AlexTurchin | Каким мог быть «Прометей» Ридли Скотта
Сегодня исполняется пять лет со дня премьеры одной из самых противоречивый работ режиссёра Ридли Скотта – фантастического фильма «Прометей». Картина задумывалась как амбициозный проект о тайне происхождения ксеноморфов и их создателях Инженерах. Но вместо масштабного срыва покровов «Прометей» обернулся масштабным триггером, разделившим поклонников на два неравных лагеря и вызвавшим бурю негодования в СМИ, которая, кажется, не утихает по сей день. Критике подверглась как сама концепция фильма, сделавшая его мало похожим на обещанный приквел «Чужого», так и проработанность мотивов и поступков героев.
Но был ли фильм столь неоднозначным с самого начала? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам выдержки из первоначального сценария.
МЕЛОЧИ
Согласно ранней задумке, фильм должен был получить название «Чужой: Инженеры». Корабль исследователей тоже носил иное имя: вместо «Прометея» на его борту могло красоваться имя «Магеллан». Чёрная жижа, которую в начале фильма пьёт из чаши Инженер и которая же хранилась в колбах на планетоиде, была вовсе не жижей, а неким подобием роя из мелких насекомых. Космические Жокеи не были причастны к созданию жизни на земле, в т.ч. человека. Они лишь скорректировали ход и скорость эволюции первых гоминидов, натравив на наших далёких предков названных насекомых, чьи укусы меняли структуру ДНК. Т.о. вместо роли полноправных творцов, показанных в фильме, на стадии сценария лишь давался ответ на извечный вопрос о недостающем звене в эволюции человека.
ПИТЕР ВЕЙЛАНД
Глава и создатель легендарной корпорации Weyland, сыгранный Гаем Пирсом, не был на борту «Прометея». Согласно ранним версиям сценария, он появлялся в районе событий, но не на самом планетоиде, а на его орбите в собственном корабле. Оттуда ему удаётся выкрасть данные о терраформировании, полученные командой учёных. В сценарии не упоминается о метафорическом «источнике вечной жизни и молодости», о котором так грезил экранный Вейланд. Сценарный Вейланд грезил тайной терраформирования, которая была его главной движущей силой, и в которой он видел бесконечный источник ещё большего богатства своей империи.
ДЭВИД
Впервые андроид Дэвид (Майкл Фассбендер) появляется на Марсе. При пролёте «Прометея» мимо красной планеты, он присоединяется к команде и помогает членам экипажа погрузиться в гиперсон. В отличие от фильма, в сценарии отсутствуют эпизоды, описывающие занятия Дэвида во время его бодрствования в полёте: никакого окрашивания волос, никакого баскетбола, никакого «Лоуренса Аравийского». В общем, его герой замышлялся более зловещим. Например, он держал доктора Шоу, пока её «оплодотворял» паразит. Причиной ухода от соблюдения законов робототехники стало осваивание им языка, хода мыслей и особого тринарного кода Жокеев, что освободило его от любых нравственных пут и возвысило над людьми.
МЕРЕДИТ ВИККЕРС
Героиня Шарлиз Терон не должна была быть дочерью Питера Вейланда. Она не занимала высокого поста в компании и поехала в экспедицию по приказу, а не с тем, чтобы руководить миссией. Её героиня не описывалась волевой и властной, а, наоборот, была более осторожной и даже нерешительной.
ЧАРЛИ ХОЛЛОУЭЙ
Друг доктора Шоу описывался несколько иначе. Например, он не проявлял чувства неприязни к андроидам. А потому и смерть его была не от рук Дэвида, как в фильме, а от грудолома. В пещере на него нападал лицехват и после сцены соития с доктором Шоу, из него вырывалась чудовище. В отличие от классического процесса рождения ксеноморфа, новое создание не просто ломало грудь человека, но разрывало щупальцами его горло. Новорождённый описывался как подобие ксеноморфа с зачатками ума и несколько неожиданными физическими способностями. Например, этот недочужой едва не просочился сквозь щель в шкафчике, в котором пряталась Шоу.
ОРИГИНАЛЬНАЯ КОНЦОВКА
Фильм не заканчивался условным «уходом в закат», когда Шоу и голова Дэвида улетали в пустоту космоса. Вместо этого финальная сцена переносит нас на несколько недёль вперёд после злосчастных событий и зритель видит спасательный модуль, в котором Шоу играет в шахматы с головой Дэвида. Точнее, с его голосом: сам Дэвид по-прежнему лежит разодранный пополам к Дереликте и общается с Шоу посредством радиосвязи. Дэвид уговаривает Шоу забрать его к себе, но при этом не упускает возможности потроллить её бесперспективностью прибытия команды спасателей. В последней сцене мы видим пирамиду Инженеров, чья верхушка загорается ярким светом и бьёт лучом в открытый космос — луч достигает другой планеты, где располагается множество подобных пирамид, которые также начинают светиться.
ПС: автором первого сценария выступил Джон Спэйтс, который привлёк к себе внимание предыдущей работой, попавшей в список лучших неэкранизированных сценариев Голливуда. Его вариант "Прометея", возможно, выглядит проще, но при этом показывает персонажей и события или в ином свете, или вовсе по-другому. Например, его история практически лишена мистицизма, связанного с тайной происхождения людей, или метафорического источника вечной молодости, о котором грезил Вейланд. Возможно, уйди в разработку именно его сценарий, мы бы получили приземлённую, но честную историю в духе самого первого фильма франшизы.