Семен Сибирцев | С чего начинается кошмар: часть 6. «Попутчик»
Что действительно добавляет щепотку настоящего ужаса в некоторые классические слэшеры про маньяков-психопатов с огромными ножами и бензопилами наперевес, так это идея возможной исторической подоплеки. Да, с помощью ужасов люди действительно стараются восполнить жизненный пробел, ведь именно благодаря им нам не нужно переживать физическую боль, которую мы могли бы получить в настоящих экстремальных условиях. Слэшеры да и просто фильмы ужасов создали среду, в которой весь страх оказывается искусственно вызванным побочным эффектом от переживания экранного кошмара. Я ни в коем случае не намекаю, что нужно в эту же секунду ринуться сломя голову в поисках настоящих маньяков, нет; мне напротив нравится идея того, что на экране можно творить точно такой же хаос, что и в настоящей жизни, ведь почему бы и нет? Всем необходим заряд адреналина, а если есть стойкие на это люди, то некоторые классические слэшеры вроде «Кошмара на улице Вязов» или «Хэллоуина» могут похвастаться не только чернухой, безостановочным насилием и нагими девчушками.
Сегодня речь пойдет про классического «Попутчика» 1986-го года, в которой Рутгер Хауэр сыграл зловещего маньяка-автостопщика Джона Райдера. Автор сценария этого фильма, по его словам, вдохновлялся песней The Doors «Riders on the Storm»; а Хауэр настолько вжился в роль, что не на шутку пугал на съемочной площадке актера Си. Томаса Хауэлла, отыгравшего в фильме главную мужскую партию.
Си. Томас Хауэлл настолько перепуган, что пытается покончить с собой во время съемок
Основной аргумент против фильма со стороны его не слишком больших фанатов состоит в том, что работа Роберта Хармона, режиссера картины, является страшным плагиатов спилберговской «Дуэли», в которой одного незадачливого мужчину по всей пустыне преследовал водитель грузовика без какой-либо видимой причины. Стоит отметить, что если все ненавистники забыли про «Попутчика», то и их контраргументы, казавшиеся и в 80-х надуманными, сразу забылись. Ценители же, напротив, всегда помнили, что история по-своему оригинальна и при этом имеет реальный исторический случай. Речь идет про маньяка-автостопщика Билли Кука, орудовавшего в начале 50-х на южных дорогах Соединенных Штатов. Ну как сказать, орудовал он недолго, застрелил 6 человек в 51-ом году, да сбежал в Мексику, где его вскоре и поймали; после чего – посажен на электрический стул. Не шибко привлекательная и кинематографичная история. Но суть такова, что наш «Попутчик» с Рутгером Хауэром пускает корни ни коим образом не в спилберговские студенческие ленты.
Раскрывать сюжет всего «Попутчика» особого смысла нет, но все-таки если подзабыли, то это история про молодого паренька Джима Холси, давно мечтавшего перевести любую тачку в Калифорнию. Возможность подвернулась, но чтобы успеть в сроки, он должен гнать во всю мочь и не засыпать, для чего и подбирает на свой страх и риск в дождливую погоду небезызвестного Джона Райдера. Все остальное – хаос, кровь, экшен, - без шуток, здесь есть неплохие даже по сегодняшним меркам авто-погони, - и чрезвычайно напряженные отношения двух малознакомых друг с другом людей (я про Джона и Джима).
Никакой ЛГБТ-тематики, только жестокий броманс
Если хорошо подумать, для слэшера все здесь как-то сильно притянуто за уши: отсутствует тупая главная героиня-девственница, которая в конце отрубает маньяку голову; главным героем является парень, практически в одиночку переживающий смертельную игру; а сам образ маньяка, исполненного Рутгером Хауэром, не столь однозначен, как принято в большинстве слэшеров. На нем и остановимся подробнее.
Итак, Джон Райдер – отрицательный, на первый взгляд, герой. Защищать действия персонажа Хауэра я не собираюсь, но все-таки благодаря актерскому мастерству Рутгера антагонист выглядит не столь однозначно злодейски, как должно быть принято в тех же слэшерах. У него нет маски, отсутствуют сверхъестественные способности, хоть он и постоянно неожиданно появляется в эпицентре событий как некий демон, да и вообще мужик моментами рассуждает весьма здраво! Известно о нем лишь то, что раньше он пережил некую трагедию в личной жизни, после чего и начал испытывать людей, как некий Джон «Конструктор» Крамер, который, к слову, появился гораздо позже Джона Райдера. Испытывая людей на своем пути, он неожиданно натыкается на нашего главного героя, первоначальный отпор которого и «занял» нашего любопытного серийного убийцу.
- Зачем ты все это делаешь?
- Ты смышленый парень, сам догадайся.
Эта недосказанность и неоднозначность и выделяет «Попутчика» из ряда других слэшеров. По мере поступления новой информации и трансформации главного героя у зрителя возникает все больше вопросов: скажем, не могло ли это все быть обычной предсмертной галлюцинацией главного героя, чуть не уснувшего за рулем в начале фильма и едва не попавшего в лобовое столкновение с грузовиком? Ведь это интересная идея. Или что если Джон Райдер является доппельгангером («злобным» двойником) нашего молодого Джима? Даже имена чем-то схожи: Джон-Джим. Стоит так же отметить и при этом повториться, что Райдер появляется в самые ответственные и щекотливые для нашего героя моменты, освобождая ему путь для дальнейшей трансформации в себя самого.
В общем-то, в отличие от тех же классических слэшеров, где один маньяк может девять частей стэндапить во снах подростков или десять частей рубить их мачете неподалеку от детского лагеря, то здесь все заканчивается весьма однозначно и в какой-то степени красиво, несмотря на появление одноименного мусорного сиквела, вышедшего в 2003 году сразу на видео. Кстати, также у фильма имеется бодрый, но напрочь лишенный духа оригинального фильма, ремейк 2007 года, в котором роль Джона Райдера исполнил никто иной как Шон Бин.
There's a killer on the road
His brain is squirming like a toad
Take a long holiday
Let your children play
If you give this man a ride,
sweet memory will die
Killer on the road, yeah
_________________________________________________________________________
P.S. Заметил, что последние статьи пользовались очень даже неплохой популярностью, поэтому всем кому действительно интересна тематика, то следующей «кошмарной» статьей станет обзор на такую серию фильмов, как «Пятница 13-е». Ну и сожалею за разрыв между этой и последней статейкой аж почти в целый год, если, повторюсь, тематика была реально кому-то интересна.
Предыдущие статьи-обзоры:
Крэйвеновский "Кошмар на улице Вязов"
Крэйвеновский "Крик"
"Я знаю, что вы сделали прошлым летом"
"Хэллоуин" Джона Карпентера
"Техасская резня бензопилой" Тоба Хупера