Voyager | “Shadow-19” и “Passengers”: обзор двух нереализованных сценариев Джона Спэйтса
Джон Спэйтс. Этот автор, чье имя еще пару лет никому ни о чем не говорило, стал известен, после того, как два фильма, в создании которых он принимал участие, вышли на большие экраны. Речь естественно идет о “Прометее” и “Фантоме”.
Про его начальный сценарий “Прометея” более чем подробно рассказывалось в этой статье. Что касается “Фантома”, то стоит отметить, что после того как бюджет ленты был существенно урезан, то же произошло и со сценарием – наверно с половина материала написанного Спэйтсем была выкинута (например последняя треть фильма стала абсолютно другой). Вместе с вырезанным страницами, из сюжета окончательно пропали логика и последние остатки вменяемости. Им на смену пришли неадекватные персонажи, клишированные сцены и просто запредельное количество пафоса в виде фраз “Мы убьем их русскими пулями”, “Позади Москва” и т.п. (за точность цитат не ручаюсь, ибо я еще не сошел с ума чтобы пересматривать этот фильм). Хотя, справедливости ради, отмечу, что легендарное явление Гоши Куценко на коне перекочевало именно из скрипта Спэйтса.
Это тот самый момент, который на бумаге вроде бы воспринимается нормально, но увидев который в фильме хочется прокричать “[censored] стыд!”.
Но, сегодня речь пойдет не о том, что было снято. Еще до “Прометея” и “Фантома”, Спэйтс написал сценарии научно-фантастических фильмов “Shadow-19” и “Passengers”, которые хоть и не были реализованы, но по крайней мере заставили индустрию обратить внимание на его имя, вследствие чего он и получил предложение заняться приквелом “Чужого”.
Shadow-19
Действие 126 страничного сценария Спэйтса, написанного в 2006 году, разворачивается в далеком будущем. Человечество уже освоило солнечную систему и основало постоянные базы за пределами Земли. Грандиозные успехи в колонизации других миров омрачает продолжающееся уже свыше ста лет противостояние между двумя вооруженными до зубов военно-политическими блоками – Гегемонией и Альянсом. Пока что дело не доходит до глобальной войны на Земле, но между сторонами часто происходят стычки в космосе.
Именно с одного из таких “боев местного значения” и начинается сценарий. Дюжина морпехов в высокотехнологичных костюмах под командованием Конрада Вэнса должна отразить атаку Гегемонии на колонию Альянса, находящуюся на спутнике Юпитера Дионе. Миссия кажется почти невыполнимой, но Вэнсу снова удается практически невозможное – он спасает колонию, потеряв всего пять человек.
По окончании битвы, Вэнсу приходит приказ вернуться на Землю. Там, он переходит в подчинение сверхсекретного научного агентства, которое по сути является государством в государстве – организация полностью автономна, обладает гигантскими ресурсами и не подчиняется никому в правительстве.
Попав в гигантский подземный комплекс, расположенный под улицами Нового Вашингтона, Вэнс узнает, что сорок лет назад ученые, окончательно разуверившиеся в способности человечества пережить эту конфронтацию, решили основать первую колонию в другой звездной системе, которая в перспективе должна стать нашим новым домом. В строжайшей тайне, ими был построен гигантский беспилотный корабль под названием “Прометей”, который, приземлившись на планете Эрис, выпустил на ее поверхность автономных роботов, которые начали ее терраформацию. Кроме агентства, никто больше не знает о существовании “Прометея” - все участвовавшие в постройке корабля рабочие погибли в результате “несчастного случая” по пути домой.
Зачем ученым понадобился Вэнс? Все просто. “Прометей” уже доставил груз на место и процесс терраформации начался. Но гигантская самоходная машина, которая должна запустить ракеты, которые начнут менять океаны планеты, сломалась, и кто-то должен ее починить. Ученые установили на базовом блоке “Прометея” нечто вроде телепорта, позволяющее обмениваться информацией с Землей. Помимо информации, устройство позволяет мгновенно отправить на другую планету и человека. Есть всего две проблемы.
Первая: телепортация требует огромного количества энергии и может осуществляться лишь раз в неделю, причем из-за ограничений капсулы, путешествовать сможет всего один человек.
Вторая: сломавшаяся машина находится на расстоянии 200 километров от телепорта и чтобы до нее добраться, нужно пройти джунгли Эриса, которые кишат различными существами, способными разорвать человека на мелкие кусочки за пару секунд. Сложности добавляет то, что из-за повышенного радиационного фона фауна Эриса крайне быстро мутирует, а из-за высокого содержания тяжелых элементов в коре планеты, шкура многих животных сопоставима по прочности с титаном.
Вэнс отобран для этой миссии, так как является лучшим из всех возможных кандидатов -он выжил в огромном количестве боев, не получив ни единой царапины. Капитан дает свое согласие, и начинает готовиться к миссии: изучает карты, собирает вооружение, настраивает боевой костюм, и, наконец, телепортируется на Эрис.
Выйдя из корабля, Вэнс практически сразу же погибает, будучи разорванным местной фауной. В это же время на Земле дверь капсулы телепорта открывается, и оттуда выходит… Вэнс. Оказывается, что устройство работает по принципу машины Тесла из фильма “Престиж” – оно не телепортирует человека, а дублирует его. Оригинал Вэнса остается на Земле, а его копия (Тень) создается на Эрисе. Поначалу ученые пытаются скрыть этот факт от морпеха, говоря что случился сбой и он отправится в путешествие через неделю, но вскоре он все же узнает правду.
Тут то и начинается самое интересное. Главный герой начинает планировать действия и вносить изменения в свою тактику и вооружение, исходя из того, какие ошибки допускали его Тени в прошлые разы. Это начинает приносить успех – если Тень-2 продержалась на поверхности Эриса всего 2 минуты, то Тень-4 умудряется пройти уже целых пять километров. С каждой новой Тенью, растет пройденное расстояние, но вместе с тем и на самого Вэнса оказывается все большее давление. Он заводит роман с одной из ученых по имени Ада, и постепенно начинает осознавать, что как только он выполнит свою работу, его скорее всего постигнет судьба строителей Прометея…
Тень-18 умирает не дойдя всего полукилометра до сломанной машины. Наступает черед Тени-19, вооруженной лучшим оружием и облаченной в новейший бронекостюмом из тех, что нашлись в земных лабораториях. Тень-19 начинает свой двухсоткилометровый марш по джунглям Эриса, который растягивается на две недели. Морпех идет по выжженной полосе, оставленной его предшественниками – убивает одних хищников, прячется от других в местах, которые предыдущие Тени пометили как безопасные. Когда у него заканчиваются припасы, он подбирает их со своих собственных трупов. В конце концов, дойдя до машины, он встречает странных летающих существ, которые пытаются его остановить. После двух недель уничтожения всего живого, Тень-19 не обращает на них особого внимания и просто расстреливает, а затем чинит сломанный механизм и машина снова запускается.
Поднявшись на холм, Тень-19 понимает что натворил, когда видит внизу город этих летающих существ, которые оказываются разумными. Машина начинает сносить город, давя сотни его обитателей, которые бросаются под гусеницы в тщетной попытке ее остановить. В ужасе от содеянного, Тень-19 взламывает систему управления и разворачивает машину.
На Земле, узнав о произошедшем, арестовывают Вэнса, а его возлюбленную подвергают необратимой операции, вживляя в ее мозг электронику, которая позволит контролировать ее действия и мысли. В это время, Тень-19 на огромной машине проделывает обратный путь до телепорта. Тень Тени (назовем его Тень-20) возвращается на Землю и разносит всю лабораторию, вызволяя свою искалеченную возлюбленную и самого себя.
В конце концов, Тени-20 удается вызвать отряд морпехов, которыми раньше командовал Вэнс. Они спасают героев, но при этом Вэнс получает смертельное ранение. Ада и Тень-20 эвакуируются, и в завершающей сцене скрипта мы видим Тень-19, который остался на Эрисе. Он выходит из “Прометея”, оборудование которого он уже уничтожил, в отчаянии смотрит на джунгли и берет в руки винтовку, намереваясь дать свой последний бой стае хищников, которая уже поджидает его снаружи.
Спэйтс написал достаточно любопытный скрипт, который несколько раз успешно меняет жанровую направленность – если вступительная сцена напоминает “Звездный десант” Хайнлайна, то к середине действие становится в чем-то подобно компьютерной игре, где герой не имеет возможности сохраняться и в случае неудачи ему приходится все проходить заново. Скрипт насыщен технологиями и интересными экшн-сценами, и даже его последняя треть, несмотря на сильную заштампованность (тут и злые ученые, и борьба с системой) получилась достаточно увлекательной. Ну а последняя сцена скрипта добавляет сюжету важный финальный штрих, который отлично закрывает всю историю.
С другой стороны, я могу понять, почему эта работа так и не была реализована. Большая часть действия происходила на другой планете, с кучей разнообразных жизненных форм. Сценарий заряжен экшном, и содержит большое количество зрелищных моментов, на реализацию которых потребовался бы большой-пребольшой бюджет. И потом, сам сюжет, где морпех, от успеха миссии которого на другой планете зависит будущее Земли, меняет сторону и идет против своих хозяев, чтобы спасти инопланетную цивилизацию… ну разве cмог бы такой фильм собрать много денег, особенно выйди он где-нибудь в 2007-2008 году?
Passengers
Пускай “Shadow-19” так и не был реализован, но он привлек внимание Киану Ривза, который некоторое время рассматривал возможность сыграть в нем главную роль. Заинтересовал актера и второй сценарий Спэйтса, под названием “Passengers”, написанный им в 2007 году (он кстати занял третье место в Черном списке того года). Ривзу очень понравился сценарий, и он планировал спродюссировать его и сыграть в будущем фильме главную роль - а пост режиссера должен был занять Габриэле Муччино, режиссер "В поисках счастья" и "Семи жизней".
Итак, действие второй работы Спэйтса (125 страничный скрипт датирован 17 марта 2007 года) тоже разворачивается в далеком будущем. 29 век, космический корабль “Великолепный” должен доставить 5 000 пассажиров, которые заплатили немалые суммы за билет, на планету Хомстед II. Сам полет длится 120 лет, потому все пассажиры и экипаж на протяжении рейса должны находится в криосне. Во время полета, корабль управляется компьютером, а сохранность всех его систем обеспечивается с помощью служебных роботов.
Джим Престон, механик из Денвера просыпается в своей капсуле, одевается, обходит корабль и… обнаруживает, что он единственный бодрствующий пассажир на борту. Нет, остальные не были съедены пришельцами, не сошли с ума и не мутировали из-за местной пищи – просто одна из схем в капсуле Джима дала сбой, и он проснулся раньше остальных.
Худшие опасения подтверждаются, когда Джим узнает, что прошло всего лишь 30 лет с начала полета - и до пункта назначения осталось лететь еще 90 лет. Лечь назад в капсулу он не может, ибо технология не позволяет активировать ее повторно. Отмечу, что с точки зрения логики конечно странно, что на борту корабля нет запасной капсулы на случай как раз вот таких обстоятельств – но поскольку весь сюжет держится на этом допущении, то этот момент надо просто принять на веру.
Помощи просить тоже неоткуда. Земля почти что в 30 световых годах, и ответа придется ждать 55 лет – да и все равно он ничего не даст. А все остальные человеческие колонии и корабли находятся еще дальше. В отчаянии Джим пытается проникнуть в командный центр и отсек, где спит экипаж, но системы блокировки не позволяют ему это сделать, а бронированные двери не поддаются имеющимся на корабле инструментам.
Теперь, Джим обречен остаток жизни провести в одиночестве в золотой клетке. Корабль оборудован бассейнами, номерами люкс, кинотеатром, спортзалами, спа-салонами, ночными клубами, библиотекой – и он может всем этим пользоваться сколько угодно. Но какой от этого толк, если он больше никогда не поговорит ни с одним человеком, и больше никогда не ступит на землю? Единственным собеседником Джима становится робот-бармен Артур, который запрограммирован на поддержание бесед, и которому Джим может излить душу.
Так проходит полтора года – Джим пробует все развлечения и все возможные способы убить время, что есть на корабле, а потом влюбляется в женщину, которая спит в одной из капсул. Ее зовут Аврора и она становится его наваждением – он собирает про нее всю доступную информацию, что есть на корабле. Он узнает, кто она по профессии, читает ее статьи (она работала журналисткой), изучает ее вкусы и т.д. За прошедшее время, Джим изучил основные системы корабля и теперь знает, как можно отключить капсулу и пробудить человека. Но если он ее разбудит, то она больше никогда не сможет уснуть, а значит, как и Джим, она состарится и умрет, так и не сойдя с корабля.
Это тяжелый выбор, и в конце концов, не в силах сдержаться, Джим будит Аврору, представив это как очередную неполадку. Поначалу испугавшись, она со временем осваивается на корабле и постепенно они становятся близки.
В скрипте кстати есть любопытная сцена, где герои наблюдают, как их космический корабль проходит вблизи другой звезды, зная, что больше им не суждено увидеть подобного зрелища.
Проходит несколько месяцев, Джим даже делает золотое кольцо, собираясь предложить ей руку и сердце, как Аврора узнает правду о том, что ее пробуждение не было случайностью. Естественно, с их отношениями покончено. Джим пытается извиниться, но у него не получается, и тогда он уходит в запой, круша все что попадается ему под руку и даже пытается покончить с собой.
В третьем акте в истории появляется новый персонаж – член экипажа Гас, капсула которого тоже сломалась. Выслушав историю Джима и понимая, что с кораблем что-то не так, он начинает проверку всех систем, которая выявляет ряд неполадок, постепенно нарастающих со все большей скоростью. Однако, сам Гас тоже не в полном порядке – поломка его криокапсулы привела к тому, что его организм стал умирать из-за обширного некроза. Не желая медленной и мучительной смерти, Гас совершает самоубийство, оставив Джиму и Авроре инструкции по ремонту вышедших из строя систем.
Вскоре выясняется, что неполадки начались из-за того, что несколько лет назад микрометеорит пробил корпус корабля и повредил один из компьютеров. Джим устраняет пробоину, но все новые системы начинают отказывать одна за другой. Происходит разгерметизация одного из отсеков, из-за чего Джим чуть не погибает. Затем отключается искусственная гравитация, что приводит к тому, что термоядерный реактор корабля (который выглядит как небольшое солнце, удерживаемое магнитными полями) выходит из под контроля. У пары героев остается всего пара минут, чтобы починить управляющий блок в соответствии с инструкциями Гаса. Им удается остановить катастрофу, но из-за перезагрузки системы компьютер решает, что корабль прибыл в пункт назначения и катапультирует все капсулы с людьми в открытый космос. Джим и Аврора остаются совсем одни на корабле.
Проходит 90 лет и корабль наконец прибывает в пункт назначения. Герои умерли, не дожив до конца путешествия, но их потомки сохранили память о их любви, соорудив в честь героев целый мемориал.
Из всех сценариев Джона Спэйтса, “Пассажиры” это наверно его самая нетривиальная работа. По сути всего два действующих лиц взаперти на космическом корабле. Никакого экшна, пришельцев и борьбы за спасение планеты – просто рассказ про очень необычную историю любви. Разумеется, в фильмах такого жанра очень много зависит от удачного кастинга – если между играющими влюбленных актерами нет химии, то конечно это может значительно усложнить восприятие фильма (а если честно, при чтении мне никак не подучалось представить Киану Ривза в такой роли). Но тем не менее из такого материала вполне мог получиться действительно интересный фильм. В нем много небольших, но трогательных моментов, хорошо показаны отношения между Авророй и Джимом.
Но и в этот раз что-то не сложилось. Возможно, что как обычно все уперлось в деньги (хотя этот скрипт был не таким масштабным, как его остальные работы) и продюсеры решили что история не окупится, а возможно Киану Ривз просто расхотел сниматься в фантастической мелодраме. Как бы то ни было, но скрипт остался на полке. Но к тому моменту, Спэйтс уже получил известность в Голливуде, как к человек, к которому можно обратиться, если нужно написать какую-нибудь фантастику. Когда речь зашла о работе над приквелом Чужого, кто-то вспомнил про него, и таким образом он и попал на борт “Прометея”.
Не знаю, обидно ли Спэйтсу как автору, что его оригинальные работы так и не были реализованы, а обычный зритель судит о нем по “Фантому” и “Прометею” – но с другой стороны, некоторые сценаристы могут за всю карьеру могут не увидеть ни одного фильма, сделанного по их сценариям. Да и без работы Спэйтс пока что не остается – в настоящий момент он является одним из авторов перезапуска “Мумии”. Может быть, отход от космической тематики положительно скажется на его карьере, и ему наконец удастся поучаствовать в создании фильма, сценарий которого был бы положительно отмечен простыми зрителями, пришедшими на сеанс в кинотеатр.
Статья в блоге автора