Анатолий Ющенко | «Призрак»
Начитался гневных отзывов (в том числе и ваших), поэтому смотрел кино со скепсисом и опасением. В результате, так и не понял, чего все ныли.
Я даже книжку потом полистал, причем вот она мне показалась отчаянно устаревшей — тогдашнее решение Тони Блэра (а Адам Лэнг, безусловно, списан с него) о поддержке США при вторжении в Ирак было действительно скользким, но сегодня оно не вызывает никакого интереса, только тоску. У Полянского же с формой дела обстоят настолько замечательно, что происходящее в «Призраке» естественным образом характеризуется благопристойным словом «старомодно». Радует, что в картине нет ни популистского драйва, ни шокирующих признаний, ни сатирических ухмылок, нет никакой тяжеловесной ерунды, свойственной нынешним политическим триллерам. Конечно, главный герой, к которому здесь ни разу не обращаются по имени, на живого человека похож едва ли. Для состоятельного литератора он слишком самоуверен (кажется, в фильме нет ни одного эпизода, где персонаж Макгрегора испытывает муки творчества), а для журналиста — слишком глуп (сложно себе представить, что адекватный человек способен добровольно ввязаться в расследование загадочного самоубийства, совершенного его же предшественником). Тем не менее, Призрак здесь — вполне себе киногеничный образ из жанровой классики 70-х; такой безмозглый, но очень красивый идеалист, не касавшийся политики ровно до тех пор, пока она не коснулась его.
И да, здесь много жанровых условностей, временами подталкивающих кино в сторону самопародии: ну там все эти государственные секреты, которые можно раскрыть посредством Гугла, да и само преступление расследуется почему-то не главным героем, а бортовым компьютером автомобиля BMW. Но всё это меркнет, поскольку картина от начала и до конца представляет собой искрометную игру в жанр, каким он был тридцать-сорок лет назад. Опять-таки не оммаж и не стилизацию под Альфреда Хичкока, которому он довольно часто поначалу подмигивает, не экранизацию кулуарного романа от колумниста, пребывавшего когда-то в пуле самых близких к Тони Блэру журналистов, даже не гражданскую позицию самого Полянского, а именно игру в классический триллер. Ценность этой игры в том, что после фильма хочется говорить не о политике, а об искусстве. То есть понятно, что для подавляющего большинства те печальные события, которые навалились на режиссера прошедшей осенью — весомый повод, чтобы вскинуть ручки, нахмурить бровки и решительно броситься на поиски двойного дна, подавленных авторских обид и прочих сакральных смыслов. В «Призраке» вся эта шелуха нивелируется главной особенностью режиссуры Романа Полянского — практически все его фильмы словно ходьба на цыпочках, такой медленный и удивительно завораживающий подъем на пуантах, на который смотреть подчас скучновато, но и отвести глаза решительно невозможно.