Семен Сибирцев | С чего начинается кошмар: часть 3. «Крик» Уэса Крэйвена
А начинается кошмар тогда, когда слэшеры и просто ужастики приходят в застой. Что уж говорить, к 1996 году большая часть культовых франчайзов о маньяках с ножами и бензопилами наперевес начала просто-напросто выдыхаться, что послужило прямым спорам о вымирании прибыльного когда-то жанра. К этому времени, то есть к тому же 1996 году, Джейсон Вурхис успел отправиться в ад в последней «Пятнице 13-е», Фредди Крюгер пережил несколько страшных продолжений и успел заделаться в стэнд-ап комика, Майкл Майерс пережил свой самый ужасающий шестой фильм, а в «Техасской резне бензопилой 4» снялся МакКоннахи. Казалось бы, пора кончать со всем этим и либо давать миру новых героев, либо менять правила игры. И то и другое решил сделать старина Уэс Крэйвен, подаривший нам когда-то стилистически, философски и визуально эталонный «Кошмар на улице Вязов» 84 года, сняв кино про обычных киноманов-психопатов, у которых оказался обычный больной рассудок, мотив для убийств и отсутствие всяческих сверхъестественных способностей, которые были даны большинству наших с вами любимых ценителей мертвых подростков.
Итак, если кому еще неизвестно, то цикл «Крик» дает нам наглядное представление того, как можно идеально смешать детективную составляющую с обычными слэшерами, чем не гнушался, впрочем, и сам Хичкок. Хорошо это или плохо, но если бы не Крэйвен и Кевин Уильямсон, то навряд ли вообще бы что-то хорошее вышло из всего этого. Хотя риск на самом деле был, так как до «Крика» у Уильямсона не значилось ни одной работы, а сам Крэйвен шел по весьма кривой линии, не выдавая студиям крупные хиты. Но делать уже тогда что-то новое означало только одно: идти на риск, вследствие чего во время производства «Крика» товарищи Вайнштейны, основные продюсеры фильма, постоянно вставляли палки в производство картины, будь то и изменения в сценарии (по первоначальным планам после первого и последующего убийства проходит полтора часа). Но даже это не помешало предприимчивому Уильямсону сделать лучшее, что было в его силах.
Самое веселое, что перед нами чистой воды высмеивание целого жанра, который, как окажется яснее после просмотра, действительно оказался на грани. Пересказывать сюжет не буду, многие его и так знают. Но все же: в маленьком одноэтажном городке Вудсборро все тихо и спокойно, подростки веселятся, смотрят обычные ужастики, будь то «Пятница 13-е» или же «Кошмар на улице вязов» и не подозревают, что каждый из них теперь является потенциальной жертвой. В то же время, каждый в этой истории – подозреваемый. У нас есть не совсем условная главная героиня – Сидни Прескотт, которая недавно пережила смерть своей матери и до сих пор не оправилась от случившейся трагедии, при этом попадая в какой-то момент в эпицентр всех событий. Что уж и продолжать, ясное дело ей угрожает маньяк. И тут мы нажимаем на паузу, хотим отключить фильм, но сделаем самую большую ошибку в своей жизни, ведь по сути, где еще мы сможем увидеть маньяка, который активно издевается над жертвой, обыгрывая условности жанра и при этом выдавая кучу отсылок к тем фильмам, которые давным-давно стали нарицательным? Где еще мы увидим Уэса Крэйвена в костюме Фреда Крюгера? В каком ужастике мы услышим те самые заветные правила, по которым могло бы выжить несметное количество условного пушечного мяса для маньяков?
Все же эта сцена не особо примечательна, но зато такая приятная! Уэс собственной персоной!
Примечательно, что одноэтажная Америка теперь выставляется не как чудесное место, попавшее под поле зрения неведомой злой силы, а как лес, в котором каждый может оказаться диким зверем, дай ему на то волю и мотив. В общем-то, как доказывают последующие сиквелы, мотив вовсе и не нужен, достаточно более или менее наличие полноценных знаний по тому, как избавиться от трупа и не попасть под подозрение, чему нас и учат фильмы ужасов, которые так сильно обожают герои первого и четвертого фильма данного цикла.
Да, каждая серия данного франчайза действительно имеет одну и ту же главную героиню, Сидни, и действительно в какой-то момент перестаешь верить, что обычная девушка с навыками по выживанию от маньяков может попасть в одну историю четыре раза, но все-таки уж лучше так, чем делать товарища МакКоннахи новым маньяком в «Техасской резне». К слову, очень жаль, что многие так ругают четвертый фильм цикла об убийце с маской призрака. Он по-своему очень даже неплох в том плане, что является не то чтобы издевкой, как первые фильмы, а претензией к необъемному засилью ремейков и ребутов на экране. Это был такой своеобразный, как бы это смешно не звучало, крик души, который мало кто услышал. И мэссэдж этого крика в четвертом фильме был таков: насколько крутым не был бы ремейк, в идеальном варианте, это лишь очень хорошая попытка против старой школы.
Самый идеальный пример
И самое главное, что не могу не включить в свою маленькую статью, так это правила Рэнди, которые должны пользоваться славой и любовью у всех любителей слэшеров:
1) ты можешь не пережить фильм, если занимаешься сексом;
2) ты можешь не пережить фильм, если пьешь алкоголь или употребляешь наркотики;
3) ты можешь не пережить фильм, если говоришь: "Я скоро вернусь...", "Здесь кто-нибудь есть?", "Кто тут?"