AlexTurchin | «Планета обезьян» Джеймса Кэмерона, Питера Джексона и Оливера Стоуна
Первый фильм об эволюционной рокировке, когда приматы стали доминирующим видом, а homo sapiens так и остались недоразвитым гоминидом, вышел на экраны в конце ’60-ых и имел большой успех. Картина Фрэнка Шеффнера смело ставила неудобные вопросы о расизме, апартеиде и ядерной угрозе; критики наперебой хвалили остроту сатиры, а зрители осаждали кинотеатры. Всесторонний успех «Планеты обезьян» запустил одну из самых долгоиграющих и успешных франшиз в истории кино: за полвека история о разумных обезьянах разрослась до девяти фильмов, самый свежий, но, наверняка, не последний из которых – «Планета Обезьян: Война» – выходит на экраны уже сегодня.
По такому поводу я решил рассказать о нереализованных проектах, посвящённых противостоянию людей и приматов, которыми в разные годы занимались многие маститые режиссёры.
Обезьяны Питера Джексона
Питер Джексон на съёмках своего дебютного фильма "Инопланетное рагу"
К началу 90-х годов молодой новозеландский постановщик Питер Джексон имел за своими плечами всего пару фильмов. Треш-хорроры с изрядной долей чёрного юмора – такие как «Живая мертвечина» и «Инопланетное рагу» – снискали ему славу изобретательного и самобытного режиссёра, сумевшего сделать весьма своеобразную конфетку при минимуме средств. Например, в кругах почитателей таланта Джексона очень любят историю о его маме, которая помогала создавать реквизит к дебютному фильму, буквально выпекая его в печи: немалая часть разломанных голов и оторванных рук была сделана как раз из теста. Подобная прозорливость сделала Питера заметной фигурой и, не без участия его тогдашнего агента Кена Каминса, он получил предложение разработать концепцию нового фильма легендарной обезьяньей франшизы.
Написанием сценария Джексон занялся вместе со своим творческим партнёром и супругой Френ Уолш. Их ударный труд вылился в короткую историю, занимавшую где-то 4 листа. Небольшой рассказ продолжал сюжетную линию пятого фильма – «Битва за Планету обезьян», вышедшего на экраны в 1973-ем – и погружал зрителя в Эпоху Возрождения. Обезьянье общество разделялось на два лагеря: либералов, поддерживающих искусство и науки, и консервативное правительство, борющееся с проявлением свободы. Одной из центральных фигур повествования становился старый шимпанзе, чей образ был во многом вдохновлён фигурой Леонардо да Винчи. Особый интерес привлёк персонаж полуобезьяны-получеловека, который мог стать ключевым в войне угнетаемых людей и правящих приматов.
Кадр из "Битвы за планету обезьян" (1973): пятого фильма франшизы, продолжение которого сочинил Джексон
Договорившись о встрече, Каминс представил эту историю продюсеру Гарри Уфлэнду, работавшему со Скорсезе над его скандальной лентой «Последнее искушение Христа». Задумка Джексона ему понравилась, и Уфлэнд решил посвятить в планы по возрождению франшизы Джо Рота – главу студии 20 век Фокс, владевшей правами на фильм. Параллельно Джексон и Каминс встретились с актёром Родди МакДауэллом, исполнившему в самом первом фильме 1968-го года роль Корнелиуса – разумного шимпанзе, оказывавшего помощь главному герою – и предложили ему роль обезьяньего да Винчи. МакДауэлл предложением заинтересовался, но свои коррективы внесли рокировки в правлении студии. Своего поста лишился Рот, на место которого пришёл Том Джейкобсон: фанатом франшизы он не был, скрипт Джексона-Уолш не одобрил и, сославшись на свою непосвящённость в договорённости с Джо Ротом, похоронил проект. Как позже вспоминал Питер Джексон: «Мы вышли со встречи и поняли, что проект погиб».
Вместо «Планеты Обезьян: Ренессанс» Пи Джей занялся лентой «Небесные создания». Снятый по оригинальному сценарию, сочинённому Джексоном и его супругой, фильм удостоился номинации на Оскар и стал экранным дебютом 19-летней Кейт Уинслет.
Обезьяны Оливера Стоуна
Режиссёр Оливер Стоун на съёмках фильма "Прирождённе убийцы"
Буквально параллельно с Джексоном к франшизе стал подступаться голливудский тяжеловес Оливр Стоун. И если вы подумали, что новозеландский новичок был излишне смел в смешении Ренессанса и говорящих обезьян, то сценарий Стоуна быстро покажет, что значит «смелые идеи».
Согласно его задумке, существовала некая каста древних обезьян, которые владели тайными знаниями, открывающими ключ с расшифровке послания, что скрывает Библия. Послания настолько могущественного, что узнавший его получал доступ к уничтожению всей цивилизации. Таким знанием стал «рецепт» вируса, поражающий нерождённых детей и вызывающих у них необратимое ускоренное старение. К решению проблемы принимается полный тёзка солиста рок-группы Led Zeppelin – учёный по имени Роберт Плант, роль которого предназначалась Арнольду Шварценеггеру.
Плант отправляется в прошлое посредством химической реакции внутри своей ДНК. К слову, годами позже подобную идею в какой-то мере используют авторы игры «Assasins Creed». Переместившись в прошлое на 100.000 лет, он обнаруживает, что миром правит цивилизация приматов, обладающая продвинутыми технологиями. Заручившись поддержкой местных обезьян, учёный угоняет паровой танк, устраивает мятеж и свергает диктатуру. В качестве символа победы он возводит копию Статуи Свободы, что как бы перекидывает мостик к самому первому фильму франшизы.
Арнольд Шварценеггер и его танк M47 Patton, который он водил во время службы в Австрийской армии
Кстати, его сценарий имел одну любопытную особенность, протягивающую связующую ниточку к Питеру Джексону. Многих своих героев-приматов Стоун назвал в честь персонажей «Властелина колец»: назгул, Бродяжник, Арагорн.
К сожалению, история Стоуна вышла излишне жестокой и полной сцен насилия, что шло вразрез с политикой студии. Продюсеры хотели что-то увлекательное и лёгкое, в духе «Флинстоунов», что позволило бы им выпустить линейку детских игрушек и прочего мерчендайза. Вслед за Джексоном, Стоун также остался не у дел. Однако в отличие от своего коллеги, Оливер сочинял свой сценарий не на голом энтузиазме, а после заключения контракта, согласно которому в качестве аванса он получил $1 млн.
Обезьяны Криса Коламбуса
Крис Коламбус и Маколей Калкин на съёмочной площадке ленты "Один дома"
Сочинив/сняв такие успешные семейные картины, как «Один Дома», «Мисс Даутфайр», «Балбесы» и «Гремлины», режиссёр Крис Коламбус решил взяться за большой голливудский проект – ленту «Планета обезьян». В качестве со-сценариста он нанял Сэма Хэмма, ранее работавшего с Тимом Бёртоном над сценарием «Бэтмена». Усилиями их творческого дуэта родился скрипт, во многом повторяющий как ранние наработки франшизы, так и идеи Стоуна.
История начиналась с крушения инопланетного космического корабля в нью-йоркской бухте. Вышедший из корабля гуманоидный пришелец оказывается человекоподобной обезьяной: едва успев поприветствовать землян, его случайным выстрелом убивает один из солдат. Вскоре врачи начинают бить тревогу: беременных женщин поражает неизвестный вирус – такой же, как в сценарии Оливера Стоуна. Понимая, что вирус был принесён убитым приматом, люди снаряжают экспедицию и отправляют её на починенном инопланетном корабле по обратному маршруту.
Завязка истории Коламбуса повторяла сюжет "Бегства с планеты обезьян" (1971)
Земляне оказываются на планете, где царят жёсткие обезьяньи порядки. Преодолев все трудности, они находят антидот и возвращаются домой, где их ждёт шокирующий сюрприз: Статуя Свободы предстала перед ними с лицом примата, что намекает на гибель человечества. Подобную развязку несколькими годами позже использует Тим Бёртон в своём ремейке «Планеты обезьян».
После завершения работы над сценарием был короткий период теста грима: к участию в проекте пригласили Стэна Уинстона, руководителя студии спецэффектов, работавшей над лентами «Хищник», «Чужие» и дилогией «Терминатор». Однако вскоре все работы над фильмом были свёрнуты и сценарий Коламбуса навсегда лёг на полку.
Обезьяны Джеймса Кэмерона
Дж.Кэмерон и актёрский состав боевика "Терминатор 2: Судный День"
После ухода Питера Джексона – единственного постановщика, кто был наиболее близок к перезапуску «Планеты» – фильмом заинтересовался Джеймс Кэмерон. В те годы он проявлял пристальный интерес к известным франшизам и едва не снял своего собственного «Человека-Паука». К участию в проекте по возрождению Планеты обезьян он пригласил Питера Хайамса, режиссёра и сценариста «Космической одиссеи 2010». Вместе они сочинили историю, которая в некотором роде делала бы с франшизой то, что много лет спустя опробует «Терминатор: Генезис». А именно, вмешательство в таймлайнт оригинального фильма 1968-го года и искажение событий каноничной истории.
Лента, как и «Планета…» 60-ых, начиналась с крушения корабля землян в озеро неизвестной планеты. Кэмерон даже хотел использовать для открывающей сцены своей картины оригинальные кадры старого фильма. Затем повествование переносило зрителя на десятилетия вперёд, когда на планету обезьян прибывал новый корабль с людьми на борту. Астронавты обнаруживали город, населённый приматами, которыми правил премьер-министр с замашками Калигулы. В отличие от всех предыдущих фильмов, где кровосмешения между приматами не наблюдалось и каждый вид – гориллы, шимпанзе, орангутанги – представлял чуть ли не отдельную касту, фильм Кэмерона впервые бы вводил персонажа полукровку.
Съёмки сцены оригинального фильма, которую Кэмерон хотел целиком вставить в свой фильм
Вскоре астронавты узнают о мифе про человека, якобы когда-то прилетевшего с неба. Миф оказывается былью. Им, разумеется, оказывается, тот самый астронавт из открывающей сцены. За минувшие годы он подчинил себе первобытных людей, наплодил несчётное число потомков и сам стал не лучше обезьяньего Калигулы.
После оглушительного успеха «Титаника» Кэмерон был, буквально, королём мира (мира бокс-оффиса) и интерес к «Планете…» потерял. После его демарша, постановкой сначала должен был заняться Хаймс, а после – Майкл Бэй. К проекту всё ещё был прикреплён Арнольд Шварценеггер и Стэн Уинстон, но зелёного света перезапуск так и не получил. Костяк команды вскоре распался и проект вновь вернулся к статусу долгостроя.
ПС: после череды неудачных попыток реанимировать франшизу, которые предпринимали талантливые постановщики, за дело взялся Тим Бёртон, не уступавший ни одному из своих коллег ни в индивидуальности авторского почерка, ни в таланте. К сожалению, Тим снял дорогое, красивое, но, увы, пустое кино: будучи слишком похожим на ленту 60-ых, фильм не был похож на него в главном – он не нёс никакой морали и уж тем более не имел и доли той сатиры, что заложили в свою работу авторы оригинального фильма. Несмотря на коммерческий успех, о сиквелах речи не шло, и лишь новый перезапуск 2011-го года сумел по-настоящему оживить самобытную франшизу. Картины «Восстание Планеты обезьян» и «Планета обезьян: Революция» (2014) доказали, что история о говорящих приматах может задать хорошую планку по-настоящему шекспировских страстей. А значит Цезарь вернулся всерьёз и надолго.