AlexTurchin | Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2»
20 лет назад погибла человеческая цивилизация. Согласно мифологии серии фильмов «Терминатор», 29 августа 1997-го года в 9 часов 14 минут московского времени, искусственный интеллект SkyNet нанёс ядерный удар по России, которая совершила контрудар – 3 миллиарда жизней вмиг оборвалось. Выжившие назвали ту войну «Судным днём».
Учитывая, что второй «Терминатор», как и обещал, вернулся в кинотеатры, эта дата – отличный повод вспомнить тонкости создания одной из самых впечатляющих сцен легендарного блокбастера.
Безусловно, «Терминатор 2» стал революционером в использовании компьютерных эффектов и совершил для своего времени прорыв не меньший, чем «Аватар». Например, при создании жидкометаллического робота Т-1000, Кэмерон и специалисты из Industrial Light & Magic использовали технологию захвата движения, известную как motion capture, ещё до того, как... нет, не до того, как это стало мейнстримом, а до того, как этот motion capture изобрели.
Роберт Патрик на съёмках Т2
Сохранилась видеозапись, на которой актёр Роберт Патрик, сыгравший роль “жидкого”, практически голый и разлинованный на четырёхдюймовые квадраты ходит перед камерами. Его отснятые движения потом легли в основу создания сцены, когда Т-1000 появляется из пламени огня после аварии у моста. Сцена был тем "пробником", который бы показал перспективность всей затеи по созданию полностью компьютерного персонажа. Результат Кэмерона удовлетворил. The rest is history.
Но кроме прорывных компьютерных эффектов, «Терминатор 2» применил и другие киношные уловки, такие как съёмка миниатюр, оптические и практические эффекты. Об этих более осязаемых и более традиционных приёмах, рассмотренных изданием Cartoon Brew, мне бы и хотелось поговорить.
Поиск студии и начало работ
Сцена сна Сары Коннор, во время которого она видит ракетный удар по Лос-Анджелесу, в считанные секунды превращающийся в ядерный пепел, была создана благодаря мастерам миниатюр со студии 4Ward Productions. Ранее Джеймс Кэмерон уже работал с этой студией над спецэффектами для своих лент «Чужие» и «Бездна». Когда сценарий был готов, рукопись была передана на ознакомление главе 4Wards, которому была дана привилегия не просто узнать сюжет фильма за месяцы до премьеры, но и самому выбрать, спецэффекты к какой сцене он бы хотел сделать.
После того, как выбор был сделан в пользу сцены кошмарного сна Сары, началось создание подробных раскадровок, над которыми поочерёдно трудилось трое художников – Стив Берг, Шерман Лэбби и Фил Норвуд. Последний в итоге сменил первых двух, т.к. делал рисунки большего формата и умещал туда намного больше деталей, что существенно упрощало работу мастеров миниатюр.
Раскадровки сцены на основе сценария Дж.Кэмерона
После того, как были готовы раскадровки, начался поиск видеоматериалов, которые помогли бы правильно воссоздать механику процесса – стояла задача максимально достоверно изобразить взрывную волну. На дворе стоял 1990-ый год, никакого YouTube и интернета попросту не было, а потому специалистам пришлось собирать с миру по нитке: на видеокассете был найден фрагмент испытаний ядерного оружия, в последующем неоднократно использовавшийся в документальных фильмах и даже музыкальных видеоклипах. Другим источником вдохновения стал мультипликационный фильм «Акира». По словам Норвуда, эта экранизация японской манги была сама по себе почти идеальной готовой раскадровкой.
Ядерный гриб-танцор
Первый кадр, который предстояло подготовить мастерам из 4Ward Productions, был кадр с облаком ядерного взрыва, приобретающего форму гриба. Вариант с цифровым облаком даже не рассматривался – снимать взрыв хотели взаправду, но под натурной съёмкой неожиданно стало подразумеваться кое-то нестандартное. Глава студии предложил не устраивать никаких взрывов, пускай и миниатюрных, а сделать костюм в форме гриба и облачить в него профессионального танцора, который благодаря своей пластичности и гибкости максимально убедительно “разворачивался” из бесформенного облака в облако грибное.
Процесс создания взрыва в форме гриба
Этой идеей поделились с Кэмероном и она ему даже понравилась. К счастью, дальнейшего развития она не получила – вместо костюма была собрана конструкция из плексигласа, в которой с помощью дыма и вращающихся дисков был достигнут нужный эффект.
Взрывная волна из кукурузы
Для съёмок кадров, когда взрывная волна проносится через город и сметает целые кварталы, Дж.Кэмерон собирался поступить весьма радикально. Он хотел отправиться в пустыню, собрать там макет города, обложить его взрывчаткой и взорвать. Но трудности с получением разрешений вынудили его искать другое решение.
Рисованные декорации города. В левом нижнем углу видна рука художника
Первым делом был нанят вертолёт, с борта которого под нужным углом, уже определённым в раскадровках, были сделаны фотографии Лос-Анджелеса. На основе этих снимков художники Рик Рише и Ричард Килрой создали рисованные декорации, т.н. matte painting, когда в одном кадре соединялись натурные съёмки-снимки с нарисованными. Третьи слоем, совпадающим с очертаниями зданий, стал слой силуэтов – простые геометрические очертания чёрного цвета на белом фоне. Для съёмок взрывной волны применили промышленные тепловые пушки, а для достижения эффекта разноса зданий в пыль была сделана смесь из кукурузных хлопьев и мацы (маца – хлебцы из теста, не прошедшего процесс сбраживания).
Силуэты зданий, использовавшиеся для визуализации кварталов на стадии пост-продакшена
Сцену снимали очень осторожно – все говорили шёпотом, и не допускалось ни малейшего дуновения ветерка. Кто-то даже включил расслабляющую музыку, чтобы помочь сосредоточиться. Кэмерона результат просто потряс: он лично позвонил директору 4Ward, заявил, что это его любимый момент и что в данную минуту он занимается его озвучиванием.
Съёмка через зеркало и ретивый клининг
Кроме сцен общего плана, предстояло подготовить миниатюры для более крупных кадров, когда взрывная волна сносит не кварталы, а отдельно стоящие здания, деревья или транспорт. Здания сооружались путём нанесения специального материала, т.н. гипсоснег, на металлический каркас. Материал был очень лёгким и хрупким, но даже с учётом этого требовалось порядка десяти воздушных пушек, чтобы сдуть его с каркаса. Для упрощения задачи пушки заряжали шрапнелью из мелкого мусора и шариков.
На съёмку одного подходящего кадра уходило не меньше восьми дублей, причём в монтажную версию не всегда попадал лучший. Например, момент, когда взрыв сметает пассажирский автобус, был отснят безукоризненно, но при его повторном просмотре оказалось, что фон повёл себя неподобающе и Кэмерону приходилось брать более достоверный кадр с менее эффектным автобусом.
Мост и деревья до (фото 1), во время (фото 2) и после (фото 3) залпа воздушных пушек
Не обходилось без трудностей, которые героически преодолевались весьма находчивым образом. Например, Кэмерон видел одну сцену с волной, идущей строго справа налево. Но мастера из 4Ward уже выстроили весь реквизит и миниатюры так, чтобы волна шла слева направо. Переделывать макеты просто не было времени и тогда её попросту отсняли через зеркало, предварительно зазеркалив все надписи, вроде знака STOP, превратившегося в POTS.
Миниатюра квартала. Справа внизу видна часть оборудования тепловых пушек
И уж совсем неожиданные трудности подбросила клининговая компания. Её сотрудники вместо того, чтобы убирать ошмётки из мацы, гипсоснега и кукурузных хлопьев, вымели весь мусор в лице полуразрушенного города, который специалистам из 4Ward пришлось восстанавливать почти с нуля.
Итог
Сцена, в которой Сара видит кошмарный сон, длится считанные минуты. Но эта сцена имеет огромное значение для фильма. Эпизод не только наглядно показывает кошмар ужасов ядерной катастрофы, но и выполняет функцию триггера, переводящего Сару из режима спасающейся бегством жертвы в режим бьющейся за жизнь своего ребёнка матери. Матери, готовой пойти на всё, чтобы изменить будущее.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
История создания фильма "Конан-Варвар" (1982)
Биография Арнольда Шварценеггера
Про "Планету Обезьян" Джеймса Кэмерона
О неснятом мультфильме про Чужих
Каким мог быть «Прометей» Ридли Скотта