Voyager | Обзор нереализованных проектов Орена Узила: сценариста четвертой части “Люди в черном”
Орен Узил. В фильмографии этого практически неизвестного широкой общественности сценариста пока что значится только короткометражка “Смертельная битва: Перерождение” и веб-сериал “Смертельная битва: Наследие”.
Но вскоре это изменится – в данный момент Узил занимается сценарием сиквела “Мачо и ботана”, и кроме того буквально на днях было объявлено о том, что он займется написанием сценария к четвертой части “Людей в черном”. Но чтобы заслужить право заниматься такими крупными проектами, Узилу пришлось немало поработать – два его скрипта попадали в Черные списки, еще одна работа в прошлом году заинтересовала Дж. Дж. Абрамса. Рассмотрим их более подробно.
Shimmer Lake
Утро пятницы, захолустный городок где-то в США. Сжимающий в руках сумку с наличностью окровавленный человек по имени Энди просыпается в подвале своего дома. Три дня назад произошло ограбление банка, которое привело к непредсказуемым последствиям – во время налета был ранен шериф, а в последующие дни было убито несколько грабителей. Энди один из организаторов данного преступления, а раненный шериф это его брат по имени Зик, который полон решимости найти Энди до того, как он разделит судьбу своих подельников.
Сценарий Узила интересен по ряду причин. Во-первых, у него достаточно необычная форма подачи. Действие в скрипте разворачивается в обратном порядке: начиная с пятницы, когда мы уже знаем обо всех последствиях ограбления, затем переносится в четверг, среду и наконец во вторник, когда все ниточки сходятся воедино и мы наконец узнаем, что на самом деле стояло за этим преступлением.
Сама история невелика по масштабу и нетороплива - тут нет драк, погонь и экшна - большую часть времени мы наблюдаем за взаимодействием персонажей (с одной стороны горе-преступников, с другой правоохранителей) и их попытками как-то обуздать последствия ограбления. Казалось бы, при таких вводных достаточно трудно надолго удержать внимание читателя, однако Узилу с блеском удается это проделать – за все 117 страниц нет ни одной провисающей сцены, ни одного эпизода который хочется быстро пролистать чтобы сразу добраться до концовки.
Во-вторых, такая структура повествования позволяет раскрывать персонажей и их характер избегая скатывания к банальностям. Действующих лиц много - судья и по совместительству владелец банка Докинс, умственно-отсталый Крис, главарь банды Эд, его красавица-жена по которой сохнет полгорода Стефани, пара совсем зеленых агентов ФБР который только неделю назад выпустились из академии - и каждый по своему интересен, практически у каждого есть своя предыстория и мотивы, из-за которых они ввязались в это дело. Часто именно мотивация персонажей является слабым звеном сценариев – но не в данном случае. Орен Узил действительно хорошо проработал героев, отчего за ними интересно наблюдать, даже зная наперед их судьбу.
В-третьих, под конец нас ожидает один небольшой и любопытный сюжетный твист который на мой взгляд он отлично завершает всю историю и до конца раскрывает мотивы главных героев.
Вообще, по стилю дебютная работа Узила вызывает ассоциации с творениями братьев Коэн. Повествование выдержано в схожем ироничном стиле, в нем много черного юмора, но при этом автор умело выдерживает баланс между серьезным и несерьезным, и работа избегает скатывания в откровенное шутовство.
Этот сценарий стал поистине прорывным для Узила (и на мой взгляд, является лучшей из трех его работ, что довелось читать) – он попал в Черный список 2009 года и через некоторое время был выкуплен студией Fox Atomic. Но к сожалению, по абсолютно непонятным причинам фильм так и не был снят, что достаточно странно. Одно дело, если студия жалеет денег на масштабный фильм про вторжение инопланетян из будущего – это можно понять. Но в данном случае, почему, имея действительно крепкий сценарий, который не требует никаких особых вложений (такие ленты снимают в течении месяца с бюджетом максимум 10-15 миллионов) никто так и снял дал зеленый свет фильму для меня загадка.
Впрочем, самому Узилу этот сценарий помог пробиться наверх – ибо его следующая работа тоже попала в Черный список (уже 2010 года), и ее шансы на экранизацию в настоящее время намного выше, чем у "Shimmer lake".
Kitchen sink
Уже на первой странице мы узнаем, что на Земле одновременно случились зомбикалипсис и вампирогеддон. Главный герой по имени Даг с девушкой бегут по улице, где в последней схватке сошлись орды людей, вампиров и зомби, и пытаются спрятаться в доме, где к своему ужасу обнаруживают еще большую толпу рвущей друг друга на части нечисти. Подружка Дага немедленно становится хэппи-милом для изголодавшейся нежити, и та же судьба вскоре должна постигнуть и его самого, однако тут на небе появляются инопланетные корабли, которые немедленно начинают испепелять все вокруг. Дагу, девушке-вампиру Петре и зомби, который еще недавно был главным школьным ботаником, по имени Нэд, удается спрятаться в подвале. После недолгих размышлений, они решают отложить свою вражду, и объединить силы чтобы пережить вторжение инопланетян.
Во всех пособиях для начинающих сценаристов делается акцент на том, как важны первые пять-десять страниц сценария – ибо если автору не удастся на них заинтересовать лицо, от резюме которого зависит дальнейшая судьба проекта, то шансы на то, что скрипт будет дочитан до конца, а не отправится прямиком в стопку к другим непрочитанным работам. Все авторы знают об этом, все пытаются придумать что-то неординарное, однако действительно оригинальные завязки, приковывающие к себе внимание после первой же страницы, достаточно редки. Сценарий “Kitchen sink” является просто великолепным примером того, как надо писать начальную сцену.
Разворачивающийся на первых 10 страницах сценария феерически-кровавый абсурд в лучших традициях “От заката до рассвета” и “Планеты страха” сразу же приковывает внимание и задает мощный заряд позитива, благодаря которому хочется не мешкая дочитать скрипт до конца.
После ураганной вступительной сцены мы погружаемся во флэшбеки и переносимся на два дня назад, когда все члены нашего трио еще были людьми, затем снова возвращаемся в настоящие. С помощью этого приема (попеременный показ двух сюжетных линий – до и после апокалипсиса) Узил раскрывает героев и даже умудряется показать вступительную сцену с точки зрения всех трех персонажей. Однако при этом сюжет теряет темп и начинает разбавляться штампами из молодежных фильмов вроде “ботаник, которого все гнобят”, “девушка, которой попользовался парень”, “главный герой, который пытается произвести впечатление на девушку встречающуюся с капитаном школьной футбольной команды”. Впрочем, некоторые из этих штампов достаточно забавно обыгрываются – например несчастный ботаник добровольно становится зомби, после чего поедает всех своих обидчиков.
Стоит отметить, что действие сценария разворачивается в некой альтернативной реальности, где сообщества людей, зомби и вампиров уже некоторое время открыто сосуществуют вместе (схожий принцип использовался в сериале "Долина смерти").
Но самым странным в сценарии является то, что зомби в мире Узила умеют разговаривать, причем чем реже они едят мозги, тем умнее становятся. Не уверен, что это было оптимальным решением, потому как “диалоги” главного героя с зомби, который изъясняется лишь однотонными звуками и словом “Мозги” получились намного веселее, чем сцены где он говорит и ведет себя почти как обычный человек.
В целом, несмотря на то, что после вступительной сцены накал абсурда и кровавого угара сильно снижается, черный юмор, необычные герои, общий несерьезный настрой и забавные ситуации которые попадает трио (вроде совместного с пришельцами просмотра по телевизору сериала “Нэш Бриджес” и камео Дона Джонсона) спасают ситуацию. Читается сценарий легко и непринужденно, и даже то, что к концу он фактически превращается в семейное кино (пускай и с издевательскими ремарками типа “И все они жили они долго и счастливо, кроме детей из соседней школы. Этим уродам кранты.”) не портит общего впечатления. Тем более, что не так то просто смешать в одном флаконе зомби, вампиров и пришельцев, и сделать из этого цельную и при этом смешную историю.
В настоящее время фильм находится в стадии пре-продакшна – на должность режиссера назначен Робби Пикернг. Планируется, что съемки начнутся летом, а сам фильмы выйдет на экране осенью 2014 года. Если в последний момент ничего не сорвется, и режиссер не напортачит, то на мой взгляд из этого материала может вырасти неплохая черная комедия в духе “Зомбилэнда”.
God particle
В своей третьей работе, Узил решил уйти от комедийного жанра и попробовать себя в научной фантастике. Будущее. Экипаж космической станции проводит серию экспериментов и готовит к запуску экспериментальный коллайдер.
На борту 7 астронавтов, в числе которых несколько военных, крайне религиозный ученый, классический раздолбай-инженер, и наша главная героиня... про которую трудно что-то сказать, ибо по каким-то причинам Узил так и не удосуживается поведать какая у нее должность и чем собственно говоря она занимается на космической станции.
На Земле в это время США и Евросоюз вовсю ведут изматывающую Третью мировую войну. К сожалению, Узил опять по каким-то причинам, не решил поделиться хоть какими-то подробностями причин конфликта. Астронавты запускают коллайдер… и Земля с Луной в буквальном смысле исчезают. Без какого-либо следа.
Похоже что бравая наша семерка раз и навсегда установила вечный мир в солнечной системе.
Проходит два месяца, и когда главная героиня, считая что дальнейшее существование не имеет смысла, собирается совершить самоубийство, происходит неожиданное – на стыковку со станцией выходит шаттл с четырьмя выжившими после конца света. Но радость американцев длиться недолго, ибо корабль принадлежит европейцам. После долгих споров, команда все же решает впустить гостей на борт, ведь причины войны исчезли вместе с Землей, правильно?
Экипажи устраивают что-то вроде праздничного ужина, и затем, один из американцев умирает, откушав приправленное цианидом блюдо. Казалось бы, виновники произошедшего очевидны, но далеко не все астронавты считают что это дело рук бывших врагов. Худшие подозрения подтверждаются, когда еще один американец становится жертвой убийцы, хотя все гости все это время были заперты в герметичной камере и находились под круглосуточным видеонаблюдением. Теперь оставшимся в живых надо вычислить убийцу, пока он не добрался до них…
Вначале о хорошем – в середине скрипта есть парочка достаточно неплохих сюжетных твистов, благодаря которым Узил два раза успешно меняет жанр. Все начинается как фантастический триллер про плохих ученых проведших неудачный эксперимент, затем жанр неожиданно меняется на слэшер в космосе, который в свою очередь так же неожиданно меняется на экшн в космосе. Любые отходы от давно наработанных сюжетных построений обычно воспринимаются хорошо, и данный случай не исключение.
Теперь о плохом. Во-первых, вся научная составляющая скрипта настолько глупа, что при всем желании это невозможно игнорировать. Тут и местоположение станции, которая с одной стороны вроде бы находится возле нашей планеты, а с другой сигналы с Земли идут до нее месяц (я понимаю, что это фантастика – но авторы же должны иметь базовое представление о величине скорости света?), и т.н. ученые (привет “Прометею”?) которые за два месяца не могут увидеть определить свое правильное местонахождение.
Объяснение исчезновения Земли, которое дается в конце, мягко говоря просто высосано из пальца, что подтвердит любой, кто имеет хоть базовое представление о космонавтике. И конечно венец программы - бессмысленная в своей беспощадной абсурдности сцена, где астронавта в открытом космосе насквозь (!) прошивают очередью, после чего он, еще живой, и другой астронавт, который тоже скоро умрет, дрейфуют по космосу и ведут задушевные диалоги (впрочем, возможно что Узил решил вспомнить предыдущий комедийный опыт и решил немного похулиганить, чтобы немного разбавить серьезность своей работы) Из-за всего этого, создается сильное впечатление, что действие скрипта происходит в некой далекой-далекой галактике с абсолютно далекими-далекими законами физики, вот только автор не удосужился об этом сообщить.
И во-вторых, действующие лица. В “Shimmer lake” и “Kitchen sink” персонажи были сильным звеном. Тут же Узил крайне поверхности проработал героев, которые получились настолько невыразительными, насколько это возможно. И потому, когда убивают кого-то из них, то честно говоря просто все равно. А если все равно, то какой интерес следить за сюжетом, тем более что он и так шит белыми нитками?
Последние новости о проекте были датированы прошлым летом – тогда сообщалось, что продюсированием будущего фильма займется Дж. Дж. Абрамс. С тех пор новой информации о проекте не поступало, и пока что трудно сказать, будет ли фильм в итоге снят. Но в принципе, после прочтения сценария можно достаточно легко представить как продюсеры отобьют все затраченные деньги (несмотря на то, что действие происходит в космосе, проект не слишком высокобюджетный) – с таким логлайном и завязкой можно сделать достаточно интригующий трейлер, который привлечет внимание масс. Ну а что в итоге для многих все обернется пшиком – это уже не проблема продюсеров..
Подводя итоги этому своеобразному дайджесту, отмечу, что Узил вполне интересный автор, умеющий создавать интересных персонажей, забавные ситуации. Конечно, его последний сценарий серьезно уступает его первым работам, но возможно что в этом виновна смена жанра – все таки комедийные сценарии у него выходили намного лучше.
Орен Узил
Разумеется, все знают с какими сложностями могут сталкиваться сценаристы при создании студийных блокбастеров и как сильно продюсерский контроль может ограничивать авторов. Тем не менее, я все таки надеюсь, что он сможет вдохнуть свежую струю в “Людей в черном” (ну и конечно очень хочется надеяться на достойный сиквел “Мачо и Ботана”)– ибо ни один из его сиквелов на мой взгляд не был таким же легким и веселым, как оригинальный фильм 1997 года. Время покажет, насколько ему удастся справиться с этой задачей.