Надеемся, что от подобного слияния жанры не потеряют своей самобытности, и в игры будут все же играть. Но об этом речь зайдет в следующих выпусках, а пока — ни слова о графике, геймплее и левел-дизайне: мы представляем вашему вниманию лучшие игры ушедшего года, которые совсем не стыдно назвать «интерактивным кино».
Выбирать было поистине нелегко: в 2012-м нас увлекали интригами корпоративные войны Syndicate и манили остроконечные крыши Дануолла, история юного ассасина Коннора Кенуэя перекликалась со зловещим пророчеством майя, а над Сайлент Хиллом вновь сгущался туман. Но все же выбор сделан. Итак…
Дэвид С. Гойер в кресле главного сценариста не подвел. В отличие от предыдущей части сериала — Modern Warfare 3 — Black Ops II можно назвать кинематографичным, не заключая сделок с совестью. Treyarch удалось то, до чего так и не дотянули Infinity Ward — схватить за шиворот и забросить на съемочную площадку самого масштабного военного боевика всех времен, над которым, кажется, одновременно поработали и Ридли Скотт, и Майкл Бэй. Впервые в серии игрок получил некоторую долю самостоятельности, что существенно разнообразило привычные для игры задания «добеги во-он до того угла и убей всех, кто встретится». За долгожданные подвижки в правильном направлении — десятое место.
О Binary Domain можно часто встретить такое мнение: «два-три часа за этой игрой заменяют просмотр хорошего голливудского боевика о роботах». Не согласиться с этим, действительно, трудно — насущная для всей современной фантастики проблема интеграции искусственного разума в человеческое общество преподнесена создателями легендарной Yakuza не только с соблюдением всех необходимых канонов, но и с собственной «изюминкой». Несмотря на очевидное сходство, язык не поворачивается назвать Binary Domain копией Gears of War — настолько самобытен здесь мир, а история каждого героя не сводится лишь к объяснению причин, по которым он взял в руки оружие. Игра запоминается отличной постановкой эпизодов, прекрасными диалогами, великолепно прописанными персонажами и выглядит не столько игрой, сколько большущим эпизодом какой-нибудь «Аниматрицы». Законное девятое место.
Редкий военный экшн можно заслуженно назвать военной драмой. Spec Ops: The Line как раз из таких. Прикидываясь вначале заурядным modern warfare-шутером, действие которого разворачивается в величественных декорациях занесенного песком Дубая, игра неожиданно обнажает «второе дно» и пускается в изящное цитирование киноклассики — от «Черного ястреба» и «Взвода» до «Тонкой красной линии» с «Апокалипсиса сегодня». В определенный момент начинаешь задавать себе вопросы: а реально ли происходящее? И не схожу ли я с ума вместе с протагонистом, бравым капитаном Уокером, который оказался совершенно не готовым к тому, что откроется его взгляду в апокалиптических декорациях некогда столицы фешенебельной жизни? Вдвойне обидно, что авторам так и не удалось сделать из The Line настоящий шедевр, достойный остаться в истории, но не упомянуть игру в нашем рейтинге просто нельзя. К слову, мотивы военного шедевра Фрэнсиса Форда Копполы немного более удачно эксплуатирует еще одна игра прошедшего года — но о ней чуть позже.
Даже в порицаемой всеми и каждым пятой серии популярной зомби-франшизы, кинематографическая составляющая была на порядок сильнее, чем в любой из двух последних картин Пола У.С. Андерсона (если не верите — запустите последовательное воспроизведение всех игровых видеороликов и получите увлекательное полуторачасовое кино, после которого не возникнет желания схватиться за голову). Шестой эпизод и вовсе окунает с головой в сложные хитросплетения отношений между героями, а также в глобальные игры правительств с транснациональными корпорациями. Из леденящего кровь хоррора Resident Evil превратился в полновесный политический триллер, щедро сдобренный скандалами-интригами-расследованиями, а также отличным экшеном, для которого виртуальная камера всегда выбирает наилучший ракурс.
Можно негодовать из-за того, что в третьей (и, кажется, последней) части культового экшена начисто отсутствует привычный для серии нуар. Можно сокрушаться от того, что регулярные «закадровые» афоризмы Макса стали здесь до оскомины частыми и всё больше походят на нытье. Несмотря на все это, Max Payne 3 остается одной из самых ярких (причем, в прямом смысле), динамичных и стильных криминальных историй года, которая подкупает прекрасно срежиссированными кат-сценами, отличными диалогами и полным вовлечением в происходящее. И да, триквел еще раз подтвердил, что игра на голову выше собственной экранизации за авторством Джона Мура. В расписывании подробностей нет решительно никакого смысла — всем играть!
По большому счету, Hitman всегда был наполовину фильмом. Но по-настоящему киношному потенциалу игры позволили раскрыться только с пятой инсталляции. Практически не потеряв фирменных «фишек», история о наемном убийце со штрих-кодом на затылке засияла новыми красками, запестрела яркими персонажами (каждый из которых теперь — личность, а не очередная строчка в контракте), и зазвучала великолепными диалогами, которые, к слову, совсем не зазорно послушать в отечественном дубляже. Сорок седьмой примеряет новый костюм, заставляет мафиозного сынка копать себе могилу и принимает участие в боях без правил. А когда, склонившись над бездыханным киллером, главный антагонист цедит сквозь зубы: «Едрить меня нежно, это же он», — понимаешь, что это действительно он — фильм о лучшем агенте с «лицензией на убийство», каким мы всегда мечтали его увидеть.
От наследника серии популярных, но, в общем-то, не блиставших оригинальностью шутеров, никто не ожидал такого. После торопливой завязки, отсылающей сразу ко всем молодежным триллерам — от «Хостела» до «Туристас» — игра, вопреки ожиданиям, превращается в гремучую смесь «Пляжа» и «Апокалипсиса сегодня». Здесь копполовский «ад в джунглях» прекрасно уживается с лазурными декорациями Бойла, а местная инкарнация полковника Куртца изрекает прописные истины о природе безумия с эмоциональностью Джокера. И когда главный герой — «золотой ребенок» с Большого Континента, — пройдя дорогой капитана Уилларда, через страх, потери и кислотные трипы, находит, наконец, себя — внутри у вас что-то переворачивается. Far Cry 3 — одно из открытий и главный сюрприз года для автора этих строк.
Решительно непонятно, зачем из Journey сделали игру. Получив эксклюзивный проект для платформы Sony PlayStation 3 (поиграть в который, понятное дело, смогут далеко не все), мир потерял потенциальный шедевр мультипликации, способный потягаться с лучшими работами Юрия Норштейна. Как и в вечном «Ёжике в тумане», цель путешествия здесь не играет никакой роли. Важен процесс. Погружение. Ощущения. Journey обволакивает тебя своими звуками и подкупает декорациями неуловимо знакомого, но все же совершенно чуждого мира. Как и на горящий огонь, на это хочется смотреть вечно.
Феномен успеха интерактивной версии комиксов Роберта Киркмана будут обсуждать еще долго. Не прикрываясь клишированными терминами «экшн-квест» или «survival horror», игра откровенно называет себя «интерактивным кино». Геймплей, как таковой, практически отсутствует — «порулить» персонажем позволяют изредка и нехотя. В «Ходячих мертвецах» безраздельно главенствует Его Величество Сюжет, в центре которого непростые отношения осужденного убийцы и осиротевшей девочки, пытающихся выжить в мире, наводненном восставшими из могил любителями человечины. Зомби, как и водится в хорошем триллере, почти сразу отходят на второй план, предоставляя живым людям возможность продемонстрировать свою звериную сущность. Авторы совершенно бесстыдным образом экспериментируют над человеческими страхами и моральными устоями, помещая игрока в одну за другой безвыходные ситуации, наглядно демонстрирующие, в кого (или во что) мы сами можем превратиться, случись подобное в реальности. Парадокс The Walking Dead в том, что после каждой эмоциональной встряски понимаешь, что хочешь пережить это еще раз, и еще, и еще… Запоминающиеся герои, отличная озвучка, великолепная визуальная эстетика — «Ходячие мертвецы» вполне могли бы стать лучшим интерактивным фильмом года, если бы не проект, который заслуженно занимает верхнюю строчку этого рейтинга.
Одна из самых масштабных космических эпопей, сюжет которой мы творили собственноручно на протяжении последних пяти лет, подошла к своему долгожданному и невероятно красивому завершению. Как и в любом хорошем произведении, обошлось без счастливого во всех отношениях финала, что вызвало немало споров и обсуждений. Но даже недовольные его последними минутами не могут отрицать: Mass Effect 3 — одно из главных переживаний не только этого года, но, пожалуй, и нескольких ближайших. Игра говорила с нами голосами Лэнса Хенриксена, Мартина Шина и Кэрри-Энн Мосс, радовала великолепными диалогами и постановочными сценами, ставила перед нелегким выбором и безжалостно спрашивала с нас за принятые решения, влюбляла в своих героев и заставляла оплакивать погибших, ставила перед нами цели и мотивировала на их достижение. У проектов вроде The Walking Dead все еще впереди, но в ушедшем году игра Mass Effect 3 не знала себе равных и может по праву считаться самой кинематографичной видеоигрой 2012 года.