Voyager | «Ночные небеса»: нереализованный проект Стивена Спилберга породивший «Инопланетянина»

17.05.2016 09:57

Главным кинособытием 1977 года безусловно стали «Звездные войны». Фильм произвел невероятный фурор среди зрителей, и навсегда разделил кинематограф на "до" и "после". Но тот год оказался удачным и для лучшего друга Джорджа ЛукасаСтивена Спилберга. Конечно, «Близкие контакты третьей степени» не произвели кинореволюции, но фильм был весьма успешен, собрав в мировом прокате свыше 300 миллионов долларов при бюджете в 20 миллионов. Успех картины укрепил репутацию Спилберга как самого зрелищного голливудского режиссера и, по сути, спас погрязшую в долгах и балансировавшую на грани банкротства студию Columbia.



Неудивительно, что студия захотела заработать легких денег и запустить в производство сиквел. Спилберг оказался в сложном положении. С одной стороны, он не планировал никаких продолжений. С другой, он уже попадал в похожую ситуацию. Ранее режиссер наотрез отказался принимать хоть какое-то участие в сиквеле «Челюстей» и впоследствии сильно пожалел о таком решении. Фильм то все равно сняли, вот только из-за своего решения у Спилберга уже не было никаких возможностей повлиять на него. А режиссер все же чувствовал ответственность за судьбу созданной им франшизы и хотел, чтобы сиквел по возможности держал марку оригинала.

Так что Спилберг принял решение. Снимать он ничего не будет, но примет участие в проекте в качестве продюсера, что позволит ему сохранить творческий контроль и обеспечить нужное качество фильму. Думаю, что можно не говорить о том, что студия была очень рада такому решению и предоставила Спилбергу полную свободу действий.

Вскоре Спилберг воспользовался этим. Он решил, что вместо прямого сиквела или приквела нужно сделать совершенно другой по духу фильм, который бы исследовал тему страха перед маленькими зелеными человечками. Внимание режиссера привлек произошедший в 1955 году т.н. «случай в Келли — Хопкинсвилле». Семейство Саттон утверждало, что их ферма подверглась нападение небольших гуманоидов с большими головами, огромными желтыми светящимися глазами и большими плоскими ушами. По словам Саттонов, они отстреливались от этих неизвестных существ до самого утра. Впоследствии полиция не нашла никаких следов гуманоидов: только разбитые стекла, следы от пуль на стенах и стреляные гильзы.

Семейство Саттон наотрез отказалось от предложения Спилберга экранизировать их историю. Но конечно же, для Голливуда это не помеха. Спилберг изменил детали и имена, чтобы на него нельзя было подать в суд, и написал небольшой тритмент под названием Watch The Skies. В нем 11 не самых приятных инопланетных ученых высаживались на Землю, пытаясь выяснить, какие из обитающих на ней живых существ разумны. Они начинали с препарации домашних животных, а затем переключали свое внимание на семью фермеров.

Эта и следующие фотографии — дизайны инопланетян созданные для проекта Риком Бейкером



Вскоре Спилберг нанял молодого сценариста Джона Сейлза, в послужном списке которого числились «Пираньи», чтобы он превратил тритмент в полновесный скрипт. Он выполнил поставленную задачу и написал 99-страничный сценарий, озаглавленный «Ночные небеса» (Night Skies). От первоначального названия пришлось отказаться, когда выяснилось что оно уже кем-то занято.

Как и в тритменте, в центре истории находилось проживающее на ферме семейство. Семья состояла из набожной матери, отца-полицейского, бабушки, девочки-тинейджера и двух ее братьев — один из них был самым обычным подростком, а другой страдал аутизмом. Рядом с фермой начинает твориться всякая чертовщина. Местные находят трупы препарированных домашних животных. У них непонятным образом удалены различные органы и в их телах не осталось ни капли крови. Конечно же, происходящее сильно беспокоит семью и персонажи начинают выдвигают свои версии о том, кто за этим стоит — коварные коммунисты, коварное правительство и т.д.


Через некоторое время странные события вроде отключения света и непонятных огней в небе начинают происходить и на самой ферме. Ну а затем появляются пришельцы. В этой версии их пятеро, и каждый из них обладает своими способностями, включающими в себя телепатию, гипноз и телекинез. Ну а лидер пришельцев, в сценарии названный Шрамом, умеет калечить и убивать живых существ просто касаясь их своим длинным светящимся пальцем.

Скажу честно, когда я читал про этот проект, он обычно характеризовался как хоррор. И первая половина сценария вроде как настраивает на то, что это действительно будет ужастик с НЛО. Но когда пришельцы начинают терроризировать семью, все становится слишком похожим на черную комедию. Судите сами. В одной из сцен пришелец катается на лошади. В другой бабушка заходит на кухню, видит там поедающего спагетти инопланетянина, приходит в ярость и начинает гонять его метлой. Когда зеленому человечку надоедает терпеть подобное унижение и он решает атаковать бабку, у нее выпадает вставная челюсть. Это очень пугает гостя из космоса и он ретируется. Другой инопланетянин случайно нажимает на спуск воды в туалете, тоже пугается и от греха подальше убегает.

После первой серии хулиганств пришельцы исчезают. На ферму прибывает полиция, убеждается, что все вроде как в порядке и уезжает. Вскоре пришельцы объявляются вновь. В этот раз они забирают мальчика-аутиста чтобы препарировать его. Но за время пребывания на ферме у самого молодого пришельца установилась эмоциональная связь с мальчиком. Потому он решает спасти его и начинает драку с сородичами.

Пока пришельцы дерутся, мальчик убегает на ферму. В ожидании нового визита инопланетян, семейство баррикадируется в доме. Вскоре появляется четверка нехороших пришельцев. Когда им удается проникнуть в дом, все заливает яркий свет. Прилетает НЛО, которым управляет другой вид инопланетян. Новый гость из космоса забирает с собой нехороших пришельцев и извиняется перед землянами за их поведение, обещая, что такое больше не повторится. В финальном кадре мы видим спасшего мальчика пятого пришельца, которого позабыли на Земле.

Я не раз встречал упоминания про этот проект, но как это часто бывает, рассказы о нем оказались куда интереснее самого сценария. Действие достаточно долго запрягает. Изувеченные трупы животных настраивают на серьезный лад, но повторюсь, когда пришельцы наконец объявляются, их проделки больше похожи на какой-то второсортный полтергейст. Они неожиданно выскакивают, появляются в окнах, пугают семью, но в общем-то никак ей не угрожают — да и как я уже сказал, многие из этих сцен скорее похожи комедийные. Единственная опасность в виде попытки препарации мальчика-аутиста возникает лишь в самом финале, да и то длится она лишь страницу. Когда появляется второе НЛО и забирает космических хулиганов, хочется подобно персонажам воскликнуть «Что черт возьми это было?». Ну а про то, что пришельцы прилетели на Землю и расчленяли животных, чтобы понять, есть ли у них разум, это я честно говоря взял из рассказов и интервью про проект — ибо в самом сценарии про это нет ни слова.

Что ж, продолжим рассказ о «Ночных небесах», который как я уже сказал интереснее, чем сам сценарий. Изначально Спилберг планировал отдать режиссуру своему протеже Джо Данте, но потом передумал и сделал предложение Тобу Хуперу. Но того не слишком заинтересовала идея. Параллельно с поисками режиссера, Спилберг начал работу над раскадровками будущей картины. Для помощи он привлек художника и дизайнера Рона Кобба, известного по работе над «Звездными войнами» и «Чужому». Они очень хорошо сработались, по словам Кобба, он одобрял почти все его идеи. И вот, в один прекрасный день Спилберг спросил у Кобба, не хочет ли тот стать режиссером картины. Кобб вначале опешил, а потом сказал, что никогда ничего не снимал и не знает, сумеет ли справиться. Спилберг лаконично ответил: «Просто найми себе агента».

Таким образом, в начале 1980-х казалось, что «Ночные небеса» вот-вот будут запущены в производство. У проекта был режиссер, студийная поддержка, Спилберг даже купил место в грузовом отсеке шаттла для специальной камеры, чтобы снять из космоса Землю и Луну и включить эти кадры в фильм. Созданием облика пришельцев занимался знаменитый Рик Бейкер. Он разработал дизайны всех инопланен, а также построил аниматронную фигуру Шрама, которая очень впечатлила Спилберга. Впрочем, думаю вы сами можете оценить качество его работы по представленным выше фото.

Но со временем Спилберг стал терять интерес ко всей идее. Съемки «В поисках утерянного ковчега» очень выматывали режиссера и ему хотелось, чтобы следующий проект был чем-то более спокойным и медиативным. На съемочной площадке в Тунисе Спилберг как-то разговорился с тогдашней подружкой и будущей женой Харрисона ФордаМелиссой Мэтисон. Он начал зачитывать ей отрывки из сценария «Ночных небес» и она сказала, что наиболее интересная и трогательная часть скрипта, это линия отношений доброго пришельца и маленького мальчика.

От себя добавлю, что Спилбергу очень повезло, что Мэттисон оказалась такой впечатлительной — лично меня эта линия ввиду ее скоротечности совсем не тронула.



Это зацепило Спилберга. Хорошенько все обдумав, он решил что финальная сцена «Ночных небес» с оставшимся на Земле добрым пришельцем станет отправной точкой для его нового, куда более личного проекта, которым он хотел выразить свои детские переживания о разводе родителей. Спилберг предложил Мелиссе Мэтисон написать сценарий для такого фильма. Она согласилась и уже через восемь недель подготовила черновую версию скрипта, легшего в основу «Инопланетянина».


Когда съемки «В поисках утраченного ковчега» были завершены, Спилберг огорошил студию своим решением прикрыть «Ночные небеса». Представители Columbia были не в восторге от новой идеи режиссера и охарактеризовали концепцию «Инопланетянина» как «сопливый диснеевский фильм». Потративший массу усилий и полмиллиона долларов на ставшие ненужными дизайны пришельцев Рик Бейкер серьезно поругался со Спилбергом и в итоге покинул проект. Могу ошибаться, но по моему, он больше не работал с ним ни над одним фильмом.

В итоге, Columbia и Спилберг так и не достигли компромисса по поводу картины. Режиссер хотел семейный фильм, а студия проект, который можно было бы связать с «Близкими контактами». В конце концов, Спилберг договорился с Universal. Студия согласилась выкупить проект у Columbia. Цена вопроса составила миллион долларов и 5% от кассовых сборов будущего фильма. По утверждениям одного из студийных чиновников, этих 5% хватило, чтобы «Инопланетянин» стал самым прибыльным проектом Columbia 1982 года.

Так что «Ночные небеса» хоть и не были реализованы, но навеки вписали себя в историю кино. Без них мы бы никогда не услышали бессмертного E.T. Phone Home. Помимо «Инопланетянина», некоторые сюжетные наработки проекта были использованы в «Полтергейсте» и «Гремлинах». Кстати, в последнем можно было увидеть афишу кинотеатра, на которой красовалось название Watch The Skies.

Интересно, что тема коварных пришельцев так и не оставила Спилберга. Я уже рассказывал про его весьма сомнительный тритмент для сиквела «Инопланетянина», который явно был вдохновлен «Ночными небесами». Ну а если вспомнить, какими получилась «Война миров» и «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», то можно прийти к однозначному выводу: злые пришельцы однозначно противопоказаны Спилбергу.

Ну а в завершение истории я пожалуй вернусь к Рону Коббу. Отмена «Ночных небес» очень расстроила его. В интервью, которое он дал в 1988 году, Кобб описал «Инопланетянина» как «сентиментальную, потакающую желаниям, жалкую историю из серии про пропавших щенят». Конечно, его чувства можно понять. Но это если не знать всей подноготной. Дело в том, что в один прекрасный день жена Кобба внимательно перечитала его режиссерский контракт на «Ночные небеса». Выяснилось, что в случае отказа от его услуг Коббу причиталась не только неустойка в размере 7500 долларов, но и 1% от прибыли картины. А «Инопланетянин», на минуточку, собрал в прокате свыше 700 миллионов при 10-миллионном бюджете. Так что Кобб получил очень и очень приличную сумму за то, что ничего не снял. Так что просто внимательно читайте договор, и тогда вы не только сможете разбогатеть, но еще и покритиковать фильм, который сделал вас миллионером.

Упомянутые персоны: Стивен Спилберг
6766

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×