Voyager | Несостоявшемуся концу света посвящается: обзор нереализованного сценария Джеймса Кэмерона “Bright angel falling”
Тренд на фильмы-катастрофы связанные с падениями на Землю больших космических тел зародился и обрел стремительную популярность в середине 90-х годов. Возможно, на его возникновение повлиял конец Холодной войны – пугать будущим ядерным холокостом стало уже неактуально и киношники начали искать другие страшилки. Возможно, сказалось развитие индустрии спецэффектов. Вполне вероятно, что свою лепту внесла стремительная популяризации гипотезы о том, что именно падение астероида 65 миллионов лет назад послужило причиной исчезновения динозавров. Как бы то ни было, в 97 – 98 годах с небольшой разбежкой в пару месяцев на экраны вышли как минимум три фильма эксплуатирующих данную тематику: вначале телевизионный “Астероид”, а затем и тяжелая артиллерия – “Столкновение с бездной” и “Армагеддон”.
Однако, еще за несколько лет до них (сценарий не датирован, но он вряд ли был написан позднее осени 1995 года), Джеймс Кэмерон с Питером Хайамсом написали 135 страничный скрипт фильма-катастрофы “Bright Angel Falling”. Почему проект так и не состоялся, сказать трудно – ходили слухи про конфликт интересов между различными студий, но без конкретных подробностей. Если конфликт и был, то все основания для него имелись – ибо сюжеты и “Столкновения с бездной” и “Армагеддона” содержали значительной количество элементов, совпадающих со сценарием Кэмерона, что наводит на весьма определенные подозрения. Впрочем, судите сами.
Шесть месяцев до часа Х. 15 летняя любительница астрономии Лоретта Сайто во время наблюдений обнаруживает новую комету, которую называют в ее честь. Через полгода она пройдет всего в миллионе миль от Земли. Пара студентов из Беркли - Брэн и Марти ради интереса решают написать научную работу на тему того, что могло бы предпринять человечество, если бы комета угрожала Земле.
Далее мы знакомимся с главным героем, астронавтом Уиллом Сикордом. Он обожает свою работу, но именно она разрушила его брак. Уилл не в лучших отношениях с бывшей женой Кори, да еще и пятнадцатилетняя дочь Клэр проходит через не самый легкий возраст. На работе тоже не все в порядке – Уиллу уже за 40, а из-за сокращения бюджета количество пилотируемых полетов урезают. Максимум, что может предложить ему начальство перед отставкой - быть дублером командира миссии, что стартует через полгода.
Три месяца до часа Х. При прохождении кометы вблизи Солнца, ее траектория изменилась на полградуса. Этого достаточно, чтобы она упала на нашу планету. Лучшие умы пытаются понять, как предотвратить конец света, и тут то на помощь и приходит выуженная из мусорного бака работа Брэна и Марти.
Если вкратце, они предлагают установить две 50 мегатонные водородные бомбы на комете, синхронный взрыв которых изменит ее траекторию и она пройдет мимо нашей планеты.
Поскольку в арсенале США нет оружия такого калибра, приходится обращаться за помощью к России. Однако российские генералы не горят желанием отдавать американцам две сверхмощные бомбы и в конце концов настаивают на том, чтобы коды активации боеприпаса были только у одного из русских космонавтов (с этим будет связана одна из важных сюжетных линий сценария).
Думаю, комментарии излишни
Дальше начинается подготовка к грандиозной миссии - один за другим на орбиту выводятся шаттлы, которые стыкуются с орбитальной станцией Мир и подготавливают космический корабль к прыжку к комете.
Между тем на Земле не все спокойно – в США ширится движение тех, кто считает комету божьей карой, а все попытки остановить ее – происками дьявола. Один из фанатиков нападает на астронавтов и убивает одного из командиров экипажей – и Уиллу, как дублеру, приходится встать на замену (и опять же данный эпизод подозрительно напоминает аналогичный подсюжет из фильма “Контакт”, вышедший в 1997 году).
Три дня до часа Х. Наконец, стартует последний шаттл с боеголовками, и астронавты на орбите занимаются лихорадочной подготовкой к старту. Ситуация осложняется тем, что при прохождении вблизи Солнца комета раскололась на ядро (на которое и планируется установить бомбы) и шесть меньших фрагментов, с которыми, увы, ничего нельзя поделать и которые упадут раньше, чем основная часть.
Первый фрагмент падает на Китай, второй в Антарктику. Третий и четвертый дуплетом ударяют по Мексике и Карибскому морю, результатом чего становится опустошительное землетрясение и гигантское цунами буквально смывающее всю Флориду. Пятый и шестой падают в восточной Европе - Москва и Бухарест стерты с лица земли.
Жаль, что фильм не был cнят и остается лишь гадать, как все эти разрушения могли бы выглядеть на большом экране
Сила последнего столкновения настолько велика, что выброшенные при ударе обломки набирают столь огромную скорость, что их буквально выносит в открытый космос и они как шрапнель ударяют по орбитальной станции Мир вместе с пристыкованными к ней шаттлами. Гибнут практически все: в живых остается Уилл, Брэн и два российских космонавта. Также поврежден один из ракетных ускорителей шаттла который должен доставить бомбы, и потому выжившие принимают отчаянное решение облететь Луну, чтобы добрать недостающую скорость.
В конце концов, после ряда злоключений героям удается установить обе бомбы, но одна из них не хочет активироваться дистанционно, и тогда Уиллу приходится вернуться на комету, чтобы ввести код вручную. Но времени на возвращение уже не остается. Перед тем как бомба взорвется, главный герой вспоминает свою дочку в возрасте трех лет, в то время как камера "проходит" через его глаз и оказывается в воспоминаниях (знакомо, да?).
Схожий же прием Кэмерон использовал в фильме "Титаник" (переход от молодой Розы к пожилой). И совершенно аналогичная ситуация была прописана в сценарии к второму “Терминатору” (в так и не снятой сцене Майлз Дайсон перед смертью таким же способом вспоминал свою семью).
Как можно увидеть даже по этому беглому обзору, количество элементов которые авторы “Армагеддона” и “Столкновения с бездной” вполне возможно “позаимствовали” весьма велико – тут и юный астроном-первооткрыватель кометы, и дозаправка на Мире с последующей гибелью станции, и раскол кометы, и облет Луны, и ядерные заряды для изменения курса кометы, и конечно же концовка.
Но чем сценарий Кэмерона разительно отличается от опусов Бэя и Ледер, так это вниманием к деталям и глубокой проработкой сюжета. Разумеется, “Bright Angel Falling” это в первую очередь сценарий фантастического блокбастера, с рядом допущений и условностей, но тем не менее с технической точки зрения проделанная работа и внимание к мелочам вызывают уважение.
Используется только реально существовавшая на момент написания скрипта космическая техника – шаттлы, Мир, ракеты Энергия. Правильно указывается что шаттлы не могут совершать полеты в дальний космос и дается правдоподобное объяснение схемы того, как это станет возможно. На само разъяснение, почему у человечества все получится Кэмерон отводит почти десять страниц – честно говоря, если бы работу писал новичок, то вряд ли ее пропустили бы - ибо тратить слишком много страниц на экспозицию обычно считается дурным тоном. Но так как в данном случае у нас есть аж два фильма для сравнения, то это однозначный плюс работы Кэмерона и Хайамса.
И в остальном все тоже достаточно реалистично – никаких звуков в космосе, никаких взрывов и непонятно откуда взявшейся гравитации, никаких пафосных бурений на комете – бомбы закладываются более простым путем в расщелины, с использованием тросов. В своем сценарии Кэмерон учитывает даже такой факт, что из четырех существовавших на момент написания сценария шаттлов, лишь три могли стыковаться с Миром.
Орбитальной станции Мир никогда не везло в американском кинематографе
Все эти детали отлично работают на масштаб истории - когда у Кэмерона в сценарии говорится, что для того чтобы запустить один шаттл нужно 30 000 тысяч человек и проверка шести миллионов компонентов, то это не просто фраза – ты действительно проникаешься всей величиной происходящих событий.
Писался сценарий в те времена, когда на рейтинги обращали намного меньше внимания чем сейчас. Матерятся не слишком часто, крови не слишком много, но все же для получения рейтинга R этого бы хватило с лихвой.
Но не стоит думать, что сценарий до предела серьезен – шутки есть, но они грамотно вплетены в повествование и не превращают действие в комедию. Есть даже специальный персонаж для разрядки – Брэн, которому придется полететь в космос, и который наименее подходит для таких целей.
В скрипте много русских персонажей, и некоторые играют весьма значительную роль – например российский космонавт Вера, персонаж которой является одной из главных действующих лиц: у них с Уиллом завязывается платоническая любовь, которая увы не может перерасти во что-то большее – она замужем, а у него обязательства перед семьей.
Есть также Женя, который помогает семье Уилла на Земле пытается спастись от цунами и остальных катастрофических последствий вызванных падением обломков кометы. Как можно догадаться, никаких шапок-ушанок, разваливающейся техники и космических алкашей – все весьма пристойно и уважительно. Да, в тексте один раз упоминается магическое слово из трех букв (KGB), но оно скорее как дань жанру.
Прости Лев, но в этот фильм тебя бы не взяли
И разумеется, нельзя не упомянуть главный плюс работы – зрелищность. Сцены наблюдения космонавтами из космоса падения на Землю обломков кометы, молниеносная, но при этом весьма атмосферная и жуткая сцена гибели станции Мир, облет Луны, приземление на комете, гигантская волна смывающая Флориду и ее последствия (дождь из обломков, супершторм) – все это прописано на высшем уровне. Трудно даже представить, как бы оно смотрелось на большом экране, но думается если бы у штурвала был Кэмерон, то этот фильм и поныне считался бы одним из эталонов фильмов-катастроф.
На мой взгляд, у сценария все же было несколько недостатков: 1) в нем очень много действующих лиц – и хотя они отлично передают масштаб происходящего, но порой начинаешь путаться кто есть кто 2) Семья Уилла играет какую-то запредельно большую роль в спасении планеты. Кэмерон конечно известен тем, что любит использовать в своих фильмах тему семейных отношений и их важности, но все же в данном случае он пожалуй перестарался.
Но в целом, это отличный, техничный и крайне зрелищный скрипт, и конечно жаль, что он не был реализован и сгинул в производственном аду. Один из людей, читавших его как-то сказал, что если когда-нибудь человечество попадет в схожую ситуацию, то он хочет чтобы Джеймс Кэмерон был в той группе которая будет искать как спасти Землю. Думаю, лучшего комплимента этому сценарию и не подыскать.
И ведь все сходится, даже инициалы (J.C. - как и у Jesus Christ)