Анатолий Ющенко | ММКФ: день 4
«Дверь», Венгрия, реж. Ивштан Сабо. По пресс-центру ходит молва, что после показа нового фильма Ивштана Сабо приехавшие на Московский кинофестиваль иностранные актрисы дружно присели на свои чемоданы и горько расплакались. Что ж, очень может быть. Без преувеличения великая Хелен Миррен, заслуженно взявшая в прошлом году специальный приз ММКФ «за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам Станиславского», не без блеска сыграла в «Двери» Эмеренс, эксцентричную экономку с мутным прошлым и несносным характером. Аристократично держа осанку даже при подметании полов, гордая героиня умудряется непредумышленно — зато 24 часа в сутки — морально прессовать интеллигентных хозяев дома. Писательница Магда (славная немецкая актриса Мартина Гедек), нанявшая своенравную прислугу, в ответ послушно гнется, но не ломается. Непростые отношения между начальницей и подчиненной в итоге перетекают в крепкую дружбу, в честь которой скрытная Эмеренс слегка приоткрывает Магде дверь, что много лет назад была наглухо для всех заперта. В этом отчаянно старомодном, прекрасно сыгранном, по-хорошему театральном и временами очень смешном фильме венгерский киноклассик размышляет об интимном вопросе доверия. Или, если выражаться точнее, о праве держать свою жизнь за семью засовами — вряд ли стоит удивляться тому, что в кульминационный момент символическая дверь домика Эмеренс распахнется настежь, и это приведет героев картины к весьма печальным обстоятельствам…
«Орда», Россия. реж. Андрей Прошкин. На пресс-конференции, приуроченной к кинокартине «Орда», гвоздем программы выступила неизвестная пожилая журналистка, решившая в какой-то момент эффектно заговорить коллег своим сиплым речитативом. Смысл ее пламенной речи заключался в том, что идеологически картина Прошкина младшего — кино столь же «богомерзкое и антирусское», что и позапрошлогоднее «Чудо» Прошкина старшего. Слегка обескураженная съемочная группа с такой оценкой, разумеется, не согласилась. Сценарист Арабов тотчас же завел свою традиционную шарманку о теме жертвенности, что проходит сквозь все его творчество. Режиссер Прошкин, в свою очередь, разразился красивым монологом о современности своей работы, пришедшейся как раз на тот момент, когда Россию-матушку разрывают со всех сторон. Красивый же актер Суханов выразительно молчал и смотрел в аудиторию таким проницательным взглядом, отчего возникало стойкое ощущение того, что перед тобой сидит человек, явно постигший во время съемок какие-то тайны бытия. В этом нарядном госзаказе на очередное высокодуховное кино артист сыграл митрополита Алексия. В столицу Золотой Орды потенциальный чудотворец отправлен властями московскими, чтобы вылечить ослепшую ханшу Тайдулу. Ни молитвы, ни крест животворящий ханше не помогают — попытка вымолить чудо оборачивается небесным молчанием, вследствие которого кровожадный хан со своей свитой решают святого владыку Алексия извести. Судя по всему, Арабов подобным сюжетным ходом хочет сказать, что у православного Бога не стоит ничего выпрашивать. Мол, не на рынке: будешь искренне верить, он сам тебе поможет. Что в создании фильма Прошкину помогло больше — вера или «Газпром» в спонсорах — вопрос по-прежнему открытый.