AlexTurchin | “Operation: Aliens”. О неснятом мультфильме про Чужих
Сегодня отмечается второй ежегодный День Чужого: праздник, объединяющий киноманов вокруг одного из самых значимых фантастических фильмов из когда-либо снятых – «Чужой» Ридли Скотта. Дата 26 апреля возникла благодаря названию планетоида LV-426, где герои фильма обнаружили корабль Жокеев и его опасный груз. По заложенной год назад традиции, когда впервые отмечался Alien Day, кинотеатры проведут показы оригинального фильма, галереи устроят выставки-продажи различных ксено-художеств, а компании-производители анонсируют новые линейки товаров по мотивам иконы хоррора. Я же предлагаю отправиться в небольшой исторический экскурс и узнать, как на свет едва не появился многосерийный мультфильм о Эллен Рипли и ксеноморфах.
Некоторое время назад я рассказывал историю возникновения и развития т.н. мерчандайза – игрушках, сувенирах и прочих сопутствующих товарах, которые Голливуд выпускает по мотивам фильмов с целью популяризации своей кинопродукции. Общих шаблон действий здесь всегда примерно одинаковый: студия снимает фильм, а потом в честь его премьеры наполняет прилавки магазинов тематическими товарами.
Разумеется, из любого правила есть исключение. И, пожалуй, самым известным исключением являются «Трансформеры», которые не имели ни комиксовой, ни кинематографичной, ни телевизионной предыстории. Будучи изначально сугубо японским продуктом (первые трансформирующееся японские игрушки серии Toransufomā поступили в продажу в ’70-ых), они пережили второе рождение в 1984-ом, когда американская компания Hasbro купила права на дистрибуцию игрушек в США. Американцы провели ребрендинг, сменив непривычное Toransufomā на более понятное Transformers, и крепко задумались о продвижении своего приобретения на рынке.
С целью максимального охвата целевой аудитории, было принято решение о запуске в производство одноимённого мультсериала. По сути, получасовые эпизоды представляли из себя не что иное, как красочную рекламу новинки рынка игрушек. Эксперимент оказался удачным, игрушки снискали огромную популярность и спустя 20 лет вся эта затея вылилась в огромную голливудскую франшизу, которая менее, чем за 10 лет принесла правообладателям более $3млрд от одного только проката в кино четырёх фильмов (без учёта «комиссии» кинотеатров, но и без учёта продажи прав на показ по ТВ и выпуска DVD и Blu-Ray дисков).
Теперь, когда мы немного изучили механику вопроса на популярном примере, хочу рассказать вам о затее, которая была предпринята вскоре после выхода фильма «Чужие» Джеймса Кэмерона.
В полном соответствии с примером, поданным Hasbro и их Трансформерами, кинокомпания 20 Век Фокс намеревалась завоевать детскую аудиторию и конвертировать успех фильмов в успех линии детских игрушек. Но положить в основу запускаемой серии товаров фильм «Чужие», имевший рейтинг R, было весьма проблематично. 25 лет назад взрослые ещё не коллекционировали фигурки, как они делают сегодня, а делать ставку на то, что фигурку Эллен Рипли купят те, кого в силу возраста попросту не пускают на фильмы с этой героиней, было крайне рискованно. Поэтому вариант с мультсериалом показался единственно верным.
В 1990-ом году «Фоксы» прибегли к услугам конкурента Hasbro, компании Kenner, которой было поручено выпустить фигурки морских пехотинцев, Рипли и капрала Хикса, а также непосредственно Чужих: ксеноморфов и Королевы. Параллельно началась разработка сюжета мультсериала. Т.к. в производство ещё не был запущен фильм-триквел Дэвида Финчера, студия не знала, куда двинется развитие франшизы, а потому сконцентрировалась на уже известных героях. Сериал должен был освещать события вокруг дуэта Хикс-Рипли, которые вместе с новым боевым отрядом колесили бы из уголка в уголок Вселенной и занимались (бескровным) истреблением космической саранчи.
Несмотря на предпринятые усилия по подготовке телесериала и уже выпущенную партию игрушек, все работы над мультфильмом были свёрнуты. В эфир не попал даже пилотный выпуск и всё, что дошло до наших дней – дюжина скриншотов не самого лучшего качества да рекламный ролик с демонстрацией возможностей игрушек.
Существует несколько теорий, почему “Operation: Aliens” умер так и не родившись. Первая гласит, что умеренный коммерческий успех «Чужого 3» Финчера, который уже успел выйти на экраны, вынудил студию урезать расходы и мультфильм стал жертвой элементарной экономии. Другая гласит, что пилотная серия оказалась слишком жестокой для детской аудитории. Возможно, истинную причину мы не узнаем никогда.
Но это не значит, что мультипликационные Чужие так и не попадут на малые экраны. С 1990-го года телевидение претерпело существенные изменении и стало надёжным оплотом старого доброго ультранасилия. А с ним, согласитесь, биомеханические создания Гигера ассоциируются куда сильней, чем с удалым детским приключением.
ПС: в этом году прикоснуться к легенде можно благодаря проекту Иноекино. 12 и 13 мая их усилиями киноманы Москвы, Питера, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Пензы и Воронежа смогут увидеть отреставрированный фильм Ридли Скотта с оригинальной звуковой дорожкой и русскими субтитрами на больших экранах. С праздником!