CamerON | Придирчивое мнение о фильме «Человек-муравей». Типа отличное кино.
ЧЕРТ, Marvel, РАЗДЕРИ ! Не думал, что когда-нибудь такое озвучу, но у фильма о маленьком человеке-муравье был действительно большой потенциал. Огромнейший потенциал. Был.
В самом начале Marvel действовали "молодцом" - почувствовали, что в такой нестандартной истории есть что-то отличное от всего того, чем они занимались раньше. Сам продюсер Кевин Файги говорил (вольная цитата по памяти): "Мы тут подумали и решили, что давненько не появлялись в кино фильмы в стиле "Дорогая, я уменьшил детей". И про ограбления тоже маловато картин выходит. Так что... была не была".
И далее... боссам хватило наглости пригласить на пост режиссера сумасшедшего гения-англичанина Эдгара Райта. А затем хватило ума не мешать ему на протяжении 8 лет продумывать адекватную, внятную историю о мужике, уменьшающемся до размеров муравья. И ведь задача стояла перед Райтом не из простых. Но после десятков переписанных версий сценария он таки справился с этой поистине миссией невыполнимой. И вот сценарий готов, концепты одобрены, осталось только все снять...
Но вдруг...
- Хм..., - подумал какой-то Умник из Marvel, - что-то мне кажется, что Райт перенасытит НАШ фильм собственным стилем... снимет его слишком самодостаточным. Надо что-то сделать, пока это кино не превратилось в очередной "Узник Азкабана", не дай Бог.
- Но ведь третья часть в Поттериане признана фанатами чуть ли не лучшей: оригинальной... не похожей на остальные... с уникальными решениями, - сказал бы я, будь я сотрудником Marvel, стоящим неподалеку.
- И при этом "Узник" собрал наименьшую кассу из всей серии. У нас выработалась своя формула успеха и, пожалуй, не будем пока рисковать, отступая от неё, - парировал бы моё замечание Умник-Идиот.
И всё... Боссы прогнали Райта поганой метлой (или чем там муравьев разгоняют) так, что он теперь и близко не подойдет к большим студийным проектам в качестве режиссера (хотя надеюсь, что Эдгар всё-таки найдет в себе силы вернуться и навести шороху в Голливуде). И затем эти несносные ребята зовут на его место... па-ба-ба... Пейтона "Всегда говори ДА диалогам, снятым через восьмерку" Рида.
Эдгар Райт и Пейтон Рид
Новый режиссер при бюджете в 150 миллионов долларов каким-то волшебным образом умудрился снять все диалоги в сериальной стилистике. И при этом в целом фильм получился... па-ба-ба... хорошим, интересным. Парадокс? Отнюдь. Получившиеся достоинства фильма ПОЛНОСТЬЮ и ЦЕЛИКОМ проистекают из периода, когда Рид ещё не сел в режиссерское кресло. Все эти плюсы уже были и до него: внятная оригинальная история, удачный актерский состав и отсылки из окружающей киновселенной от Marvel. Всё. Новый же постановщик привнес в "Человека-Муравья" разве что стандартные комедийные отыгрыши при работе с актерами. "Браво".
У Эдгара Райта, возьми любой кадр из какого-нибудь фильма - и это будет самостоятельная история.
Его работы можно разбирать часами. И я даже представить не могу, сколько визуальных, музыкальных, актерских и звуковых вкусностей этот человек смог понапридумать за 8 лет подготовки. В прочитанных мною рецензиях, посвященных "Человеку-муравью", говорится, что множество фишек, свойственных Райту, перекочевали в итоговое кино. Соглашусь. Крутая нарезка кадров... забавно снятые флешбэки... связки между сценами типа:
- Уж нормальную-то работу я себе найду.
/ СКЛЕЙКА /
- Свободная касса!
Все эти фишки присутствуют... но они как-будто изъяты из неснятого "Человека-муравья" Эдгара Райта и неумело вложены в кино, созданное Ридом. У Райта стильная нарезка сопровождается запоминающимися звуками (к саунд оформлению англичанин вообще относится очень дотошно). У Рида это просто нарезка.
И не то, чтобы его нужно сильно за это поносить. Пейтона наняли за 2 месяца до съемок, впихнули в руки чужой проект и сказали: "Алоха, мужик!... Что б к премьере все было готово. И кстати, она через год. А если не успеешь..." (и провели большим, облаченным в перст от костюма Железного человека, пальцем по горлу). Что ему оставалось? Вот он и начал "клепать" своё кино на скорую руку.
И благодаря всем вступительным данным, надо признать, в итоге получился годный фильм. Мягкое повествование. Занятный, иногда плосковатый, но в целом милый юмор. Чудные кадры с уменьшением...
...и вот тут-то с деталями все в порядке. Но напомню, что в подобных блокбастерах работа над спецэффектами начинается задолго до первого съемочного дня. По сути можно утверждать, что все планы с уменьшенным миром в своё время прошли через режиссерское виденье Райта. Впрочем, как и дизайн костюма. И концепт-арты. И экшн-решения. Думаю даже сказать, что все сцены в уменьшенном мире можно так или иначе считать срежессированными Райтом. Вот такое вот заявление.
Концепты, утвержденные Райтом
Финальный результат
Всё же, что касается съемок обычных людей в обычном мире - это просто фантастика... насколько одноразовое изображение у Рида получилось. Все кадры будто прямиком вышли из современных комедий с бюджетом в 35 млн. - и ведь понятно, откуда ноги растут. А изменить уже ничего нельзя.
И не говорите, мол, это режиссерский ход - изобразить наш мир скучным...
... чтобы на его фоне миниатюры выглядели интересней.
От всей этой несправедливости... от того, что Райт когда-то перешел дорогу чьему-то эго... от того, что на свет мог, но так и не появился Шикарнейший Убердетализированный Блокбастер с нестандартным супергероем. Вот от всего этого нереализованного потенциала у меня во время просмотра, прям, уши в трубочку сворачивались... как у муравья Энтони усики, чесслово.
Этот кадр, на мой взгляд, отчетливо демонстрирует, как интересное сценарное решение (главный герой впервые пробует свой костюм ни где бы то ни было, а в ванной) можно снять банально и без изюминки, сведя изначально заложенный пародийный потенциал к минимуму. Благо, на помощь в дальнейшем приходят сцены с уменьшением, и начинается "жара".
Я очень надеюсь, что "Человек-муравей" сможет стать для кого-то глотком свежего воздуха в мире комикс-экранизаций. Но у меня после выхода из зала было ощущение, что в чистейший, способный вызвать эйфорию от просмотра, "кислород" кто-то подмешал пару литров обычного, ничем ни примечательного "городского воздуха".
Каждый год, навскидку, выходят 3 или 4 по-настоящему гениальные картины. К сожалению, в 2015-ом году киноманы одного такого фильма не досчитаются. Гребаный Умник-идиот из Marvel.
P.S. После просмотра второй сцены после титров было забавно услышать крики уборщика: "И вот ради этой чуши вы тут все сидели?! Что за бред?! Только время зря потеряли". Но в зале было довольно-таки много людей, объединённых мыслью, что вовсе это и не бред. Подумать только... ещё лет 5 назад я оставался в зале после титров совсем один. А тут уже вон сколько нас.