Voyager | "История твоей жизни” (Story of your life) . Обзор сценария Эрика Хайсерера.
В настоящее время Эрик Хайсерер вряд ли относится к той когорте голливудских сценаристов, чьи экранизированные работы пользуются большой народной любовью. Прогрессивной общественности он известен в первую очередь как один из авторов нового “Кошмара на улице вязов”. Затем в его карьере была работа над приквелом “Нечто” (справедливости ради отметим, что его скрипт был все же лучше итогового фильма), а после “Пункт Назначения 5” .
В прошлом году, Хайсерер написал сценарий экранизации рассказа Теда Чана “История твоей жизни”, который попал в первую пятерку Черного списка 2012 года. Удалось ли Хайсереру, не связанному в этот раз никакой известной франшизой, продемонстрировать свой талант и создать что-то действительно интересное? Давайте разбираться.
Автор: Эрик Хайсерер по мотивам рассказа Теда Чана
Жанр: фантастика
Логлайн: По всему миру ученые находят места посадок инопланетных кораблей. Чтобы наладить общение с гостями из космоса, военные вызывают к себе женщину-лингвиста, которой и поручают заняться коммуникацией с пришельцами. В процессе она начинает понимать, что в истинных целях их визита таится нечто значительно более важное и глубокое, нежели то, что могут себе представить жители Земли.
Объем: 119 страниц
Версия: от 19.09.2012
Место в «Черном списке»: 5 (35 голосов)
В один прекрасный день в разных земных странах совершают посадку 12 загадочных сфер инопланетного происхождения. Пока власти ломают голову над тем как успокоить население, а военные устанавливают вокруг кораблей кордоны, американские спецслужбы охватывает настоящая паранойя насчет того, что другим земным нациям уже удалось наладить диалог с инопланетянами и возможно получить какие-то технологии, позволяющие им создать новое оружие.
Для скорейшего установления контакта нужен лучшие лингвисты – и выбор падает на доктора Луизу Бэнкс. Поддержку в общении с инопланетянами ей будет оказывать астрофизик Йен Доннелли. Через некоторое время ученые проникают внутрь сферы, и мы наконец видим пришельцев – это существа, похожие на бочку и с семью конечностями.
Луиза приступает к своей работе, пытаясь обучать инопланетян (прозванных гептатодами) английским словам, и при этом параллельно сама пытается понять инопланетную речь и письмо. Вскоре выясняется коренное отличие между людьми и гептаподами. Люди мыслят в категории “сейчас” – для нас прошлое уже наступило, будущее еще не определено, и мы воспринимаем действительность как непрерывное движение в потоке времени. А для пришельцев все происходящие события являются лишь частью цикла, где все заранее предопределено. Они знают как все началось и как все закончится - и воспринимают эти события одновременно, как часть единого цикла. На этом же построено и их письмо.
Письмо гептаподов (рисунок из сценария)
Чем дольше Луиза изучает язык гептаподов и вникает в их способ восприятия действительности, тем больше она начинает мыслить как они и тем чаще с ней случаются странные флэшбеки, в которых она видит свою дочь в разных возрастах. Пока происходят все эти события, мир все ближе приближается к хаосу – земные нации находятся на пороге войны за обладанием инопланетными технологиями, многие же простые граждане уверены, что прибытие пришельцев это начало конца света. У Луизы остается совсем немного времени, чтобы понять, чего именно гептаподы хотят от человечества….
Как уже упоминалось, сценарий Хайсерера основан на одноименном рассказе Теда Чана. Хайсерер честно пытается придерживаться формата первоисточника, и подает историю через призму флэшбеков главной героини, сопровождаемых закадровым голосом.
Тед Чан
Проблема в том, что сам по себе рассказ Чана не слишком кинематографичный . В нем есть концепция, с которой возможно и хочется спорить, но над которой действительно интересно поразмышлять. Но при этом у повествования нет четкой цели, ибо оно замкнуто на самом себе. Рассказ, по сути, является наглядной иллюстрацией нескольких интересных принципов физики (например, принципа Ферма), а пришельцы в нем фигурируют в качестве примера существ, чье восприятие реальности полностью противоположно тому, которое мы априори считаем единственно возможным.
Потому, чтобы придать хоть какую-то форму сценарию, Хайсереру пришлось придумывать общую сюжетную линию, которая, как можно догадаться, основывается на спасении Земли от самоуничтожения. Не могу сказать, что такой выбор является очень оригинальным – но с другой стороны, благодаря выбранной форме история все равно остается достаточно необычной, особенно для тех, кто не читал рассказ.
Отдельно отмечу, в процессе адаптации истории, из рассказа пропало несколько интересных деталей – например то, что у гептатодов был отдельный письменный и разговорный язык, несколько интересных физических теорем. Да, кино это не учебная лекция, но все же с этими моментами скрипт потерял часть очарования рассказа.
Но все же самое спорное изменение заключается в смене идейной направленности работы. Концепция первоисточника заключалась в том, что разумное существо, обладающее точным знанием о грядущих событиях не будет ничего менять: само это знание так повлияет на сознание человека, что он будет выполнять все действия в точности так, как и должен. Разумеется, такое мнение может казаться надуманным, с ним хотелось спорить – но именно это и было основной фишкой произведения. В скрипте же акцент смещен в сторону того, что человек все равно может выбирать и у него есть свобода воли. Да, так более кинематографично и приятно для обывателя – но, в конце концов, какое количество фильмов, где нам говорили что все предопределено, а потом оказывалось что это не совсем так, мы уже видели?
Возвращаясь к тому, с чего начинался обзор, отмечу, что все лучшее, что есть в скрипте, перекочевало из рассказа. Лично Хайсерера можно похвалить за то, что не побоялся его адаптировать для широкой аудитории, но уж никак не за фантазию или умение делать какие-то неординарные выборы. Впрочем, если вспомнить его предыдущую фильмографию, это наверно закономерно.
Что касается возможного фильма, то в ноябре 2012 года сообщалось, что продюсированием скрипта занялся Шон Леви, а режиссером выступит Ник Матье, у которого в активе пока что есть только работа в рекламном бизнесе. Впрочем, уже в январе этого года было объявлено, что Матье теперь числится режиссером экранизации “Роботека” - так что, если кино и будут ставить, то уже с другим режиссером.
Вероятно, самым оптимальным вариантом стал бы небольшой по масштабу фильм в стиле "Луны 2112". В скрипте практически нет ни экшна, ни каких-то предпосылок для создания зрелищного блокбастера - да в общем-то все это здесь и не так уж нужно. Подкорректированный сценарий, думающий режиссер, хорошая актриса на главную роль – и даже со всеми этими изменениями и упрощениями, из такого скрипта может получиться фильм, который смотрелся бы достаточно необычно на фоне голливудских блокбастеров. Не хит, но что-то, о чем позже было бы не жалко повспоминать.
Возможно, Хайсереру повезет и пре-продакшн ленты, подчинившись принципу Ферма, пойдет по минимально возможному пути . Но поскольку, в отличии от гептаподов, мы не властны видеть грядущее, пока что остается только ждать и следить за будущими новостями.
Статься в блоге автора