Семен Сибирцев | С чего начинается кошмар: часть 4. «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»
Возможно, что кошмар начинается тогда, когда малопримечательные слэшеры обретают статус культовых за счет нескольких неплохих уловок: 1) маньяка, имеющего на первый взгляд мистические корни; 2) актеров, чьи профессиональные навыки чуть выше среднего и за спиной которых ощущается некоторый опыт работы. А уж когда этот маньяк оставляет записки со словами «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», то никаких сомнений нет, ведь зрителя действительно пытаются держать в страхе уже не за счет того, что творится на экране, а при помощи дальнейших событий. А что дальше, спросите вы? Дальше кто-то из тех, кто смотрел с вами этот фильм, начнет ворошить ваше прошлое и задавать слишком много вопросов. Как поступить с виновников сих вопросов, мы и сами знаем. А вот как быть со слэшером под авторством Кевина Уильямсона, - человека, подарившего нам киноманов-маньяков из серии «Крик», - нам предстоит выяснить чуть подробнее.
Я так полагаю, одноэтажная Америка всегда отличалась своей относительной, чудовищной и аморальной историей, которая забрала слишком много молодых и глупых подростков в тех или иных фильмах ужасов. Всегда, когда маньяк или иное сверхъестественное существо где-нибудь оказывается, так это не в больших мегаполисах, типа Нью-Йорка или Лос-Анджелеса, а в обычных маленьких городишках, где совы не то, чем кажутся, где лагерь Хрустальное Озеро поблизости, или где школьники улицы Вязов тихо спят по ночам. Наверное, дело в том, что эти маленькие города слишком близко находятся к природе, которая способна вызывать в нас самые настоящие животные позывы. Ну а чем мы ближе к природе, тем ближе и к легендам и всяким страшным байкам, которые принято рассказывать ночью у костра. Волей неволей, а рассказанная история, даже самая нелепая, но имеющая хоть капельку правдивости, вдруг разыгрывает с нашей фантазией небывалую злую шутку. Тени вдруг обретают форму, шорохи превращаются в знак того, что кто-то или что-то поблизости, а мертвые вдруг оживают.
В общем-то, что-то вроде того и произошло с героями фильма «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Окончив школу, распланировав будущее лет на десять и напившись на выпускном, основной актерский каст сбивает незадачливого товарища, которому не стоило идти по дороге. В общем-то, губить жизнь они не хотят, в тюрячку никто садиться не хочет, а жизнь в колледже еще и не началась. Что при этом все бы мы сделали? Правильно, избавились от тела, ну, если мы не пионеры конечно.
Через год, когда пора уже обо всем забывать, условной главной героине в исполнении Дженнифер Лав Хьит и приходит то самое заветное письмо, от которого у многих людей после этого фильмы обнаружились кучи проблем с доверием и взаимопониманием с родными и любимыми. И как только она вернулась обратно, на город обрушается череда жестоких убийств, которые по степени виртуозности напоминают убийства в «Крике». А еще и маньяк одевается в балахон рыбака, что не прибавляет радости, так как там каждый второй рыбак орудует сетью и удочкой именно в такой форме.
Вроде бы все хорошо, атмосфера у ленты Джима Гиллеспи есть, хоть он и новичок в подобном деле, есть и Уильямсон в сценаристах, который год назад, то есть в 1996 году, написал взорвавший весь жанр слэшера «Крик» Уэса Крэйвена. Но вот почему-то герои здесь блеклые, милые и способные Дженнифер Лав Хьютт и Сара Мишель Геллар выполняют функции обычных глупышек, которые в нужный момент должны закричать или притвориться, что им страшно.
Вот такую милашку сковали в рамки жанра!
А самая страшная проблема как раз таки в наших страхах, которые должны вылезать наружу и давить на черепушки героев, которые сбили человека и выкинули его тело в озеро. Из таких актеров и такой идее о наших тайнах, которые могут быть раскрыты перед лицом общественности, можно было выжать культовый фильм и три продолжения с возможным приквелом. Но и идея об легендах испарилась, и идею страхов выкинули к третьему актому напрочь, оставив наш лишь с обычным маньяком, мотив которого отомстить глупым подросткам, которые даже не проверили, жив ли человек, которого они сбили, или нет.
Как итог, будьте добры, не сбивайте маньяков, а если делаете это, то, пожалуйста, добивайте их заранее, чтобы потом наружу не вылезали дерьмовые сиквелы, в которых играют отвратительные актеры, а черные героически умирают и добивают зрителя тупыми шутками. Иначе у меня у самого проснется чувство убивать.
-А как тебе продолжение? Этот толстый парень с Ямайки...
-Я бы убил этого говнюка.
-Я тоже.
Диалог из финала "Очень страшного кино".
Предыдущие статьи:
"Крик" Крэйвена
"Хэллоуин" Карпентера
"Техасская резня бензопилой" Хупера