Анатолий Ющенко | ММКФ: день шестой.
Еще раз всем спасибо за поздравления. Однако продолжаем с ММКФ. У меня новостей не так уж и много. Посмотрел два конкурсных фильма (надо бы написать еще о некой "Похороненной стране", но я её пропустил), несколько документальных и мультипликационного "Гадкого Я", который оказался совсем-совсем хорошим, о чем вскоре напишу рецензию. С сугубо фестивальным контентом пока что складываются не очень хорошие отношения: вот вроде бы ходим с Максимом в один и тот же кинотеатр, но ему почему-то достаются без пяти минут шедевры, а мне — самая беспросветная клоака.
"Фильм-просвещение". Режиссер: Пак Тон Хун ("Основной конкурс").
Так повелось, что успех картины, которая идет в раннее утро воскресенья, зависит исключительно от количества выпитых чашечек кофе. На нынешнем фестивале со стимулирующими мозговую активность напитками дела обстоят чуть лучше, нежели с кино. Перед корейской картиной улыбчивые девушки в баре весьма понимающе смотрели на представителей прессы, которые вдоволь накачавшись энергетиками, залетали в зал. А там, разумеется, адский ад: сначала где-то минут двадцать демонстрируют не слишком увлекательную беседу двух молодых людей. Камера стремится быть статичной, поэтому за данное время можно разглядеть от силы три ракурса: лицо мужчины, лицо женщины, общий план со столиком. Разговор ведется эмоциональный и скороговорочный, в жанре: "о всем и ни о чем одновременно". Русские субтитры за речью актеров не поспевают, что моментально дает картине дополнительную концептуальную глубину. Вскоре на экране всплывают еще два информационных потока: многобуквенный текст с английскими субтитрами — снизу, неизвестные иероглифы — справа. Глаза разбегаются, кто-то рядом недовольно выкрикивает: "Спасибо за чудный радиоспектакль, я просветился, но больше не могу!".
Через секунду звучит мощный рев сирены, и зрителя практически бунюэлевским монтажом отсылают в следующий хронологический отрезок, в котором один из болтунов — уже старик, причем старик, молча умирающий на больничной койке. Над ним склоняется печальная раскосая девица, и в данный момент понимаешь, что "Фильм-просвещение" — это нечто тяжкое, но традиционно монументальное; про судьбу трех поколений одной семьи, охватывающей целое столетие. Я решил поспешно выйти из зала, когда условная реальность фильма начала смешиваться со снами горемычного дедушки. А снились ему крестьянские дети с острозаточенными серпами в руках. Под мелодичные азиатские напевы маленькие изверги эффектно распарывали старику брюхо — и это, наверное, какая-нибудь хитроумная метафора, но больше просвещаться по утрам я не буду.
"Как рай земной". Режиссер: Ирена Павлазкова ("Основной конкурс").
В предыдущем посте Максим очень уместно цитирует Кирилла Разлогова, упоминавшего ранее про актуальную ныне тему: расставание со своим прошлым. Действие "Как рая земного" начинается накануне оккупации Чехословакии советскими войсками в 1968 году и описывает события, приведшие к изданию знаменитого документа, получившего название «Хартия 77». В центре событий легкомысленная актриса Марта, её многочисленные ухажеры-диссиденты и парочка политически активных дочерей. Вообще в подобном кино страну традиционно символизирует главная героиня. Здесь она, как и положено, всех по-своему любит, но объектов этой любви время от времени сажают за решетку. О самой картине трудно что-то сказать: сентиментальная мелодрама, каких сотни; временами действительно смешная, но по форме — совсем уж типичное телевизионное кино, за которое дива чешского кинематографа Вилма Цибулкова едва ли получит главный актерский приз. Разве только за смелость и органичность: раздевается в кадре она чрезвычайно часто, при этом вульгарной не выглядит ни разу.