Семен Сибирцев | С чего начинается кошмар: часть 7. «Пятница 13-е»
Кто в свое время более иных наделал шуму в слэшерах, так это старина Джейсон Вурхиз, на счету которого 10 оригинальных фильмов, спин-офф «Фредди против Джейсона» и ребут 2009 года от режиссера Маркуса Ниспела (в 2003 году выпустил ребут «Техасской резни бензопилой»). У меня нет интереса опускать столь многими любимую франшизу, но в детище Шона С. Каннигема есть и негативные стороны, которые видны с самого начала невооруженным глазом. Но факт в общем в том, что фильмы про похождения парня в хоккейной маске собрали за все 35 летнее существование франшизы свыше полумиллиарда в прокате, а Джейсон стал иконой в поп-культуре 80-х наравне с Фредди Крюгером. О утопленнике также были написаны десятки книг, снят сериал, у которого общее с франшизой только название, и выпущена игра на платформе Nintendo Wii.
Кошмар лагеря Хрустальное Озеро начинается с конца 70-х, когда режиссеру Шону С. Каннингему не везло с семейными фильмами, на которых он пытался зарабатывать честные деньги, так как американским зрителям никак не приглядывались истории вроде детей-сирот, играющих в бейсбол. Кстати, до семейных фильмов Каннингем снимал легкое порно, после чего работал протеже и незаменимым помощником у Уэса Крэйвена в «Последнем доме слева» 1972 года, но позже их пути разошлись.
Обдумывая идею, как можно легко заработать деньги, Шон прикинул, что история вроде карпентеровского «Хэллоуина» должна окупить себя. И не мудрено, что многие «фишки» детища Джона Карпентера впоследствии были воспроизведены и в первых двух сериях «Пятницы 13-ой», будь то музыкальное сопровождение, когда маньяк находится где-то рядом, но пока не предпринимает каких-то особых действий, или же убийства от первого лица. Поэтому не мудрено, что во время создания истории резни на Хрустальном Озере Каннигем закономерно и риторически задал Виктору Миллеру (один из основных сценаристов) вопрос: «Хэллоуин срубил огромную кассу, почему бы и нам не урвать кусок?»
Короче говоря, деньги смельчаку и урывателю кусков пирога тоже выделили, осталось только за малым: придумать главному герою имя, историю и в целом подобрать уединенную локацию, в которой и резали бы направо и налево привлекательных подростков. И вот уже сам процесс создания первого фильма фаната серии может привести в самый настоящий отцовский трепет. Так, скажем, первоначально Каннингем хотел дать такое название фильму, как «Долгая ночь в лагере крови» (Long Night at Camp Blood), а главного героя вообще хотели назвать Джорджем, так как Виктор Миллер при создании имени главного героя комбинировал имена своих собственных детей (Джордж и Иэн), а фамилия Вурхиз пришла сценаристу в голову, так как именно эту фамилию носила в школе его первая девушка. Кстати, раз нужно было деньги рубить по полной, то и название нужно было придумывать крутое и звучное, поэтому именно на «Пятнице 13-е» Каннингем остановился только тогда, когда вспомнил, что именно такое название предлагали для его фильма про сирот-бейсболистов (название он счел слишком мрачным для семейного фильма).
И ни для кого не секрет, что в подобного рода фильмы попадают прямиком либо по знакомствам, либо через ускоренный кастинг. Так по знакомству Эдриана Кинг (главная героиня) и выбила себе прослушивание, на котором ее «сочли достаточно здоровой и с чертовски громким голосом». И процесс пошел!
Собственно, про сам фильм. Жил да был Джейсон Вурхиз, которого мама отправила как-то в летний лагерь. Вожатые за ним не уследили, потому что он имел врожденные физические дефекты, вследствие чего и утонул - это, кстати, задумка третьего сценариста Рона Курца, который, по его же словам, и сделал Джейсона похожим на квазимодо, так же добавив в сценарий юмор (эпизод с патрульным) и финальный твист с ожившим Джейсоном, что, впрочем, отрицают Каннигем и Миллер, утверждавшие, будто они вдохновились финалом «Кэрри». Спустя год после трагичных событий его в конец свихнувшаяся мамаша Памелла Вурхиз возвращается в лагерь, чтобы убить как можно больше похотливых подростков. В принципе, если вы как-то могли заработать деньги в начале 80-х, то вот это как раз была ее самая идеальная форма. И примечательно, что никто из уважающих себя актеров не хотел в то время связывать себя с подобного рода фильмами, так как для многих зрителей слэшеры мало чем отличались от расчлененки с элементами порно. И, впрочем, эти факты не помешали Бэтси Палмер, которой срочно понадобилась новая машина, сыграть миссис Вурхиз, а Кевину Бейкону (тогда еще почти начинающему актеру) воплотить на экране ходячее мясо для маньяка.
На что ты готов ради новой машины?
Кстати, при 600 тысячном бюджете Каннигему приходилось во что бы то ни стало при создании фильма идти на определенные жертвы и постоянно что-нибудь сокращать, чтобы фильм в итоге то был снят. Так, многим актерам из съемочного состава было предложено условие, по которому они отказываются от ежедневной заработной платы в обмен на процент прибыли при сборах во время проката. Вполне закономерно, что все отказались, ссылаясь на то, что фильмы подобного жанра иногда не добираются даже до кинотеатров. Впоследствии многие актеры сожалели о принятом решении, так как первый фильм, положивший начало франшизе, принес создателям баснословные 38 миллионов, что с учетом инфляции сейчас исчисляется во все 120.
И раз Шону С. Каннингему требовалось нещадно экономить каждую копейку и при этом не ударить в грязь лицом, то факты вроде того, что в одной из сцен актерам дали настоящее мачете, подбросив во время съемочного процесса змею, по которой потом плакал маленький мальчик, или того, что многие члены съемочной площадки жили прямо в загородном лагере для бойскаутов в Нью-Джерси (лагерь Но-Бе-Бос-Ко в Блэрстауне), в котором и расположилась вся съемочная группа, никого не удивят. Знаменитое же музыкальное опознавание франшизы создалось очень просто: в одном из эпизодов можно заметить, как миссис Вурхиз произносит слова Убей Мамочка (Kill Mommy) – первые две буквы от каждого слова были пропущены через программу эхоплекс, от этого то и возник главный мотив серии.
Никто сейчас точно и не скажет, какой именно внешний толчок послужил для успеха первого фильма. Некоторые связывают это с обнаженкой, другие – с тем, что слэшеры в 80-х были для зрителей тем же, чем для нас сейчас являются блокбастеры о супергероях, которые в течение 20-30 слет точно также перестанут интересовать зрителей. Одно ясно – зрителям история понравилась, и они готовы были платить еще. Иные же более или менее задумчивые зрители начали рассуждать об архетипах зла и о том, почему это в семейке Вурхизов (а началось все с мамочки) любят обрывать половые сношения подростков, не дав тем даже закончить до конца. Также в ходу идеи, что все это ритуализированное повествование о том, что подросткам не стоит ходить туда, куда не следует, как, впрочем, и последующие части. И ведь, к слову, ни для кого не секрет, что американская общественность была в 80-х озабочена тем, что среди подростков и молодых людей старше 20 прокатилась волна СПИДа, которая уже сметала всех на своем пути, независимо от сексуального предпочтения и выбора жизненной позиции (наркотики или не наркотики?), вследствие чего семейка Вурхизов предстает как некая расплата для подростков за то, что те решили заняться сексом до брака и без презервативов. Поэтому что бы истинные ценители настоящего кино не говорили, но у «Пятницы 13-е» есть своя определенная гуманистическая цель: предупредить подростков о возможных ошибках, за которые они могут поплатиться.
В любом случае, шутки ли ради, но Джейсон в итоге ожил, вынырнув из озера, хоть и в галлюцинации последней выжившей, да и тем более творение Каннингема сорвало куш в прокате, поэтому не мудрено появление спустя год (1981) полноценного сиквела, главным антагонистом которого становится уже сам немного подросший выживший мальчуган.
Как говорится, куя железо, пока горячо, Парамаунт запустил проект в стадию разработки спустя четыре месяца после релиза первого фильма, поэтому проект при бюджете в 1 миллион долларов заработал на родине аж 21, что, впрочем, стало ниже показателей первой части. Действие в продолжении имеет место быть спустя несколько лет после событий оригинального фильма поблизости от лагеря Хрустальное Озеро. Основные задействованные лица – все те же архетипичные подростки-вожатые. Девушки теперь еще больше оголяются, жертв становится больше (8 или 9 трупов в зависимости от того, что стало с мужиком по имени Пол, который активно тусовался с главной героиней), а сиквел тем временем становится своеобразным ремейком первого фильма, так как основная сюжетная канва повторяется практически целиком и полностью.
Пожалуй, это одна из самых веских причин посмотреть сиквел
Джейсон продолжает дело своей матери, а каноничный и поп-культурный образ, к слову, появится лишь к третьему фильму (фирменная хоккейная маска, рабочая роба и штаны цвета хаки), поэтому практически все убийства от рук Джейсона показаны либо от первого лица (снова привет закосу под Карпентера!), либо в тот момент, когда он носит на голове мешок из-под картошки, который уж больно напоминает ту же маску, что и у маньяка в фильме «Город, который боялся заката», датированном 1976 года выпуска. Впоследствии многими сиквел был «забукан» именно данным воровством, которое создатели в итоге до сих пор не признали: в частности, идею с мешком для картошки на голове спирают на художницу по костюмам, объяснявшую свой выбор с точки зрения экономичности для гримеров.
Примерно так выглядит желание не тратить много средств на грим
Вообще, несмотря на то, что Каннингем слизал идею «Пятницы» с «Хэллоуина», режиссер первого фильма, в том числе Виктор Миллер и Том Савини, посчитали, что возвращать Джейсона в качестве главного злодея было бы идиотской идеей, так как что пацан, по существу, мог делать свыше 21 года в озере? Повторюсь, по первоначальной задумке, финал первого фильма трактуется всем трио как галлюцинация главной героини, а в худшем случае – Джейсон оказался лишь чертовски терпеливым привидением. Поэтому логично, что самого начала никто из троицы не хотел фокусировать внимание на Джейсоне как потенциальном убийце, поэтому Миллер, Савини и Каннингем захлопнули за собой дверь, правда Шон оставил за собой права продюсера и небольшого слова в стадии пре-продакшена.
Еще один немаловажный момент для сиквела – вступление фильма длится почти рекордные 15 минут! И связано это с появлением в кадре Эдрианы Кинг, чья героиня была единственной, пережившей резню первого фильма. Естественно, она первая в истории франшизы и погибает от рук товарища Вурхиза. Но чем спровоцирована смерть? Неужели из нее не могли сделать новую Джейми Ли Кертис? Ответ очевиден: агент Эдрианы потребовал слишком большой гонорар для своего клиента, вследствие чего, по признанию сценариста Рона Курца, ее героиню и выпилили в течение первых 15 минут. Кстати, Кинг даже понятия не имела о смерти своей героини, когда отправлялась на съемки в сиквеле, а монологи ее героини на этот раз – чистая импровизация самой актрисы.
Из примечательных фактов – над гримом в фильме мог работать сам Стэн Уинстон («Чужие», «Парк Юрского периода», «Терминатор», «Хищник»), заменив тем самым Тома Савини, но в итоге ничего не срослось. А в некоторых сценах Джейсона играла девушка по имени Эллен Латтер, та самая, что занималась на съемках подбором костюмов, в том числе и маски Джейсона. Также перед финальными титрами, когда камера медленно приближается к алтарю с головой миссис Памеллы Вурхиз, планировалось, будто мамочка откроет глаза и улыбнется, что отсылало бы зрителей, по мнению создателей, к тезису Стивена Кинга о том, будто зло живет вечно. Впоследствии от идеи отказались, оставив лишь приближающуюся к голове камеру.
Пожалуй, именно с третьего фильма, который в последний раз использует нумерологию в названии, и началась история Джейсона как иконы в поп-культуре 80-х. Сама серия, помимо халтурного даже по меркам Пятницы сценария, никудышной прорисовки характеров персонажей (самым крупным идиотом в этой части стал белый толстяк с афро-завивкой, от которого, по странному стечению обстоятельств, и перешла в руки канонизированная хоккейная маска) и самых идиотских убийств, может похвастаться лишь появлением на экране привычного уже для современных зрителей образа вернувшегося к жизни ходячего трупа. Итак, на счету у Джейсона в этом фильме 12 трупов и 34, 5 миллионные сборы на родине.
Но цифры считали только по большему счету люди настоящего. Самой провальной стороной третьей Пятницы обязана и будет считаться конвертация в 3D, из-за которой съемочной группе пришлось не только переснимать многие эпизоды, но и подстраиваться под технологию, навязанной самой студией. Сами посудите, к 1982 году экраны заполнили такие низкобюджетные и низкокачественные, но и не только слэшеры, как «Сожжение», «Выпускной», «Канун нового года», «С днем рождения меня», «Мой кровавый Валентин» и прочее-прочее. Поэтому студии не оставалось иного выбора, как под предлогом последнего фильма закатить самый настоящий 3D-аттракцион, дав студийной курочке, несшей золотые яйца, настоящую маску, которая могла бы напугать зрителей, а не привести к судорожному смеху. Кстати, так до сих пор и остается загадкой, кому все-таки в итоге принадлежит идея с хоккейной маской, так как в настоящий момент сразу несколько человек одновременно приписывают себе создание основного узнаваемого атрибута Джейсона.
В любом случае, из-за 3D пострадало то в этой серии, за что некоторые искренне любят «Пятницу 13-е» - убийства. Теперь все эти тщательные тычки вилами в экран, жонглерство, стрельба с арбалета, вылет глаз из орбит не вызывают ничего, кроме чувства недоумения и неловкости, так как по идее зрителя лишают уже простого удовольствия от просмотра старого доброго рубилова-мочилова. Поэтому триквел в наши дни, пожалуй, только если и может похвастаться стильными и мелодичными вступительными диско-титрами, да закреплением привычного для большинства образа и имиджа Джейсона.
Кстати, по странной случайности, именно с третьего фильма похождения Джейсона оказались под пристальным контролем цензоров и американской ассоциации родителей, считавших подобные фильмы нежелательными и развращающими современную молодежь! Многие критики также считали своим долгом проехаться в уничижающей рецензии по новым похождениям парня в хоккейной маске. Так, в результате тщательных соображений, авторами была отклонена потенциальная и логичная идея того, будто главная героиня когда-то была изнасилована Джейсоном, о чем нам прямо в любом случае намекает флэшбэк. Также уже был изменен и переснят финал: так, по уже устоявшейся традиции, нам первоначально хотели показать галлюцинацию главной героини – на этот раз Джейсон отрубает своей последней жертве голову. Но на тест-просмотрах сцену сочли весьма угнетающей, несмотря на то, что это галлюцинация, вследствие чего в окончательный монтаж попала сцена, в которой из озера выпрыгивает мать Джейсона и утаскивает под воду главную героиню.
Та самая сцена, что могла попасть в окончательный монтаж. Депрессивно, не правда ли?
Часть четвертая, по мнению создателей фильма, могла стать и в целом планировалась завершающей во всей франшизе, что к слову, оказалось сущей брехней. И как доказали последующие серии, авторы и студия еще несколько раз впихнут фильмы о Джейсоне Вурхизе зрителям под видом финального сегмента.
Итак, вторая и третья части выходили спустя год после выхода предшественника. С картиной «Финальная глава» боссы Парамаунт повременили целый год, в то время как на экраны в 1983 году выпустили такие слэшеры как «Дом на греческой улице» и «Психо 2». Вообще, кинокомпании в какой-то момент стало страшно и по большей части стыдно, будто ее раз и навсегда станут ассоциировать с хоррор-сериалом, так ненавистным кинокритиками, но приносящий стабильный заработок, поэтому было принято решение озаглавить фильм «Финальной главой», тем самым раз и навсегда разобравшись не с Джейсоном, а лишь с нумерологией в названии серий.
По идее, это уже второй по счету фильм в серии, в котором действия разворачиваются не в пятницу 13-е, а в иной отрезок времени, и если быть точнее, то приблизительно во вторник, если исходить из последовательных событий предыдущих двух фильмов, но как доказывает практика, то время для этого сериала ровным счетом ничего не значит.
Возвращаясь к стыду студии. Боссы Парамаунт, в частности Фрэнк Манкузо-младший (от парня на побегушках за один фильм дошел до ранга продюсера), настолько хотели отойти от привычной схемы предыдущих серий, что решили добавить в сюжет помимо молодежной группы, решившей снять домик для утех, и семью, живущую по соседству. А вообще, по-своему, «Финальная глава» во многом выделяется в положительном смысле. Главным героем на этот раз становится не архетипичная девственница, а подросток по имени Томми Джарвис (Кори Фельдман), по существу напоминающий сплав Джейсона и Тома Савини – последний, кстати, вернулся к обязанностям художника по гриму.
Четвертый сегмент в отличие от предыдущих стал носить и определенный комический оттенок – ведь за юмор здесь, кстати, пытались отвечать два человека, одним из которых стал никто иной как Криспин Гловер («Назад в будущее», «Ангелы Чарли» и др.). Другой же актер по имени Лоуренс Моносон играл парня, последнюю треть событий в фильме находящегося под кайфом – и к слову, актер действительно считал хорошей идеей, будто будет прикольно играть парня под самым что ни на есть кайфом, поэтому пытаться изображать укуренного в хлам подростка ему и не нужно было стараться.
Криспин умеет
Итак, Джейсон отправляется в ад и уносит при этом с собой 13 трупов на алтарь для мамочки вместе с мешком денег (32 миллиона долларов сборов на родине).
Продолжение следует...