Voyager | “Армия мертвых” Зака Снайдера: обзор нереализованного сценария.
Почти 10 лет тому назад Зак Снайдер дебютировал в кинематографе со своим ремейком культового фильма Джорджа Ромеро “Рассвет мертвецов”. Лента получилось действительно удачной, на Зака обратили внимание и вскоре ему доверили постановку комикса “300”.
Получившийся фильм весьма прилично выступил в прокате, и в результате Снайдеру доверили еще более амбициозный проект – постановку "Хранителей". Этот фильм стал своеобразной переломной точкой для режиссера – он не был финансово успешен и на момент выхода не пользовался единогласным одобрением зрителей и критиков. За ним последовали “Легенды ночных стражей”, которые тоже не были особо успешны, а следующий фильм режиссера “Запрещенный прием” буквально подвергся критическому разгрому и провалился в прокате. Вскоре на экраны выйдет амбициозный “Человек из стали”, который вероятно надолго определит творческие перспективы Снайдера – в случае неудачи, вряд ли ему когда-нибудь вновь доверят большие проекты.
Но сегодня речь пойдет об одном из нереализованных проектов Снайдера еще тех времен, когда он был режиссером двух успешных фильмов и не познал невзгод. Речь о так называемой “Армии мертвых”: Снайдер предложил студии Warner Brothers идею фильма об отце, который, чтобы спасти свою дочь из кишащего зомби и обнесенного защитной стеной Лас-Вегаса собирает команду наемников, обещая им в качестве куша возможностью помародерствовать в пустующих казино города.
Студия одобрила предложение Снайдера и наняла Джоби Хэрольда для разработки предлоденного Снайдером тритмента. В августе 2007 года Хэрольд представил свой 116 страничный сценарий. Как и “Рассвет мертвецов”, завязка скрипта стремительна и уже на второй странице происходит заражение Лас-Вегаса вирусом превращающим людей в зомби. На третьей мы знакомимся с главной героиней – не очень умной журналисткой по имени Кейт, которая горит желанием рассказать правду о том, что стало причиной эпидемии и решает тайно пробраться в Лас-Вегас в поисках секретной подземной лаборатории, где проводились эксперименты. Хм, что же тут может пойти не так?
Поздемная лаборатория под крупным городом? Уверен, что сходство с "Обителью зла" является чистым совпадением.
Разумеется, искательница правды попадает в западню. Узнав об этом, ее отец по имени Скотт собирает команду наемников, которые должны вызволить его непутевую дочь. Каждый из персонажей представляет собой ходячее клише в лучших традициях жанра.
Итак, в состав команды входят:
* Жадный негр, думающий только о деньгах, который в конце естественно кинет товарищей, обрекая их на гибель.
* Компьютерщик-задрот.
* Здоровый молчаливый тип в татуировках, который за весь сценарий не произносит ни звука - даже когда его будут заживо поедать.
* Укурок-латинос, который разумеется выкурит свой последний косяк перед тем как его съест толпа зомби.
* Безумный ученый, который настолько гениален, что единственный на планете понимает что зомби умнее чем кажутся и создают свое общество. Но при этом он настолько туп, что решит устроить вскрытие зомби, невзирая на требования сделать ему контрольный выстрел в голову, сославшись на то, что “он же не шевелится, значит мертвый” .
* И конечно наш герой, бывший полицейский и алкоголик в завязке. Дочь понятное дело ненавидит отца, и когда он ее спасет, будет до практически самого конца скрипта будет вести себя как еще большая дура.
Из-за этих штапмпов вытекает и первая важная проблема сценария: поскольку практически все персонажи ведут себя как полные кретины, то фактор сопереживания здесь отсутствует как факт. После смерти каждого хочется сказать “ну и поделом ему!”.
Перипетии сюжета тоже не отличаются особой оригинальностью и повторяют кучу известных фильмов. Разумеется что с самого начала спасательная операция пойдет не по плану – власти засекут проникновение в запретную зону и отправят отряд морпехов на перехват. Недалекие военные быстро будут съедены, выход из города заблокирован и в результате выжившие забаррикадируются в казино. Теперь у них три часа на то, чтобы выбраться из города, пока по нему не будет нанесен ядерный удар.
В третьем акте зомби ворвутся внутрь, негр всех предаст, после долгой погони главному герою удастся добраться до вертолета, но зомби схватят его дочь и заберут к себе в “улей” (да, их логово прямо так и называется), после чего у него будет лишь 15 минут до того как по городу будет нанесен ядерный удар чтобы проникнуть внутрь, спасти свою дочь, и затем выбраться из здания, отбиваясь от преследующего их предводителя зомби и улететь на вертолета от ядерного взрыва. Ничего не напоминает?
Уверен, все совпадения снова случайны.
Но такой наглый копипаст “Чужих” все же разбавляется тремя сногшибательными сюжетными поворотами. Первый заключается в том, что в третьем акте появляется… зомби-насильник! Выясняется, что зомби хватают всех женщин, затем относят их в свой “улей”, где предводитель зомби (он же альфа-самец, он же нулевой пациент), насилует их, после чего у них рождаются дети-гибриды, которым нестрашно разложение (кстати в скрипте есть соответствующая сцена).
Второй поворот ждет нас в самом финале. Итак, нескольким героям удается спастись, они приземляются в маленьком городке, после чего местные жители узнают их (власти показали их фото по телевидению, объявив террористами) и расстреливают. Но, даже получив три пули в голову (!), главная героиня выживает, попадает в больницу и в последних кадрах мы видим, как у нее под животом что-то шевелится – а значит зомби-насильник таки сделал свое черное дело.
И наконец, яркий финальный штрих ждет нас в сцене после титров. Оказывается что негр, который обрек героев на погибель, пережил ядерную бомбардировку спрятавшись в хранилище казино. В последних кадрах мы видим как он, с довольным выражением лица, тащит большой мешок денег и бодро шагает в сторону мексиканской границы. Таким образом, мы получаем крайне жизнеутверждающую мораль всей истории: обреки друзей на верную смерть ради денег - и ты не только останешься жив но и разбогатеешь!
Признаться, я некоторое время даже не знал, как же стоит относиться к этому сценарию – на первый взгляд это штампованный зомби-боевик, просто с большим размахом – тут и взрывающиеся здания, и сходящие под откос поезда и падающие вертолеты и массовый отстрел зомби из миниганов, а также мозги, кишки и все остальные маленькие радости жанра... Но с учетом “особенностей” финала и всех этих словно нарочно выпирающих из-за каждого сюжетного угла штампов я признаться склонен считать что на самом деле Снайдер втайне хотел снять черную комедию, но поскольку ему никто не давал денег, то он решил замаскировать ее под зомби-фильм.
Правда сам Снайдер через некоторое время отказался от режиссуры фильмы в пользу “Хранителей”, ограничившись функциями продюсера и со-сценариста. В итоге, пост режиссера достался обладателю нескольких Каннских львов, рекламщику Маттейсу ван Хэйнингену, для которого этот фильм должен был стать дебютом.
Почему же картина так и не была снят? Все как обычно – комбинация растущего как на дрожжах бюджета, сложность съемок в Вегасе, а также так не вовремя начавшийся финансовый кризис похоронили проект. Хэйниген ушел на Юниверсал снимать приквел к “Нечто”, а сценарий был положен на полку.
Возможно это и к лучшему – лично я подозреваю, что выйди “Армия мертвых” на экраны, ничего хорошего в прокате бы ее не ждало и репутацию Снайдера этот фильм точно бы не улучшил. Для Зака вообще характерно, что свои самые лучшие фильмы он выдает или когда у него есть крепкий первоисточник или когда он находится под творческим присмотром. Стоит же отпустить режиссера в свободное плавание – и ничего хорошего студию, как правило, не ждет.
Возможно, если “Человек из стали” побьет все мыслимые и немыслимые рекорды, Снайдер когда-нибудь и вернется к самой идее “зомби + Лас Вегас”. Но даже если так, думаю что сходство на этом и закончиться. Уж слишком сложно представить что во времена, когда “Войну миров Z” умудрились снять с рейтингом PG-13, какая-нибудь из студий рискнет вкладывать деньги в блокбастер, где присутствуют зомби-насильники. Уж не то сейчас время.
Статья в блоге автора