Voyager | Изначальный финал “Войны миров Z”
“Война миров Z” это классический голливудский долгострой, который будто бы специально создавался по канонам классических сюжетов Фабрики грез. Многообещающее начало сменилось тяжелыми съемками, пересъемками, переносом премьеры, неприятными слухами о качестве получившегося материала. Все это привело к тому что в какой-то момент многие уже списали проект со счетов.... И вот наконец, если судить по первым цифрам кассовых сборов и разговорам о сиквеле, создатели получили свой стандартный голливудский хэппи-энд.
Первоначальная версия сценария была намного ближе к книге Макса Брукса и представляла собой нечто вроде политического триллера в мире пережившим эпидемию зомби. Сценарий на мой взгляд был вполне неплохим – про него достаточно подробно писалось в этой статье. Отмечу лишь, что его основным недостатком было отсутствие фактора опасности для главного героя и тот факт, что сюжет обыгрывал лишь первую половину книги, где рассказывалась как эпидемия поразила весь мир, но не вторую, где рассказывалось про то, как же живым удалось победить мертвых.
На мой взгляд, оба этих недостатка были вполне устранимы, но вместо этого продюсеры решили начать с нуля и наняли Мэтью Майкла Карнахана написать новый сценарий. С его рукописью фильм получил добро на съемки, и с ней же создатели испытали немыслимое количество проблем, венцов которых стал полный отказ от последней трети фильма, найм для написания новой концовки Дрю Годдарда, Дэймона Линдендолфа и Кристофера Маккуори и 7-недельные пересъемки.
И вот, после всех этих перипетий картина наконец добрался до больших экранов. Можно наверно по разному относится к творению Марка Фостера (рейтинг PG-13, то что лента не имеет к книге практически никакого отношения) - но честное слово, по сравнению с тем, каким фильм задумывался изначально, результат получившийся после пересъемок можно назвать шедевром.
Чтобы все могли в этом убедиться, я расскажу о том, какой изначально была последняя треть фильма, где Джерри попадал в Москву. Спойлеров можно не бояться – ибо все из этого было в итоге вырезано.
Итак, первые две трети ленты примерно соответствуют сценарию Карнахана, хотя создателям хватило ума при пересъемках изменить пару элементов. Например, по сценарию Джерри вызывался лететь в Корею абсолютно добровольно, и при этом всем было в сущности плевать на миссию вирусолога (им дали только самолет и один автомат). Зачем его герой отправлялся в Израиль тоже было абсолютно непонятно – объяснение из фильма может показаться натянутым, но поверьте, в сценарии не было даже такого.
Линия водораздела между оригинальным материалом и переснятым проходит в сцене, где Джерри и израильтянка Сеген, добираются до аэропорта в Иерусалиме. В фильме они садятся на рейс некой "Belarus airways" и улетают в Уэльс. По сценарию же герои садились на рейс Аэрофлота и в итоге попадали in Russia.
Скажу честно, увидев этот логотип, я испытал просто непередаваемое чувство гордости за свою Родину, чьи самолеты оказывается летают даже во время зомбикалипсиса.
Думаю, не стоит объяснять что в России все как обычно очень плохо. Spetsnaz сгоняет всех людей с прибывающих самолетов, грабит, после чего из АК-47 расстреливает всех слабых и пожилых репатриантов. Красивых девушек отбирают и насилуют, а остальных (включая Джерри) сгоняют в московское метро с задачей вручную толкать вагоны и очищать подземелья от зомби.
За несколько месяцев проведенных под землей, Джерри мужает, обрастает бородой, становится лучшим истребителем зомби в Москве и собирает вооруженный пиками и самодельными щитами отряд с которым пробивается до Красной площади. Там понятное дело творится полный ад. С четырех сторон площадь атакуют зомби, от которых словно 300 спартанцев отбиваются ряды простых москвичей, которые поделены по религиозному признаку на 4 отряда (иудеи, мусульмане, христиане и атеисты), каждый из которых обороняет свою сторону “квадрата”.
In Soviet Russia zombie brain eats you!
Командует всем этим воинством какой-то дедуля в генеральских погонах. Время от времени участники битвы делают перерыв, пьют водку после чего возвращаются в строй. На вопрос Джерри, почему никого не пытаются спасти путем отрубания укушенной конечности, следует классический ответ - “Это Россия!”.
Оружие есть только у военных (которые понятное дело вместо сражений предпочитают мародерствовать и убегать с поля боя) и пары снайперов которые вместо того чтобы стрелять по зомби, отстреливают всех укушенных и просто подозрительных лиц. Они кстати чуть было не убивают Джерри, но в последний миг снайпер сидящий в башне храма Василия Блаженного разглядывает в оптический прицел на руке Джерри кольцо выпускника военной академии Вест-Пойнт (это то колечко, которое Джерри дал спецназовец из Кореи) и решает повременить.
В разгар эпической рукопашной битвы Джерри внезапно осознает то, что никто из остальных людей в Москве не понял за все эти месяцы - оказывается, на морозе зомби двигаются намного медленнее чем на жаре – и если затушить все костры, то с помощью Великой русской зимы (Джерри даже толкает пламенную речь на Красной площади, упоминая шведов, Наполеона и немецкую армию), vodka, какой-то матери и большого количества вооруженного пиками простого люда можно будет победить зомби.
Разумеется, так и происходит. Джерри становится русским героем, и наконец получает возможность позвонить жене по спутниковому телефону. Как выясняется, дела у его близких идут не очень хорошо – сразу же после его отлета военные сплавили авианосец и всю военную технику кубинцам, которые выслали всех беженцев в лагерь для интернированных. У дочки после пережитого началось нервное расстройство, из-за которого она пытается подражать повадкам зомби. Тьерри пытался помешать выселению его семьи и получил прикладом по голове, что в итоге привело к его смерти. Но что еще хуже, безымянный десантник спасший Джерри в начале фильма, воспылал необъяснимой страстью к его жене и склонил ее к сожительству с собой.
После пересъемок, персонаж Мэттью Фокса появляется в фильме от силы в двух сценах.
Взбешенный Джерри решает вернуться домой и навести там порядок. Вместе со своим войском он добирается до Владивостока, после чего собирает флотилию судов, переплывает океан, высаживается в Орегоне и начинает битву за освобождение Америки. Конец.
После прочтения этого сценария, лично у меня возник всего один вопрос – как этому дали зеленый свет? Ладно, продюсерам конечно же было плевать на все эти штампы, хотя накал идиотизма в финальной трети временами достигает такой силы, что я не представляю как можно было игнорировать это.
Но помимо этого, сценарий не мог предложить абсолютно никакой мотивации для героя и его перемещений по миру, не имел никаких персонажей которым хотелось бы хоть немного сопереживать, а его диалоги были будто бы собраны по кусочкам из совсем других сюжетов.
Конечно, можно порадоваться тому, что все это вырезали, пересняли и теперь если нам и суждено увидеть эти сцены, то только в качестве допов на blu-ray. Но все таки, неужели нельзя было сделать нужные выводы сразу, без траты лишних 50 миллионов долларов и переносов премьеры? Каждый раз, когда я думаю что Голливуд уже ничем не может удивить или шокировать, Фабрика грез умудряется переплюнуть саму себя и преподнести новый сюрприз. И случай с “Мировой войной Z” является отличным тому подтверждением.