назывался Снарк. Дизайн Рона Кобба.
Еще один дизайн Кобба предполагал, что корабль будет вращаться, создавая на борту искуственную гравитацию
Дизайн Ронна Кобба и Криса Фосса
В какой-то момент корабль планировалось назвать Левиафан.
Ни один из этих дизайнов до конца не устраивал Ридли Скотта. В отчаянии, специалист по спецэффектам Брайан Джонсон собрал все работы и на их основе сделал вот такой вот рисунок.
Ридли Скотт лично перекрасил модель в серый цвет и добавил туда несколько деталей. Так на свет появился известный всем Ностромо.
Съемочный сценарий
После основательных доработок и сведения вместе всех идей, летом 1978 года был представлен новый сценарий, который и лег в основу картину. Основные его отличия от итогового фильма:
*На корабле пришельцев все еще не было никаких мертвых инопланетян – только пустое яйцо чужого и автоматический механизм который все эти годы передавал сигнал (кстати, Даллас отключал механизм). К счастью, Ридли Скотт сумел настоять на создании декорации Космического жокея, которая стала одной из визитных карточек фильма.
Космический жокей в представлении Жана Жиро.
И каноничная версия Гигера.
*По пути к кораблю астронавты останавливась под скалой странной формы чтобы переждать бурю. Когда они уходили, мы (глазами Эша) видели что это 5 метровый окаменевший пришелец.
*В сценарии все еще был секс между Рипли и Далласом. Саму сцену так и не сняли, но Сигурни Уивер участвовала в ее экранном тесте с актером Рэем Хассетом.
*Расширенный монолог Эша, который был восхищен тем, что ему довелось наблюдать новую ступень эволюции, столкновение двух видов из которого может выйти всего один победитель. Его не заботила мораль, лишь наблюдение за этой битвой и получение нового знания. Что касается корабля пришельцев, то Эш объяснял что Компания засекла инопланетный сигнал и давно расшифровала его. Когда-то пришельцы тоже приземлились на этой планете, нашли на ней яйца, один из них подобно Кейну заразился, после чего Чужой убил всех членов экипажа. Перед отключением Эш говорил:
ЭШ
Может оно разумно? Может вам стоить установить с ним контакт?
РИПЛИ
А ты пытался?
ЭШ
Пусть некоторые мои секреты умрут вместе со мной.
*Ламберт предлагала перестать бороться и покончить с собой с помощью яда.
*Концовка с альтернативной схваткой Чужого и Рипли была близка к начальной версии О`Бэннона.
Стоит отметить, что Скотт отснял достаточно много материала который в итоне не вошел в фильм (черновая версия длилась свыше трех часов). Но большую его часть составили моменты, которые были были мало пригодны для фильм - разные дубли (а Скотт любил делать их в большом количестве), обрывки диалогов, разные ракурсы Чужого, в которых он был все же больше похож на человека в костюме. Несколько моментов были вырезаны в угоду рейтингу – например отснятая сцена смерти Бретта была намного длиннее, чем в экранной версии.
Удлиненная сцена убийства Бретта. Но Скотт планировал сделать ее еще более длинной и мучительной.
А вот так эта сцены выглядела в Ридлиграммах - Чужой вырывал сердце из груди Бретта. Нашедшие его труп астронавты вспоминали аналогичную дыру в теле Космического жокея.
Для ускорения действия также были вырезана линия с ограниченным запасом кислорода для экипажи. От прочей части сцен пришлось отказаться из-за нехватки бюджета – например эпизод с разгерметизацией был отснят лишь частично.
В этой сцене Паркер замечает Чужого возле шлюза и просит Рипли открыть его, пытаясь заманить его внутрь.
Жертвой бюджетных сокращений стала и финальная сцена, где Чужой и Рипли вылетали из спасательной шлюпки.
Раскадровки этого эпизода.
Вообще, весь т.н. "четвертый акт" фильма чуть не был вырезан из-за желания сэкономить – некоторые студийные чиновники считали что фильм вполне можно закончить и сценой уничтожения Ностромо. Но к счастью, финал удалось отстоять - в связи с этим широко известна история о том, что Скотт хотел закончить фильм сценой где бы Чужой откусывал Рипли голову и ее голосом отправлял сообщение на Землю. Но на самом деле это была просто высказанная вслух идея режиссера - никто из членов съемочной группы ее не поддержал и потому она не подвергалась дальнейшее проработке.
Еще один любопытный эпизод предполагал выход Паркера и Бретта в космос для ремонта корпуса Ностромо. Скотт предложил эту идею для того, чтобы зрители смогли лучше представить размеры корабля. Рон Кобб даже спроектировал дизайн небольшого транспортного средстав, на котором астронавты должны были перемещаться вдоль корпуса Ностромо. Эту сцену тоже пришлось убрать по бюджетным причинам.
Несколько сцен позже были восстановлены и вошли в режиссерскую версию 2003 года (хотя Скотт потом умудрился всех потроллить заявлением о том, что на самом деле считает режиссерской версией ту, что вышла в 1979 году – а эта так, выпущена по сути ради денег) – например эпизод с прослушиванием инопланетного сигнала и сцена где Рипли находила Далласа и сжигала его. Удаление этого эпизода из театрального релиза кстати открыло дорогу для сиквела Кэмерона - ведь жизненный цикл Чужих так и не получил своего логического завершения.
Битва за сценарий
Что же касается О`Бэннона, то он, как упоминалось выше, не был в восторге от многих изменений. О`Бэннон вообще относился к тому типу авторов, которые до последнего готовы отстаивать свое видение и не склонны идти на компромиссы, что в дальнейшем сослужило ему далеко не самую добрую службу. Продюсеры отвечали ему “взаимностью” – например, пытались запрещать ему смотреть отснятый материал и не пускали на съемочную площадку.
В итоге, по завершении съемок О`Бэннон получил письмо от студии о том, что титрах фильма авторами сценария будут указаны Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл. О`Бэннон пошел на принцип и подал на арбитраж Гильдии сценаристов. По словам О`Бэннона, над заявлением на арбитраж он работал более усердно, чем собственно над самим сценарием Чужого. В итоге, он выиграл разбирательство и по решению Гильдии был заявлен в титрах фильма как единственный автор Чужого.
Но история на этом не закончилась – в течении нескольких лет Уолтер Хилл раздавал интервью, в которых утверждал что именно он является автором Чужого, а О`Бэннон по сути украл у него сценарий. Все завершилось лишь тогда, когда О`Бэннон пригрозил подать на Хилла в суд, после чего он больше не распространялся на эту тему. Кстати, что интересно, Хилл, в отличии от О`Бэннона и Гайлера, практически не участвовал в съемках ныне ставших классическими документальных фильмов о создании саги про Чужих которые вышли в качество допов к DVD-изданию 2003 года (и позже были переизданы на blu-ray), и таким образом не воспользовался возможностью высказать свое мнение по этому поводу.
Еще один конфликт возник в 1981 году, когда некий Джек Хаммер попытался подать на О`Бэннона в суд, утверждая что тот украл его сценарий. И снова ему удалось отстоять свое имя, доказав что он написал свой сценарий на полгода раньше чем Хаммер.
Эпилог
Во всех этих спорах невозможно разделить стороны на черную и белую – каждый был в чем-то одновременно прав и не прав. Не борись О`Бэннонн так сильно за свое творение – мы бы не увидели ни сцены с Космическим жокеем, ни ряда других интересных моментов. Да и кто знает, как бы в конечном счете выглядел Чужой, не покажи он Скотту сборник работ Гигера? С другой стороны, не приди в проект Гайлер и Хилл, мы бы не увидели линии с Эшем, а Чужой вряд ли смог бы выбраться за рамки фильма "категории Б". По сути, именно из этих споров и противоречий в итоге и вырос тот Чужой, который так полюбился зрителям по всему миру.
Но стоит отметить, что если смотреть на всю эту ситуацию с точки зрения эволюции франшизы, то можно обратить внимание на то, что ее условный закат начался именно после того, как она лишилась сильных авторов, способных отстоять свое мнение перед продюсерами (говоря про сильных, я имею в виду не их литературные таланты, а именно возможность продавить свою точку зрения и послать продюсеров в одно место без страха быть уволенным). История с созданием “Чужого 3” является отличным тому подтверждением – ибо там Гайлер с Хиллом будто бы решили отомстить за все свои обиды и меняли сценаристов и режиссеров как перчатки.
Что же касается Дэна О`Бэннона, то пускай и спустя годы, но он все же получил признание со стороны публики как автор Чужого. Но его карьера в дальнейшем сложилась не так успешно как могла бы – частично в этом был виноват его тяжелый характер, который после всех этих тяжб стал еще хуже (так, некоторые журналисты рассказывали, что во время интервью он постоянно грозил подать на них в суд если те исказят хоть одно его слово), частично тот факт что он пошел на открытый конфликт с продюсерами, что не особо ценится в Голливуде. К работе над сиквелами Чужого его больше не привлекали, а многие его другие сценарии подвергались серьезным переписываниям, которые порой полностью искажали их первоначальую суть. Так скажем его драфт “Голубого грома” был радикально перекроен – и главный герой из спятившего полицейского который угонял вертолет и начинал разрушать город превратился в борца с коррупцией.
В 2009 году Дэн О`Бэннон умер от болезни Крона. По иронии судьбы, именно ее первые симптомы немало поспособствовала созданию сцены рождения Чужого, навеки обессмертившей его имя среди всех поклонников фантастики.