Анатолий Ющенко | ММКФ-2009: «Мелодия для шарманки», «Чудо», «Петя по дороге в царствие небесное».
«Мелодия для шарманки». Режиссёр: Кира Муратова
Кира Муратова, у которой, как известно, не бывает плохих фильмов, в этом году представлена на фестивале «Мелодией для шарманки» — действительно очень страшной рождественской сказкой, которая по оглушительной силе воздействия на зрителя в некотором смысле походит на творение культового голландца Алекса ван Вармердама «Новые сказки братьев Гримм». Её сказочка выходит тоже довольно условной: двое сироток ненароком оказываются в современном мегаполисе, где пытаются отыскать своих потерянных родителей. Окружение, как принято у Киры Георгиевны, разрастается в картине формой дьявольского паноптикума: социум представлен разнокалиберными фриками, которые циклично повторяют свои ехидные реплики, заставляющие окружающую действительность периодически подвисать. В тот момент, когда певица Земфира начинает в третий раз солировать песней «Господа», невольно вздрагиваешь, а на глаза наворачиваются слёзы.
«Господа, маски сброшены, карты разложены. Получаем, кому что положено. Господа, вы не поняли самого главного, вам хотелось течения плавного. Все мы в зеркале славные».
Кира Муратова всегда играла с отражением кривым зеркал. Посредством визуальной небывальщины они рисует современное общество и ставит ему диагноз («астенический синдром», «этой планете я бы поставила ноль»). Впрочем, «Мелодия для шарманки» — это куда больше, нежели очередная работа профессионального врача-мизантропа. Механистически разложив на пленке всю эту «агрессию во время апатии», бездушие и ограниченность человеческого существования, Муратова, как и героиня Николь Кидман из фильма «Догвилль», попыталась «сделать этот мир чуточку лучше».
«Господа, перестаньте скрывать напряжение, эта партия до поражения. Господа, осторожнее, стены окрашены, вам достался соперник бесбашенный, молитвами вашими».
![](http://www.ljplus.ru/img4/s/t/standee/_02.jpg)
Она заставляет зрителя смеяться и плакать одновременно. Над собой. Она берёт на себя ответственность вскрыть кровоточащие язвы двойной морали, но делает это с хирургической точностью. Её картина очищает и просветляет. Она вне конкурсов и фестивалей, и нельзя здесь не процитировать фею Литвинову, которая на пресс-конференции дважды произнесла довольно мощный пассаж: «Кира Муратова — абсолютнейший атеист, но человечности в ней больше, чем во многих верующих». Собственно, на этой оптимистичной ноте можно приступить к разбору прошкинского «Чуда».
«Чудо». Режиссёр: Александр Прошкин.
Пару постов назад я уповал на Юрия Арабова, утверждая, что его сценарии невозможно ничем испортить; беру свои слова обратно. «Чудо» — пока что главное недоразумение, произошедшее на нынешнем ММКФ. История, упомянутая в различных сборниках городских легенд, звучит примерно так: во время праздника дурная подвыпившая девица, не дождавшись своего суженого, снимает со стены икону Николая Чудотворца и начинает с ней танцевать буги-вуги, после чего застывает в кататоническом ступоре ровно на 128 дней. Наверное, на этой любопытной мистификации действительно можно было сварганить неплохую душеспасительную притчу, однако у режиссёра Прошкина по ходу дела были совсем иные мысли. Во-первых, у него очевидные счёты с советским прошлым: большая часть хронометража посвящена анекдотическим похождениям карикатурного Хрущёва; актер же Маковецкий комично отрабатывает роль уполномоченного по делам религий, которая должна была ему достаться ещё в «Грузе 200»; святые отцы опрометчиво воюют с властью, исповедующей атеизм.
![](http://www.ljplus.ru/img4/s/t/standee/_04.jpg)
Во-вторых, всю мифологию Прошкин настырно вносит в быт: птички-камикадзе с грохотом влетают в оконные рамы, блаженная девица вселяет в персонажей неподдельный ужас, а где-то за кадром слышится постоянное «у-ве-ро-вай!». Кстати, Арабов на пресс-конференции весьма убедительно делился своим конкретным видением истории: для него такое чудо – призыв к покаянию. И, в общем-то, совсем просто представить в какой литературной форме был изначально представлен сценарий: краснощёкая девица как символ замороженной и окоченевшей страны-матушки, язвительные интонации, сардонический хохот, культурный смысл – в принципе всё то, за что ненавидели «Юрьев День» Кирилла Серебренникова. Впрочем, даже у Прошкина не без чудес: на показе у одной журналистки случился эпилептический припадок, её наш любимый критик Катя Тарханова пыталась удержать на месте. Вот она великая сила искусства!
«Петя по дороге в царствие небесное». Режиссёр: Николай Досталь
Одноименная повесть Михаила Куравина была опубликована в журнале «Знамя», несколько раз переиздавалась и впоследствии была переведена и издана во Франции, Испании, США, Италии. Итак, на дворе начало 1953 года, заполярный посёлок Кандалакша. В центре сюжета блаженный дебил Петя, который вдруг вообразил, что он автоинспектор. Конечно, можно здесь же порассуждать на тему, сколько в действительности юродивых полудурков воображают себя автоинспекторами и милиционерами, но фильм несколько о другом. Хороший режиссёр Николай Досталь обращается к теме власти: Петя лишь звено в длинной цепи, будет здесь и «явление» народу кандидата в депутаты артиста Черкасова, и начальники исправительных лагерей. Все они играют распределенные роли, нежели являются кем-то значимым на самом деле.
![](http://www.ljplus.ru/img4/s/t/standee/_03.jpg)
Режиссёр видит в подобных играх заведомые пороки, над которыми как-то печально хохмит, пытаясь призвать к этому и зрителя. Название, являющееся самым вопиющим спойлером в истории кино, всё же разъясню, ибо многие умудрились рассмотреть в нём богоискательный тренд. Нет, царствие небесное раскрывается перед Петей не потому, что он блаженный. Просто любая власть имеет под собой самоубийственные качества: «умные» поборники справедливости и порядка неосознанно уничтожают в себе душу, наивные же идеалисты, им подыгрывающие, предсказуемо становятся чистыми и невинными жертвами. К несчастью, трагедия лежит еще глубже: в страшные годы сталинского тоталитаризма подыгрывать власти был обязан каждый, и Петя – это такой абсурдистский образ среднестатистического советского человека. Хорошее кино, нужное и своевременное.