Voyager | “Матрица: Перезагрузка”. Обзор начального сценария.

16.01.2013 02:28, внесены изменения 16.01.2013 12:54

Прошло уже почти 15 лет с тех пор как Нео (в миру Томас Андерсон) наконец узнал ответ на долго терзавший его вопрос о том, что же такое Матрица. При бюджете в 63 миллиона долларов, фильм тогда еще братьев Вачовски собрал более 450 миллионов в мировом прокате, практически моментально стал культовым и разошелся на цитаты. Даже трудно поверить, что еще недавно студии могли выделять такие деньги под проекты с рейтингом R, концепцию которых до конца не понимали ни студийные чиновники, ни даже некоторые из снимавшихся в фильме актеров.

В американский прокат творение Вачовски вышло 31 марта 1999 года. А уже 8 апреля 1999 года ими был закончен первый вариант сценария сиквела под названием “The Matrix Reloaded”.





Обзор сценария



Действие в этой версии сценария начиналось менее чем через два дня после событий “Матрицы”. Вначале, мы могли бы лицезреть зрелищную сцену погони нескольких сотен роботов-спрутов за двумя кораблями повстанцев буксирующими поврежденный “Навуходоносор”. В решающий момент в схватку вмешивались истребители защиты Зиона, которые спасали героев от неминуемой гибели.



После прибытия в Зион, мы знакомимся с парой новых персонажей – это любовница Морфея и по совместительству капитан другого корабля Ниобе, еще один капитан Чой (тот парень, что в начале первой части покупал у Нео диск), Дужор (знакомая всем девушка с татуировкой дракона белого кролика) и новый оператор Рэйзор. После скоротечного знакомства с городом и посиделок в местном баре, герои снова отправляются на задание в Матрицу.


Кто бы мог подумать что они тоже члены Сопротивления?




Постепенно мы узнаем, что Нео далеко не первый (а точнее говоря, седьмой) “Избранный”, которого нашел Морфеус за долгие годы поисков. Все предыдущие тоже пытались уничтожить Матрицу, но погибли, потому что их сил было недостаточно чтобы противостоять всей мощи системы.

Появление Избранных как-то связано с аномалией, которая наблюдается в Матрице. Известно, что все люди в ней клонируются, и потому теоретически поколения не должны отличаться друг от друга, но вот уже свыше 50 лет наблюдается мутация, приводящая к тому, что у некоторых индивидов появляется способность менять Матрицу по своему усмотрению.

Каждый раз после обнаружения нового Избранного, Матрица перестраивается, ее коды меняются, агенты апгрейдятся, чтобы не дать повстанцам воспользоваться образовавшейся брешью в защите. Поэтому, люди всегда стремятся как можно скорее вернуться в Матрицу, до ее “перезагрузки”, чтобы нанести новый удар.

Морфеус сумел так воодушевить командование Зиона рассказом о возможностях Нео, уверяя что он и есть тот самый Избранный из пророчества, что ему поручили миссию которая должна окончить войну. Задача экипажа Навуходоносора - атаковать центральный процессор Матрицы, который, как вскоре выясняется, находится в небоскребе Метакортекс – том самом здании, где Томас Андерсон работал до своего освобождения из компьютерной иллюзии.



Машины тем временем заняты подготовкой к отражению ожидаемой атаки. Агент Смит был восстановлен и пропатчен до версии 2.0. Теперь он получил возможность копировать себя и вдобавок обзавелся новой прической а-ля “конский хвост”.




Понимая, что они все равно ограничены программными рамками Матрицы и потому вряд-ли смогут остановить Нео, агенты решают, что победу им сможет принести только другой человек, сражающейся на их стороне. Для этой миссии они выбирают некоего Грегори Лоуфилда - внешне похожего на Нео безбашенного байкера и главаря банды, который уже развил в себе неосознанный навык менять Матрицу. Смит соблазняет его перспективой овладеть всеми его способностями и начинает в стиле Морфеуса проводить тренировки антиИзбранного, что сопровождается выдачей классической фразы “Теперь я знаю кунг-фу!”. Немаловажным фактором мотивации Грегори служит то, что его родители были убиты в ходе одной из организованных Морфеусом атак, и он жаждет мести.

Тем временем Нео, Тринити, Морфеус, Ниобе и Чой снова приникают Матрицу. Их план крайне прост и незатейлив - пока Нео будет уничтожать центральный процессор, остальные будут его прикрывать.

С этого момента начинается практически безостановочный экшн. Нео пытается уничтожить небоскреб, буквально демонтируя его этаж за этажом силой мысли, в то время как агенты пытаются любой ценой остановить Избранного. Вначале против Нео бросают солдат и бронетехнику, но он легко делает так, что пули и ракеты поражают тех, кто их выпустил. Затем в бой вступают тысячи Смитов. Поскольку ресурсов Матрицы не хватает на копирование Смитов и восстановление причиненного ущерба, ее приходится “заморозить” – как в фильме “Темный город” люди засыпают, а все процессы в программе ставятся на паузу.




Примерно вот так. В который раз убеждаешься, сколько элементов Вачовски взяли у фильма Алекса Пройаса




Избранный побеждает многих Смитов, но еще больше идет в бой. Площадь буквально покрывается ковром из изувеченных тел горожан, и Нео, понимая сколько человек гибнет в результате его действий, не выдерживает и отступает.



В это же самое время группа Морфея спасается от солдат и агентов – Чой погибает, остальным удается бежать из города и, после боя со Смитом на заправке, выбраться из Матрицы.

Главный герой же направляется к оракулу, но вместо нее застает там троицу агентов во главе с вездесущим Смитом. Они объясняют, что если Нео уничтожит центральный компьютер Матрицы, это приведет к гибели всех подключенных к ней 6,5 миллиардов человек.

Избранный уже обрел достаточно сил, чтобы суметь это сделать. Проблема в том, что совесть не позволяет ему уничтожить стольких людей ради победы, и потомутон предлагает компромисс – Нео не уничтожает Матрицу, а агенты взамен отключают угрожающую Зиону армию машин в реальном мире. Но Смит, имея в качестве козыря Грегори, не склонен идти на переговоры и выпускает против Избранного своего ученика.

Нео и Грегори сражаются в стиле, отчасти напоминающим финальную драку из третьего фильма – из здания, схватка переносится в воздух. После обмена ударами герои падают на землю, проломив асфальт и Грегори получается смертельной ранение. Уверенный в его гибели, Избранный улетает и потому не видит, как с его противником происходит чудо и он, подобно самому Нео, воскресает.



В конце сценария, все еще остающийся в Матрице Нео связывается с Морфеусом, пытаясь объяснить, что не может взять на себя такую ответственность и должен быть другой путь выиграть войну. Но капитан “Навуходоносора” не оставляет герою выбора – пока Нео не уничтожит Матрицу, все соединения будут отключены, и Нео не сможет вернуться в реальный мир. На экране появляется фраза “TO BE CONTINUED”... и собственно сценарий на этом заканчивается.

Мысли вслух



Тот факт, что сиквелы редко бывают лучше оригинала не удивителен. В процессе работы над продолжением истории, сценаристу волей-неволей приходится держать в голове ряд факторов, которые, так или иначе, ограничивают его. С одной стороны, кинодраматург должен угодить публике, которая хочет увидеть продолжение похождений любимых героев. С другой, он должен стремиться избежать самокопирования и придумать что-то оригинальное, что вывело бы историю на новый уровень.

А если речь идет о сиквеле фильма с открытой концовкой, то ситуация усложнится еще больше. Вся суть подобного финала заключается в том, что каждый зритель сам может достроить у себя в голове варианты того, как затем могли бы разворачиваться события. И потому, сценарист должен стремиться понять, какой вариант устроит наибольшее количество зрителей и следовать ему.

“Матрица: Перезагрузка” не является исключением из этого правила. Более того, Вачовски с самого начала не искали легких путей и сразу поставили себе крайне амбициозную задачу. Пускай в ходе последующих переписываний почти все в начальном сценарии было переделано, но одна вещь осталась без изменений – расчет на два последовательных сиквела. В этой ситуации второму фильма изначально отводилась роль эдакого переходного звена, которое априори не имело бы завершенного сюжета и оставляло ряд вопросов, ответить на которые должна была третья часть.

И в этом, на мой взгляд, кроется одна из структурных проблем и сценария и итогового фильма – то, что он не закрывает ни одну из сюжетных арок и оставляет все в подвешенном состоянии, в ожидании третьего фильма. Любой сиквел должен быть по возможности настолько самодостаточным, насколько это возможно. Да, кино может оставлять какие-то линии для продолжений, но при этом оно должно обладать возможностью смотреться в отрыве от остальных частей – по такому принципу построено большинство лучших сиквелов. А смотреть “Матрицу: Перезагрузку” в отрыве от остальных частей все же достаточно проблематично.

Теперь рассмотрим все остальное. Про киногероев иногда говорят, что они хороши ровно настолько, насколько хорош злодей – а со злодеями в скрипте далеко не все гладко. Первая часть была хороша тем, что у нас было два типа плохих парней – с одной стороны неостановимые ничем агенты, от которых можно только убежать и которых нельзя победить. С другой, подлый предатель Сайфер, который может и не обладает суперспособностями, но зато может убить героя, просто выдернув кабель пока он находится в Матрице. Двойная опасность – двойной интерес, а если вспомнить про роботов-спрутов из концовки, то тройной.




В данном же скрипте Нео обладает способностями супермена, Смит даже во множественном числе уже не может его остановить (что признает в одном из диалогов), а опасность в реальном мире кроме начальной сцены герою нигде не грозит. В ходе переписываний, Вачовски как могли, пытались избавиться от этой проблемы - например придумали Бэйна, в чье тело вселился Смит, и способность Смита захватывать тела. Но все равно, эффекта первой части на мой взгляд не добились.



Нет, не этого Бэйна.




Вот этого.



Да и вообще, достаточно сложно делать сиквел, если в финале первой части твой герой воскрес из мертвых, и обрел суперспособности.


Далее, фактор времени. Один из самых популярных и действенных способов, как придать большей динамики и отсроты действию – ввести некий лимит времени, в течении которого герои могут достичь своих целей. Например, в “Чужих” у Рипли всего 15 минут чтобы спасть Ньют до взрыва атмосферного процессора. Или в “Назад в Будущем” у Марти есть всего пара дней, чтобы свести своих родителей, пока он не исчез из реальности. В первой “Матрице” такой фактор был - фактически весь третий акт представлял собой гонку героев на опережение - им нужно было спасти Морфеуса, пока агенты не раскололи его, а потом успеть выйти из Матрицы, пока роботы не уничтожили “Навуходоносор”.



В скрипте, единственный фактор времени заключается в том, что герои должны как можно скорее вернуться в Матрицу, чтобы нанести новый удар. Но после того как это случается, их уже больше ничто не подгоняет и не сдерживает. В фильме, Вачовски попытались решить эту проблему, добавив ожидание грядущей атаки на Зион. Но опять же, в силу того, что сама битва отложена на третью часть (мы возвращаемся к изначальной проблеме разбивки сюжета пополам), получилось далеко не так увлекательно, как в первой серии.

Персонажи. По сути все развитие старых героев можно выразить фразой “Морфеус готов принести в жертву 6.5 миллиардов человек, Нео против, а у Смита теперь есть конский хвост”. При должном развитии было бы интересно взглянуть на возможное противостояние Нео и Морфеуса. Проблема в том, что сам возможный конфликт братья вынесли в третью часть и потому трудно судить, насколько бы эта идея сработала.

Что касается Грегори (кстати, странно что братья не придумали этому персонажу запоминающегося прозвища), то опять же, это интересная концепция, но так как она не была завершена, сложно объективно судить о ней. Лично мне идея противостояния Нео и антиНео кажется как минимум любопытной, хотя я и практически уверен, что в третьей части Вачовски сделали бы так, что Грегори бы исправился и перешел на сторону людей.

Самое интересное на мой взгляд различие между двумя версиями заключается в сути сюжета и поставленных перед героями целях. В фильме, ставка была сделана на борьбе за судьбы Зиона – если герои не справляются со своей задачей, то остатки свободного человечества гибнут, и цикл Архитектора повторяется вновь. В сценарии же практически наоборот - опасность угрожает самой Матрице и ее человеческому населению, причем со стороны героев.

Какая из концепций кажется интереснее, наверно дело вкуса. На мой взгляд, изначальная трактовка создавала хороший задел для триквела и лично мне было бы на самом деле хотелось узнать, имелась ли у Вачовски какая-то интересная идея разрешения дилеммы стоящей перед Нео. Хотя вполне вероятно, что им пришлось переписать сценарий как раз потому, что они не нашли удовлетворительного ответа на этот вопрос.

Из остальных любопытных моментов, которые были в скрипте, но выпали в ходе последующих переписываний можно отметить следующие:

1)Интересной фишкой начального сценария было то, что персонажи получили возможность “перезагружать” себя – т.е. обновлять свою модель в Матрице (чистая одежда, пополнение боекомплекта, лечение ран, изменение внешности и т.п.).
2) Итоговый фильм конечно получил рейтинг R, но начальный скрипт был намного жестче и кровавее. Например, драка Смитов и Нео изобиловала большим количеством оторванных конечностей и проломленных голов.
3) Поскольку сценарий, по сути, писался до выхода первого фильма, то Вачовски вероятно не представляли насколько популярен у публики окажется стиль Матрицы. Иначе, вряд ли бы они одевали возвращающихся в Матрицу героев в неброскую одежду разнорабочих.

В 2001 году Вачовски написали новую, 141 страничную версию сценария, которая в итоге и легла в основу фильма. Изменению подверглись практически все сюжетные аспекты. Диалоги значительно разрослись, как и любовная линия Нео и Тринити. Также была окончательно отброшена идея антиНео - вместо нее появилась линия Мировингена, которая при всем количестве затраченного на нее времени, на мой взгляд не привнесла ничего особо важного в сюжет. По большому счету, если выкинуть из фильма все сцены с Мировингеном и его подручными, сократить псевдофилософские диалоги - то весь сюжет двух частей можно было бы без особых смысловых потерь уместить в трехчасовой фильм. Другое дело, что далеко не каждая студия откажется от возможности вместо одного длинного фильма отснять побольше материала и сделать два, собрав за счет этого двойную кассу (по крайней мере в теории).


А вот для Моники место всегда бы нашлось



Вообще, к продолжениям Матрицы можно относится по разному – кто-то любит их наравне с основным фильмом, кто-то любит вторую часть и не любит третью, кто-то не любит ни вторую, ни третью. Но не думаю что найдется много желающих спорить с тем, что сиквел и триквел не стали такими же культурными феноменами, как первый фильм.

Вачовски с самого начала слишком высоко поставили планку. Они собрали много отличных фишек из разных фильмов, книг и аниме, добавили туда своей фантазии, новаторских спецэффектов и приправили все это нужным количеством стиля – и на выходе получилась классика жанра, уже попавшая в национальный реестр библиотеки Конгресса США.

Проблема в том, что сиквелы пошли по привычному в Голливуде пути увеличения масштаба – больше стиля, больше компьютерной графики, больше взрывов и драк, больше слоу-мо, больше диалогов. Это все здорово, и на большом экране вероятно смотрелось как надо – но такого эффекта новизны, как в первый раз, уже не возникало.

Добавьте к этому неимоверный градус ожидания неких откровений, которые по мнению многих фанатов должна была принести новая Матрица – и получите ровно то, что и вышло в итоге. Не думаю, что у Вачовски при таком подходе был шанс снять продолжение, не уступающее первому фильму - и чтение начального сценария только укрепило меня в этом мнении.

Впрочем, они могли сделать абсолютно другой сиквел - и кто знает, возможно продолжение этого неснятого сиквела пользовался бы большей популярностью, нежели “Матрица: Революция”? Впрочем, это лишь предположение, которое вряд когда-нибудь удастся проверить.

Ссылка на статью в блоге автора

10337

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×