Семен Сибирцев | С чего начинается кошмар: часть 5. «Кошмар на улице вязов» Уэса Крэйвена

08.02.2015 00:56, внесены изменения 23.02.2016 18:49


Да, было уже множество кошмаров и вариаций того, как некто с бензопилой или ножом наперевес начинает в пух и прах крошить дорогих нам подростков, которые оказались не в том месте и не в то время. И да, многие киностудии к середине 80-х потеряли былой интерес к жанру слэшер, так как фильмы данного жанра хоть и выходили практически каждую неделю в кинотеатрах Штатов, но сборы сих творений падали, а идеи о маньяках как будто полностью исчерпали себя. Жанр пришел в упадок, а гений с новой идеей ходил по студиям несколько лет, выпрашивая минимальный бюджет для проекта, хоррора, идея которого сводилась бы к использованию наших сновидений как мира, где кошмары материализуются. Материализуясь в сознании, кошмары выдают нам маньяка, имеющего целую историю. Историю, которая стала настолько популярной, что превратилась в феномен в поп-культуре. А имя персонажа всей этой истории стало нарицательным для многих стран и целых поколений. Имя его - Фредди Крюгер.

Человеком, который несколько лет ходил по всему Голливуду, дабы найти финансирование на свой новый проект, был Уэс Крэйвен. Казалось бы, надежда потеряна, но нашелся продюсер, готовый вложить свои последние деньги в проект, который все окрестили «не страшным». Директор тогда еще малюсенькой студии New Line Cinema Роберт Шэй рискнул, вкладывая последние копейки в проект, который просто обязан был выстрелить. Забавно, но все козыри у проекта были с самого начала. Данными козырями оказались: удивительный сценарий, наполненный всеми возможными метафорами и отсылками к жизни и страхам самого Крэйвена, и не менее удивительный и талантливый режиссер. Слова могут показаться чересчур наивными и фанатскими, но учитывая, что некоторые части снимали даже при полном отсутствии сценария и с сразу застолбленной датой релиза, то да, в этом плане у первой серии были свои козыри. А сам персонаж Крюгера создавался из страхов Уэса. Так имя Фредда Крюгера возникло из школьных воспоминаний Уэса о парне, который постоянно задирал его в школе. Парня, как ни трудно догадаться, звали Фредом Крюгером. А образ обезображенного лица, больше напоминающего ожоги, пришел также прямиком из детства. В одно время Крэйвен жил в большом городе, и как-то раз, решив посмотреть в окно ночью, он и увидел этого человека с обезображенным лицом, который сам заметил маленького Уэса. Испугавшись, отойдя от окна и немного выждав, Уэс снова посмотрел в окно и увидел до сих пор стоявшего там бродягу, пялящегося в окно. Как сам признавался создатель «Кошмара» и «Крика», ему казалось впоследствии, что этот человек испытал удовольствие от страха маленького мальчика. Неудивительно, но впоследствии и Фредди Крюгер будет испытывать удовольствие от страхов детей. Ну а зелено-красный свитер пришел к нам из одной статьи, прочитанной Уэсом: в ней говорилось, что человеческому глазу просто-напросто тяжело испытывать данные цвета в сочетании.

Наверное, стоит обратить внимание также на подбор главного титульного героя. Чтобы сыграть роль Крюгера, растлителя и убийцу малолетних детей, который был пойман, но из-за судебных проволочек оказавшийся вновь отпущенный на свободу, дабы там впоследствии оказаться жертвой массового линчевания взбешенных родителей, необходим был как минимум не каскадер. Да, каскадеры - это обычная практика в слэшерах, когда на роль маньяка не могут претендовать сколько-нибудь значимые актеры, ведь их герои молчат! Примечательно, что большинство маньяков так или иначе целый фильм ходят в масках, вроде Джейсона Вурхиза или Майкла Майерса. Маска придает маньякам некую загадочность, ведь в загадке зачастую скрывается настоящий ужас. Достаточно посмотреть на лицо Джейсона Вурхиса в четвертой «Пятнице 13-е», чтобы понять, для чего они все-таки нужны.

Всем привет, меня зовут Джейсон и я не отправлюсь в ад в четвертой "Пятнице 13-е"!

Шутка, конечно же! Но именно маска придает злу тот вид, который необходим, как некая эмблема для продукта. Не думаю, что Джейсон Вурхиз или Майкл Майерс так громко вошли бы в историю слэшеров, не будь у них тех масок, что они имеют и в настоящие дни. Но в случае с «Кошмаром», пришлось делать совершенно иной подход, так как, во-первых, у главного злодея, по сути, было достаточное количество реплик, причем зачастую он шутит, используя нестандартный черный юмор, который его собратьям даже и не снился. Во-вторых, практически все каскадеры – деревья и дубья, которые не стали бы каскадерами, будь у них хоть какой-нибудь талант. Факт доказуемый, ибо Роберта Инглунда пытались в сиквеле заменить, но увы и ах, как мы видим, ничего не вышло. Ну и да, Крюгером стал именно Инглунд, чрезвычайно почтительный и милый кудряш, благодаря которому франчайз, по большему счету, и обрел в свое время статус феномена в поп-культуре.


Без обаяния и шарма этого человека провалился бы в бездну весь потенциал персонажа



Возвращаясь к «Кошмару на улице вязов», самому первому фильму, который оказался чертовски стильным, пугающим и визуально крутым, хочется сказать, что история о Фредди Крюгере стала успешной не абы как. Используя копеечный на тот момент бюджет в почти два миллиона, съемочная группа день и ночь трудились над тем, чтобы мы увидели именно то чудо, что есть спустя 31 год. Не знаю, насколько сильно Роберт Шэй вставлял палки в колеса Уэсу Крэйвену во время производства фильма, но перед нами в конечном счете именно то, что мы так сильно любим в первом «Кошмаре». И история обретает такие краски в финале, когда мы осознаем, что все это один большой сон главной героини, Хизер, что и ежу понятно, что ни один слэшер никогда не похвастается подобной тематикой, вроде толкования снов или предвещание скорой беды. Но все это слегка портится, когда перед нами вырисовывается неожиданный финал со смертью матери главной героини, что противоречит исходной концовке, в которой Хизер просто едет в школу со своими друзьями. Забавный факт, но, не зная какой именно финал использовать, дабы угодить Шэю, Крэйвен решил оставить сразу три, которые и имеются в оригинале, а это - поездка Нэнси с друзьями в школу, откидной полосатый верх кадиллака и смерть матери. Были даже и такие, где Фредди в итоге оказывался сам за рулем автомобиля. Сама идея смерти матери главной героини, которую Фред утаскивает через окно, понятное дело не случайна, ведь сам Шэй планировал в случае успеха первого фильма ковать железо, пока горячо.


Роберт Шэй - слева. Маэстро - справа.



Сорвав куш за малобюджетный ужастик, Шэй сдержал свое обещание, выпустив всего через год одно из самых халтурных продолжений в истории всего франчайза. «Месть Фредди», - даже название отдает чем-то дешевым и сериальным, - по сути, есть одна большая ошибка, которую признают абсолютно все, причем даже исполнители главных молодежных ролей. Да, часть действительно вышла самой гомосексуальной и не зря многие критики окрестили ее именно такой. Но там проблемы даже не в подтексте и не в том, что исполнитель главной роли, сыгравший Джесси, признался через год, что он гей, а в слабеньком сценарии и в самом отношении к фильму основной съемочной группы. Мне, как фанату цикла, никогда не казались правильными идеи, во-первых, забирать детище из рук Крэйвена, который и продал права на него, дабы все-таки снять первый фильм, во-вторых, что вообще самое главное, отправлять Крюгера в наш мир. То есть, по сути, это противоречит вообще полностью первой части, где Фредди выступал как страшилка, как расплата за грехи родителей. Что делать ему в нашем мире, который даже не принадлежит ему? Фредди мог напугать только во снах. Но стоит, как минимум, отдать должное создателям визуальных эффектов, ведь некоторые сцены в фильме смотрятся на удивление впечатляюще, а именно выход Фредди из тела Джесси в реальный мир!



Еще один плюс сиквелу за то, что главным героем наконец сделали парня, хоть и скрытого гея, а то слегка поднадоел стереотип о том, что именно милая и скромная девушка, которая держит свое целомудрие до замужества, должна оставаться из фильма в фильм, из франчайза в франчайз о маньяках, девушкой. Да и вообще, законы жанра таковы, что обществу удобнее видеть в оставшихся в живых именно девушку, у которой есть шанс на нормальную жизнь.

А еще он кричит как девчонка...



Немного обдумав свое плохое поведение и желание нарубить зеленой капусты, Шэй одумался и решил пригласить в качестве сценариста триквела Крэйвена и команду из начинающих надежд Голливуда, вроде Фрэнка Дарабонта и Чака Рассела. Последний и поставил новый «Кошмар», выдав нам одну из самых крутых и хулиганских частей, вернувшую нам Нэнси, сыгранную в первом фильме Хизер Лангенкапм, и превратившую Фредди Крюгера в героя целого поколения! Удачное сочетание черного юмора и идеи о снах, с которыми мы можем делиться с другими, сделали триквел удачным во всех отношениях, вплоть до любви критиков, которые когда-то тепло приняли первый фильм. Многие увидели в нем кучу скрытого подтекста, будь то вред и смерть от наркотиков, или тема родителей, которые не понимают своих детей и видят единственное решение в отправке своих отпрысков в психушки и иные лечебницы. Кто-то увидел отчетливую тему суицида. Но кто бы что там не увидел, Фредди теперь стал визитной карточной студии, которая не станет отпускать своего героя на покой, то есть в ад.


И они должны были отправить его в ад раньше шестого фильма!



Можно еще много времени описывать то, что послужило причиной успеха четвертого фильма, который снял финн Ренни Харлин и который впоследствии стал самым кассовым и самым попсовым во всей франшизе. Можно долго говорить о том, как пятый и шестой фильмы загнали в гроб франчайз, и как Уэс Крэйвен надрал всем зад седьмым фильмом, доказав, что у всех идей есть своя история, и показав, как меняется жизнь всех людей, вплоть до актерского каста франшизы, после целого феномена в кинематографе под названием «Кошмар на улице вязов».
Как итог, не ищете легких путей, не пытайтесь нажиться на бренде и никогда не позволяйте снимать ребут или ремейк «Кошмара на улице вязов» без Роберта Инглунда, потому что иначе он отправит и вас в прайм-тайм, с...ки.

One, Two... Freddy’s coming for you!
Three, Four... Better lock your door!
Five, Six... Grab your crucifix!
Seven, Eight... Gonna stay up late!
Nine, Ten... Never sleep again!…


Предыдущие статьи:
"Я знаю, что вы сделали прошлым летом"
"Крик" Крэйвена
"Хэллоуин" Карпентера
"Техасская резня бензопилой" Хупера
"Попутчик" с Рутгером Хауэром

6911

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×