Voyager | Про начальный сценарий х/ф “Миссия Серенити”
История создания фильма “Миссия Серенити” в общем-то удивительна. Ведь далеко не каждый, даже самый успешный сериал с кучей сезонов обзаводится полнометражным продолжением. В случае же с “Светлячком”, который был бесцеремонно закрыт после трансляции всего 11 из отснятых к тому времени 14 эпизодов, случилось нечто похожее на чудо – Джосс Уидон сумел заинтересовать материалом продюсеров студии Юниверсал, после чего те не только выкупили права на сериал, но и запустили в производство полнометражный фильм по его мотивам.
К сожалению, это было первое и последнее чудо в истории франшизы, ибо вышедший в 2005 году фильм во многом разделил судьбу сериала – хорошие отзывы, культовый статус и недостаточная для финансового успеха зрительская аудитория. Конечно, фильм потом отлично разошелся на видео, так что создатели со временем вернули свои деньги, но запускать в производство сиквел желающих среди чиновников студии больше не нашлось.
Так или иначе, но стоит отметить что начальный сценарий “Миссии Серенити”, написанный Уидоном в 2003 году, насчитывал целых 190 страниц. Существует общее правило, что одна стандартная страница сценария примерно соответствует одной минуте экранного времени. Таким образом, снимайся фильм по начальному скрипту, его продолжительность превысила бы три часа. Не думаю, что нужно подробно объяснять из каких соображений студия приложила все усилия для того, чтобы максимально урезать начальную версию до стандартного хронометража в два часа. Но зато можно рассказать про основные отличия между начальной версией Уидона и итоговым фильмом.
Итак, в целом, базовая сюжетная линия перекочевала в фильм без изменений, потому пересказывать ее не вижу особого смысла – достаточно просто посмотреть кино. Но при этом, абсолютно все сцены и диалоги были сокращены. Некоторые в меньшем масштабе - например, сцену представления Серенити, снятую почти одним планом, мы увидели с относительном незначительными урезаниями в плане диалогов.
От многих же других осталась буквально пара кадров. Скажем в фильме, между сценой бегства Мэла и Инары из дома учений и отлетом с планеты проходит секунд 30. В сценарии же присутствует большой эпизод, где герои вначале отстреливаются от солдат Альянса. Затем Мэл, чтобы распугать охраняющих шаттл солдат, кидает в них гранату, которая оказывается ненастоящей (этот эпизод был даже снят). Затем, в погоню за шаттлом бросаются два истребителя Альянса, и в конце концов путь приводит беглецов в горы, где в ходе зрелищного маневрирования, им удается заманить преследователей в ловушку.
Другой пример – эпизод, где Мэл обстреливает из пушки корабль Пожирателей, после чего весь их флот бросается в погоню за Серенити. В фильме следующая сцена происходит уже на орбите планеты господина Вселенная, где Серенити поджидает ничего не подозревающий о назревающих неприятностях флот Альянса. В сценарии же присутствовала длинная сцена погони Пожирателей за Серенити, где корабль героев проходил через метеоритный дождь, и абордажная группа Пожирателей в прямом смысле слова высаживалась на корабль, после чего облаченный в скафандр Мэл сражался с ними на корпусе Серенити..
Вырезанными оказалось множество небольших линий и диалогов. Например, выяснялось что все это время Саймон не отвечал на знаки симпатии со сторон Кэйли по причине того, что Мэл как-то пообещал всадить ему пулю в горло, если он позволит нечто подобное. Пастор Бук в этом сценарии все еще был членом экипажа Серенити и участвовал в действии от начала и до самого конца. Что же касается предводителя общины на планете-убежище – то это изначально был совершенно другой персонаж, которого звали Дрезден. Позже в сценарии присутствовала сцена, когда Серенити прилетала туда как раз во время атаки кораблем Альянса колонии. Чтобы победить противника на не имеющем вооружения корабле, Уошу приходилось идти на таран.
Оперативник в этом скрипте представлялся по имени (его звали Джуд). Присутствовала отличная шутка в сцене последней битвы, когда Джейн пытался “активировать” боевой режим Ривер Пожирателей, распевая песню из той самой рекламы.
Но самое большое отличие заключалось в судьбе персонажей – в начальном скрипте Уидона не погибал ни один из 9 героев сериала. Почему же ему в конце концов пришлось изменить это? Дело в том, что в случае успеха фильма продюсеры хотели иметь возможность быстро запустить сиквел в производство. Для этого разумеется требовалось гарантировать участие всех исполнителей главных ролей. Но у некоторых актеров на тот момент не было возможности юридически подтвердить свое участие в сиквеле - и потому Уидону пришлось выбрать меньшее из двух зол и убить их персонажей, чтобы фильм все же получил зеленый свет.
В общем и целом, несмотря на вырезание трети оригинального материала, Уидону удалось сохранить целостность сюжета на плаву и вложиться в бюджет. А денег на съемках постоянно не хватало – и среди допматериалов фильма можно найти несколько удаленных сцен, которые не были закончены как раз из-за нехватки денег.
Когда я в первый раз смотрел “Миссию Серенити”, то вообще не знал ни о каком сериале. Но при просмотре чувства “оторванности” и ощущения того, что не хватает какой-то важной для понимания сюжета предыстории у меня ни разу не возникало. Так что, по крайней мере в моем случае Уидон выполнил одну из поставленных самому себе при написании сценария задач, и сделал фильм достаточно самодостаточным, чтобы человек, не имеющий понятия об оригинале, мог вполне спокойно смотреть его.
Правда, как все мы знаем, в итоге эти ухищрения ни к чему не привели. Преданные фанаты конечно способны творить чудеса, но в данном случае похоже что их аудитория просто оказалась слишком маленькой, а новых поклонников студии зацепить не удалось – возможно опять же из-за отсутствия денег на маркетинг, возможно из-за упора на позиционирование фильма в качестве продолжения сериала, чьей аудитории в итоге не хватило чтобы обеспечить окупаемость.
С тех пор прошло уже почти 8 лет. За эти годы появлялись самые безумные слухи, насчет возможных сиквелов. После шутки Натана Филлиона о том, что будь у него деньги, он бы выкупил права на “Светлячка” и запустил второй сезон сериала, фанаты чуть было не организовали компанию по сбору для него средств. Появление сервиса Kikcstarster снова подогрело ожидания, но вскоре Джосс Уиддон опять похоронил все надежды объявлением о том, что не все так просто и в любом случае у него пока нет времени для подобных проектов.
Так что более чем вероятно, что никакого продолжения в форме фильма или хотя бы второго сезона мы так и не увидим. Конечно, все фанаты знают, что сигнал не остановить, но и желание индустрии минимизировать риски тоже в общем-то непобедимо. Тем более, что материал и так приносит прибыль за счет мерчендайзинга – и кто сейчас убедит студию, что сними она еще один фильм, он в этот раз точно окупится?
Но с другой стороны, если бы не настойчивость Уидона и доля некоего везения, то история экипажа Серенити так могла и ограничиться лишь 14 эпизодами сериала, закрытого из-за низких рейтингов и не имеющего вообще никакого формального завершения. А это, согласитесь, было бы намного хуже…