Voyager | “The Keys to the street”. Нереализованный проект Кристофера Нолана.
Кристофер Нолан. Многие буквально молится на это имя, кто-то считает его творчество переоцененным, но, думаю, что и те и другие признают, что в настоящее время Нолан является одним из самых популярных голливудских режиссеров.
Но всего 13 лет Нолан был практически неизвестен широкой публике. Принесший ему с братом известность и номинацию на Оскар в категории лучший оригинальный сценарий “Помни” вышел на экраны британских кинотеатров октябре 2000 года. Сейчас в это трудно представить, но ни одна американская студия не хотела заниматься прокатом “Помни” в США, так как считали что фильм “слишком сложен” для зрителя. В итоге, компании Newmarket film пришлось самостоятельно заниматься прокатом фильма. Благодаря хорошим отзывам и стабильной аудитории, компании со временем удалось увеличить число кинотеатров, где крутили фильм с 11 до 500, и в итоге лента смогла собрать целых 25 миллионов долларов за полгода проката.
После этого успеха на режиссера обратили внимание чиновники студии Warner Brothers, которые предложили ему снять ремейк норвежского фильма “Бессонница”, а что было потом, думаю в общих чертах известно всем. Но, еще до “Помни”, Нолан занимался другим проектом – адаптацией романа Рут Ренделл “Keys to the street”, который разрабатывался в рамках компании “Fox Searchlight”. Фильм так и не был снят, но от него остался 119 страничный сценарий, написанный Ноланом и под редакцией Майкла Стокса, датированный 18 августа 2000 года.
Обложка книги
В центре сюжета скрипта находится девушка по имени Мэри, которая, невзирая на запрет своего бойфренда Алистера, решает стать донором костного мозга для одного благотворительного фонда. Узнав о том, что Мэри пошла наперекор его воле, Алистер устраивает ей серьезную взбучку с элементами рукоприкладства, после чего она естественно бросает его.
Через некоторое время, Мэри получает письмо с благодарностями от человека по имени Лео, который был тем пациентом, который получил ее костный мозг и чью жизнь она таким образом спасла. Мэри решает встретиться с Лео, и у них быстро завязывается бурный роман. Алистер, который никак не может смириться с потерей Мэри, начинает следить за парочкой и пытается побольше разузнать о прошлом Лео, чтобы дискредитировать его в глазах своей бывшей. А прошлое Лео действительно не безоблачно. Со временем мы узнаем, что его брат по имени Карл это достаточно темная личность, который продает наркотики и раньше занимался проституцией.
Еще один персонаж в этой истории, это аферист по имени Бин, который занимается выгулом собак состоятельных граждан, и пользуясь этим проникает в дома своих клиентов, узнает о них самые грязные секреты и затем шантажирует их. Когда бабушка Мэри умирает, и оставляет внучке огромное наследство. Алистер выходит на связь с Бином, и просит его покопаться в биографии Лео. Но при этом Алистер совершенно не подозревает о том, что Бин находится в доле с Лео, который отчаянно пытается скрыть кое-что от своей возлюбленной, и не остановится ни перед чем, чтобы сохранить свой секрет…
Этот сценарий очень необычен для всего творчества Нолана. Во-первых, главное действующее лицо это девушка. Во-вторых, с жанровой точки зрения скрипт представляет собой смесь драмы и мелодрамы – в центре повествования любовный треугольник Алистера-Мэри-Лео, а детективная линия на удивление формальна. В-третьих, в сценарии очень много длинных любовных сцен – а это, чем фильмы Нолана никогда не могли похвастаться. Да, конечно, тут можно найти пару его любимых приемов вроде многочисленных флэшбеков и героев с темным прошлым, которое не отпускает их - но все равно, эта работа сильно отличается по духу от всех остальных его творений.
Но, при всей нехарактерности этого сценария, трудно назвать его хорошим. И причиной тому является сюжет, который чрезвычайно растянут и фактически незавершен. В концовке присутствует несколько твистов – но проблема в том, что они предполагают дальнейшее развитие истории, а вместо этого она буквально заканчивается, из-за чего возникает ощущение, что сценарий просто бросили, не став дописавать. К тому же, в скрипте много сцен, которые кажутся лишними, так как не добавляют ничего в историю и просто растягивая хронометраж. А с учетом того, как Нолан любит подчинять все действия своих фильмов основной сюжетной линии, и устраивать резкие переходы от одной сцены к другой чтобы сразу перейти к сути, это выглядит достаточно странным.
Впрочем, вероятнее всего этому есть очень простое объяснение - Нолан взялся за этот сценарий лишь потому, что в то время (он подписался на него в 1998 году) ему нужны были деньги, а эта работа была единственным на тот момент источником дохода, и у него на тот момент просто не было других вариантов. Ему не был интересен материал, не были интересны персонажи - это была просто вынужденная работа. Это хорошо чувствуется при чтении сценария, и думаю что из всего этого вряд ли мог получиться хотя бы просто неплохой фильм. Не будь на титульной странице имя Нолана, вряд ли бы сейчас кто-то обратил внимание на этот сценарий.
Неудивительно что как только у Нолана появилась возможность, он сразу же покинул этот проект. Некоторое время после его ухода сценарий все еще продолжал разрабатываться, а на главную роль в будущем фильме рассматривалась Джемма Артертон, но в конце концов проект был заморожен и с тех пор о нем ничего не было слышно. По всей видимости, если фильм и будет когда-нибудь снят, то уже по совершенно другому сценарию.
Что же касается Нолана, то фильмом, ради которого он бросил “The keys to the street” был байопик про легендарного магната, изобретателя и чудака Говарда Хьюза, который должен был стать следующим проектом режиссера после “Бессоницы”. Нолан написал сценарий, который охарактеризовал как один из лучших в своей карьере, и собирался пригласить на главную роль Джима Керри.
Но как это часто бывает в Голливуде, один и тот же материал привлек сразу несколько студий, которые одновременно начали разрабатывать конкурирующие проекты. Помимо Нолана, в начале нулевых фильм про Хьюза хотели снимать Мартин Скорсезе и Уоррен Битти. В итоге, оперативнее всех сработал Скорсезе, сумевший запустить фильм в производство раньше конкурентов.
После того, как съемки фильма про Хьюза были отменены, Нолан нашел замену в виде другой истории о известном миллиардере, изобретателе и просто человеке со странностями, любящем по ночам облачаться в костюм летучей мыши и бороться с преступностью.
Самое веселое во всей этой истории заключается в том, что действие фильма Скорсезе заканчивается в 1947 году, в то время как Нолан в качестве основы для сценария взял книгу, которая концентрировалась на жизни Хьюза после 1948 года. Даже после выхода “Авиатора”, Нолан некоторое время еще рассматривал возможность в будущем вернуться к этому проекту, но в конце все же отказался от этих планов.
Кто знает, возможно, со временем и этот сценарий станет достоянием общественности, и можно будет представить, каким мог бы быть фильм про Говарда Хьюза, не отменись который, Нолан вполне вероятно не стал бы заниматься ребутом Бэтмена.
Статья в блоге автора