filmz

Рецензия на фильм «Солнцестояние»

filmz

Новый фильм от режиссера «Реинкарнации», не совсем хоррор, скорее мрачная фантасмагория на тему скорби, которая придется по вкусу тем, кто готов окунуться с головой на два с половиной часа в откровенную и шокирующую фольклорную историю язычества.

В прошлом году Ари Астер дебютировал в большом кино неоднозначным арт-хоррором «Реинкарнация», который высоко оценили критики и зрители во всем мире. Для дебютанта такое признание, безусловно, стало большим шагом в мир киноиндустрии. Второй фильм, как известно, является одним из самых важных экзаменов на профпригодность, и Астер, судя по всему, подготовился к нему весьма досконально.

Новая картина автора, длящееся эпические два с половиной часа хронометража «Солнцестояние», расскажет о группе американских студентов, отправившихся на летние каникулы в Швецию с целью посетить закрытую для внешнего мира общину, где веками придерживаются старинных обычаев и обрядов. Для большей части группы эта поездка видится возможностью изучить древнюю культуру и написать диссертацию, для главной же героини, потерявшей в трагическом инциденте всю свою семью Дэни (молодая каннская лауреатка Флоренс Пью) — это, пожалуй, один из немногих подвернувшихся шансов сбежать от своих страхов и душевной боли, что сжирает ее изнутри.

Как можно заметить из синопсиса, сюжет фильма далеко не нов. В сценарии автор использует ключевые сюжетные элементы картины 1973 года «Плетеный человек» (культовый британский фолк-хоррор, повлиявший на массовую культуру: на месте съемок фильма поклонники ежегодно устраивают праздник, кульминацией которого становиться сожжение громадного плетеного человека; его влияние можно также увидеть и в видеоклипе «Burn the Witch» легендарной британской группы «Radiohead»).

Любопытно то, что Астер даже не старается скрыть этот факт, а напротив, оставляет зрителям «пасхалки»: помимо схожести сюжета и цели ритуала поселенцев, зрителя ждет и настоящий горбун, который напомнит, как главный герой в исполнении Эдварда Вудварда маскировался в костюм юродивого, и даже медведь, в костюм которого облачился Николас Кейдж в ремейке 2006 года.

В отличие от приснопамятного ремейка, кстати, у Астера дела обстоят куда лучше. Благодаря профессиональной игре молодых актеров, в особенности Флоренс Пью, которая максимально прочувствовала настроение своей героини, «Солнцестояние» смотрится не менее интересно, чем его британский прородитель.

Впрочем, тут надо отметить, «Солнцестояние» — это не совсем калька с «Плетеного человека». Несмотря на то, что сюжет фильма переносит нас в знакомый сеттинг с загадочной общиной и жуткими языческими ритуалами, вместо животного страха, который, как мы привыкли, вызывают обычно хорроры про культы, здесь в основном испытываешь чувство удушья. Картина уже в прологе заставляет затаить дыхание и вжаться в кресло. Серая, холодная и депрессивно давящая атмосфера вступительного акта, словно дементор, высасывает всю радость, подготавливая к долгому и наполненному фатализма повествованию. И даже с наступлением белых шведских ночей это мрачное ощущение никуда не девается.

Перед нами новый гений, способный поместить зрителя в атмосферу происходящего на экране безумия

Для амбициозного Астера жанр «хоррора», очевидно, нечто гораздо большее, чем очередная заурядная мистика о древних ужасающих обычаях. Если фильм Астера и рассказывает о монстрах, то, скорее, о тех монстрах, что присутствуют в каждом из нас. Режиссер пытается рассмотреть через призму языческих обрядов боль потери, трудность адаптации человека в пост-стрессовой ситуации, принятие неизбежного и обретение силы отпускать прошлое, выдавая на выходе катарсис Дэни, пережившей все и потерявшей весь мир. Как говорит сам режиссер, его фильм — это, в первую очередь, мелодрама о расставании.

Технически фильм исполнен на высочайшем уровне. Видно, с какой скрупулезностью создатели отнеслись к разработке картины. Особенно хочется отметить невероятную работу художников и оператора, сумевших создать уникальный визуальный ряд, куда погружаешься с головой.

Заключительный акт одурманивает и заманивает в хоровод безумия, который, набирая обороты, стремится к своей единственно верной, полной фатализма развязке. Картина показывает большой профессиональный рост Астера, тут уже начинает прорисовываться его личный почерк. «Реинкарнация» была своего рода «черновиком», показывающим талант Астера как режиссера, тогда как «Солнцестояние» максимально раскрывает его потенциал, не оставляя больше никаких вопросов — перед нами новый гений, способный поместить зрителя в атмосферу происходящего на экране безумия, и прочувствовать его, так сказать, на собственной шкуре.

Читайте также:

Рецензия на фильм «Время монстров»
«Время монстров» - фильм-размышление на тему: что получится, если объединить «Изгой» с Томом Хэнксом и «13-й воин» с Антонио Бандерасом, а получившийся мир населить тварями из скандинавского фольклора...

Рецензия на фильм «Мы»
Новый ужастик Джордана «Прочь» Пила снят почти что по Андерсону: тени в нём не хотят знать своё место. Однако вещь в итоге получилась так себе: ни рыба ни мясо, не успех, а скорее разочарование...

Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»
Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути, хоть его новый фильм и нельзя назвать безупречным...


Все новости