Voyager | Каким могло быть “Возвращение Ксандера Кейджа”: обзор нереализованного сценария
В промежутке между 2000 и 2002 годом на экраны вышли три знаковых для Вина Дизеля фильма, которые превратили его в экшн-звезду. Речь естественно идет о “Черной дыре”, “Форсаже” и “Три икса”. Все они имели достаточный потенциал для того, чтобы стать началом популярной франшизы - и неудивительно, что за каждым из них вскоре последовал сиквел. Но Вин Дизель сыграл лишь в одном из них – амбициозных и не слишком успешных “Хрониках Риддика. Чуть позже, Дизель вернулся к “Форсажу” – и как показала практика, не прогадал.
Что же касается “Три икса”, то изначально и актер и режиссер Роб Коэн вели переговоры насчет участия в сиквеле. Но по ряду обстоятельств, и тот и другой выпали из проекта. В итоге, режиссером продолжения стал Ли Тамахори, а на смену Дизелю взяли Айса Кьюба, обосновав отсутствие героя прошлой части невнятной фразой о том, что Ксандер Кейдж был убит на Бора-Бора. Как все мы знаем, фильм с треском провалился, что по идее должно было означать и приговор любым продолжениям...
Но у продюсеров все же оставался один, последний вариант для реанимации сериала - вернуть персонажа Вина Дизеля, благо что актер был не против еще раз сыграть “шпиона нового поколения”. Да и Роб Коэн, чей “Стелс” стал даже более чудовищным провалом, чем сиквел “Три икса”, тоже испытывал заинтересованность в кассовом проекте, который мог бы восстановить его пошатнувшееся реноме. Дело оставалось за малым - написать сценарий по которому можно было бы снять фильм.
Это задание было поручено известному в определенных кругах тандему Джона Бранкато и Майкла Ферриса. Если не считать стоящую неким особняком в их фильмографии “Игру” (я кстати не удивлюсь, если когда-нибудь выяснится что они просто украли рукопись у некого безвестного автора), наиболее ярко они раскрыли свой сценарный талант в таких произведениях как “Терминатор 3” (конечно, начальный сценарий Теди Сарафьяна был недосягаемо крут, но и у них получилась знатная комедия), “Суррогаты”, “Женщина-кошка” ну и разумеется нельзя не упомянуть их начальный сценарий “Терминатор: Да придет спаситель”.
Вот они. Героев надо знать в лицо.
В июне 2009 года они представили 117 страничный сценарий, озаглавленный “XXX: Возвращение Ксандера Кейджа”. И, забегая немного вперед, он превзошел мои самые смелые ожидания.
Итак, в открывающей сцене скрипта мы узнаем что в России как обычно неспокойно. Некие неизвестные деструктивные элементы взломали оборонную сеть, открыли ракетную шахту, после чего на вертолете вывезли ядерную ракету SS-18 (также известную как Сатана) с десятью ядерными боеголовками.
Не дав возможности читателям прикинуть, сколько в реальности весит такая ракета, и сколько может взять самый большой на планете вертолет, Бранкато и Феррис переносят действие в Аденский пролив, где сомалийские пираты решили ограбить сухогруз, перевозящий кучу автомобилей марки мерседес. Пока пираты ликуют, отмечая невиданный успех, один патлато-бородатый матрос пробирается в грузовой контейнер, заводит мерседес, после чего разгоняется, пробивает им стенку контейнера и направляет автомобиль на пиратскую лодку. В полете он выпрыгивает из машины, раскрывает нечто вроде воздушного змея используемого для кайтсерфинга, и планируя расстреливает уцелевших пиратов из автомата.
Кадр правда из "Хроник Риддика", но в начале фильма Кейдж должен был выглядеть примерно так.
Кто не узнал - это Ксандер Кейдж, который симулировал свою смерть (с какой целью, нам кстати так внятно и не объясняют) и в последнее время не желая привлекать к себе излишнего внимания, подрабатывал матросом на сухогрузе.
Попрощавшись с командой, Кейдж снова взмывает в небо и направляется в Африку. Но ему не удается далеко уйти – ведь все это время он находился под присмотром агента Гиббонса, который как раз нашел для него новое задание связанное с поисками пропавшей ракеты. Несмотря на все уверения русских о том, что злодеи не смогут ее запустить (российские военные, оказывается втихаря слили из нее все топливо – по предположениям Гиббонса чтобы на вырученные деньги купить водки), АНБ не собирается сидеть без дела.
Выясняется, что наш главный герой как две капли воды похож на иранского подрывника Аббаса по прозвищу “The End”, который как-то связан с людьми, укравшими злополучную ракету. Поскольку никто не знает об аресте Аббаса, Гиббонс намеревается выдать Ксандера за него, чтобы выйти на похитителей. Кейдж правда совсем не горит желанием снова спасать мир. Но ему приходится передумать после того, как Гиббонс намекает на то, что его младший брат Макс попался на хранении наркотиков и от Кейджа зависит, дойдет ли его дело до суда.
В помощь Ксандеру дают роскошную блондинку по имени Эмили, которая разумеется обладает докторской степенью по химии и является одним из лучших в мире экспертов по взрывчатке. Она устраивает герою экспресс-курс по минно-взрывному делу. Параллельно, Кейджу выдают непробиваемый ничем и несгораемый костюм, комплект контактных линз, которые являются фотоаппаратами (достаточно моргнуть два раза, чтобы они сделали снимок), а в ухо вживляют универсальный переводчик, которому позавидовал бы сам С-3PO.
После подготовки, Ксандер направляется на встречу с некой Татьяной, которая работает на похитителя ракеты. Все естественно идет не так как запланировано: индонезийские исламисты, недовольные тем, что Аббас не выполнил их последний заказ (разумеется, они не знают что настоящий Аббас сидит в тюрьме) пытаются убить Ксандера, что приводит к зрелищной погоне по улицам Лондона. Но по крайней мере Кейджу удается втереться в доверие к Татьяне, и Гиббонс решает скорректировать план и подождать пока она не приведет Кейджа прямиком к заказчику.
Ксандер с Татьяной направляются в Абу-Даби, где встречаются с русским нефтяным олигархом Алексеем Петровым, который и стоит за всем происходящим.
Контактные линзы-фотоаппараты и сцена в Дубаи заставляют задуматься над тем, не читали ли втихаря авторы фильма “Миссия невыполнима: Протокол Фантом” этот сценарий?
Чем же, в представлении Бранкато и Ферриса крутой российский олигарх занимается в свободное от похищения ядерного оружия время? Например, он любит экстремальные виды спорта, в частность прыжки с парашютом с небоскребов. Еще, на глазах у всех своих приспешников он лично участвует в гладиаторских боях: на секретной базе Петрова построена целая арена, где он время от времени до смерти избивает какого-нибудь несчастного, после чего вдыхает их последний выдох, надеясь поглотить (!?!?) их душу.
Школа Шан Цунга в действии?
Ксандер получает от Петрова задание составить план проникновения на секретный иранский завод по производству ракетного топлива и биологического оружия. Американские власти надеются убить одним выстрелом двух зайцев и потому решают позволить Петрову осуществить задуманное.
Люди Петрова проникают на объект, крадут топливо для ракеты, а также некую непонятную субстанцию, после чего взрывают завод, предварительно попытавшись убить ставшего ненужным Кейджа. Естественно, что героя спасает чудо-костюм, который останавливает пулю. К счастью, на заводе оказывается бесхозный мотоцикл, и оседлав его, Ксандер мчится по горящему зданию и выпрыгивает из окна за секунду до взрыва, радуя пораженную охрану зрелищем того, как его силуэт проносится по небу и пересекает лунный диск.
И хоть с момента выхода "Инопланетянина" прошло уже больше 30 лет, видимо киношникам еще не скоро надоест пытаться пародировать эту сцену.
Затем, Кейдж проникает на яхту Петрова и пытается выяснить где спрятана ракета. Но олигарх уже подстраховался и взял Эмили в заложницы. Наш герой блефует и предлагает злодею выкуп в обмен на боеголовки и Эмили. Тот соглашается, и Кейджа отпускают чтобы он мог собрать деньги. Но к сожалению, российские власти не могут ничего поделать с Петровым, мотивируя это тем, что сейчас на Руси демократия, и нельзя вот так вот арестовать человека не имея веских доказательств.
Разозленный Ксандер берет ситуацию в свои руки. На джипе, он следит за вертолетом (!) Петрова, и след приводит его к нефтяному месторождению вблизи Санкт-Петербурга (?). Там, на базе зловещего олигарха и спрятана ракета. Строение огорожено забором через который пропущен смертоносный электрический ток. К счастью, рядом предусмотрительно находится обрыв, взобравшись на который Кейдж седлает стеклопластиковую панель и прыгает с ней на ЛЭП, после чего едет по высоковольтным проводам, словно это морская волна.
Разумеется акула это не ЛЭП но общий смысл примерно такой.
Попав внутрь, Кейдж выясняет, что коварный Петров заменил ядерные заряды в боеголовках на сворованное с иранского завода вещество, которое содержит поедающую нефть бактерию. Он планирует поразить боеголовками все нефтяные месторождения конкурентов, после чего стать нефтяным монополистом и захватить контроль над миром.
Ксандер освобождает Эмили, но сам попадает в плен что приводит к неизбежной сцене где герой и злодей дерутся на гладиаторской арене. Потом Татьяна помогает Ксандеру бежать, но сама погибает от руки Петрова. Ксандер находит ракету, после чего начинается самая фееричная часть сценария, которая искупает все его прошлые грехи.
Итак, чтобы остановить запуск, Ксандер открывает какую-то дверцу в ракете и залазит внутрь, где видимо специально для таких случаев оборудовано помещение, где можно вручную ввести цели для боеголовок. В этот момент ракета стартует. Борясь с перегрузками и в буквальном смысле покрываясь льдом, Ксандер вводит новые координаты, после чего из последних сил выбивает дверцу в ракете и теряет сознание.
In Soviet Russia rocket launches you!
Ракета выходит в открытый космос, обледенелый Ксандер выпадает (!) из нее и его тело летит назад на Землю. Войдя в атмосферу, он разогревается, оттаивает, приходит в себя, после чего активирует свой комплект для скайдайвинга. Боеголовки же падают на нефтяные промыслы Петрова и уничтожают их.
Пытающийся бежать олигарх видит планирующего Ксандера, впадает в истерику и летит за ним на вертолете, пытаясь расстрелять новоявленного бэтмена из автомата. Но Ксандеру удается забраться в вертолет, следует драка, машина начинает выделывать самые невероятные маневры и в итоге Ксандер каким-то хитрым образом выкидывает Петрова прямо на лопасти. Мир спасен, Ксандер получает орден из рук британской королевы, после чего отказывается от предложения Гиббонса устроиться на постоянную работу и уезжает с Эмили в закат…
В принципе, после такого описания наверно можно ограничиться многозначительным молчанием, но я все же добавлю пару слов. “Три икса” никогда не были умными и реалистичными фильмами, но этот скрипт в своей наглой глупости превзошел обоих предшественников вместе взятых, а сцена с ракетной прогулкой в своей фееричности вероятно побеждает даже эпизод с динозавродесантом из нереализованного сценария “Парк Юрского периода 4”.
Существует такая категория фильмов, как “guilty pleasure” (или другими словами, так плохо, что это даже хорошо), и вот данный сценарий в принципе из этого числа. Просматривая его, отчетливо понимаешь какую же чушь приходится читать - но при этом подсознательно ловишь себя на мысли, что какая-то часть тебя хотела бы увидеть эту фантасмагорию на большом экране. Ведь если поговорка о том, что смех продлевает жизнь хоть немного правдива, то такое зрелище смогло бы сделать долгожителями большую часть посмотревшей его аудитории.
Но творение Бранкато и Ферриса так и не дошло до большого экрана. Вначале Роб Коэн отказался от проекта ради съемок “Средневековья” (который позже был отменен), затем появились слухи о том, что Дизель передумал сниматься (хотя он и утверждал в интервью, что фильм все еще жив, просто отложен). Не знаю, какую роль в этом сыграл сценарий, но в принципе на данный момент у Дизеля хватает работы – во-первых, пока “Форсажи” собирают такие деньги, вряд ли он откажется от этой франшизы, во-вторых этой осенью выходит многострадальный “Риддик”, деньги на который Дизель и Дэвид Туи буквально собирали по всему миру.
Конечно, в силу специфики независимого финансирования, этот проект имеет все шансы разделить прокатную судьбу нового “Судьи Дредда” – но с другой стороны, после очередного Форсажа, имя Дизеля у всех на устах. И если фильм все же окажется успешен, то куда вероятнее дождаться еще одной серии приключений Риддика, который как ни крути является намного более популярным персонажем, нежели татуированный шпион-экстремал.
Возможно, в будущем мы все же увидим возвращение Ксандера Кейджа на большие экраны – но если оно и случится, то вероятно уже с другими сценаристами. И как бы безумно я не полюбил сцену с ракетой, катание по проводам и гладиаторские поединки с русскими олигархами - но вероятно это все же к лучшему.