Александр Голубчиков | III фестиваль Bridge of Arts. Обзор конкурса
В Ростове-на Дону прошел III международный фестиваль мотивационного кино и спорта «Bridge of Arts», организованный Олегом Тактаровым. Для регионального фестиваля, которые делает свои первые шаги, программа форума была довольно насыщенной — тут и конкурсный показ фильмов о людях, которые в разных обстоятельствах преодолевали себя, и внеконкурсный показ хитов международных фестивалей, и два пятичасовых ночных марафона короткометражных картин, а также премьера ленты «Загнанный» (War of clones) с участием Олега Тактарова, приуроченная к юбилею основателя фестиваля, а также деловой форум и мастер-классы… Иной российский фестиваль с историей мог бы позавидовать такому разнообразию. Жаловаться на скуку было бы странно.
Но, как и любой фестиваль в первые годы существования, «Bridge of arts» очень хочет быть лучше, чем может. Программа кинофильмов, собранная с миру по нитке, разнообразна настолько, что сравнивать фильмы, участвующие в программе, — это как выбирать между сладким и мокрым. К тому же в программу попали и немецкая комедия «Не смотря ни на что», уже выходившая в отечественный прокат, и французская комедия «Мистер Штайн идет в онлайн», которая в день своего показа на фестивале, вышла на экраны всей страны.
Не до конца устроители фестиваля еще понимают и правила показа на международных смотрах, где фильмы всегда транслируются на языке оригинала и никакой закадровый перевод или дубляж не должен разрушать созданной режиссером атмосферы. Для перевода же на язык публики и жюри существуют субтитры или синхронный перевод в наушниках. Увы, на «Bridge of arts» даже ленту Кирилла Плетнева «Жги!» показывали с закадровым переводом на английский, что, несомненно, мешало восприятию ленты отечественным зрителем, и навряд ли делало ее более понятной тем, кто фильмы должен был оценивать.
Впрочем, это все болезни роста, неизбежные для молодого киносмотра. К тому же любой международный фестиваль — это возможность посмотреть кино, которое чаще всего не доходит до российского зрителя, не только кинотеатрального, но и телевизионного, и не закупается для онлайн-кинотеатров.
Не менее важно, что фестиваль состоялся, несмотря на случившийся за несколько дней до его открытия масштабный пожар в Ростове-на-Дону, и неустанную подготовку города к проведению игр Чемпионата мира по футболу, из-за которой своими перекопанными улицами и перекладываемой по всем центральным улицам плиткой донская столица стала так напоминать Москву.
Мистер Штайн идет в онлайн / Un profil pour deux (Франция)
Режиссер: Стефан Робели
Французы не стесняются модернизировать свою классику. История Сирано де Бержерака, перенесенная в наши дни, в представлении авторов картины «Профиль на двоих» (в русской версии — «Мистер Штайн идет в онлайн»), могла бы выглядеть, как попытка 75-летнего вдовца познакомиться через интернет с девушкой, которая годится ему в внучки, а за себя на свидании выдать своего преподавателя компьютерной грамотности. Престарелый Пьер (Ришар) пишет на сайте знакомств пылкие речи, но при встрече не знает, как признаться в подлоге, ведь девушку он полюбил пылкою любовью юнца. Коллизия, описанная Эдмоном Ростаном, и сегодня разрешается просто — красавица выбирает не того, кто умнее, а того, что моложе. Но французская комедия не была бы таковой, если бы не оставляла надежду на счастье даже герою преклонных лет.
Ледяная мать / Baba z ledu (Чехия, Словакия, Франция)
Режиссер: Богдан Слама
Чешско-словацкий фильм «Ледяная мать» продолжает тему фестиваля о жизни в преклонном возрасте. Героиня Зузаны Кронеровой Хана после смерти мужа живет в доме, который давно требует ремонта, но сохраняет его таким, как он был при покойном муже, не меняя обстановку и не желая перемен. Она продолжает чтить семейные традиции, собирает по выходным сыновей с их семьями на совместный ужин, дает деньги в долг одному из сыновей на покупку старинных книг, в общем, живет, как большинство бабушек в бывших странах советского блока, у которых есть средства на подобный образ жизни. И подставляет плечо и руку всем, кто в этом нуждается. Но все меняется, когда Хана спасает тонущего в ледяной воде «моржа» — она влюбляется в странного мужчину, что выращивает кур в отсеке автобуса, в котором он и живет, приобщается к обществу любителей заплывов в холодной воде. А встретив непонимание со стороны сыновей, которые приревновали мать к новым увлечениям, она наконец решается высказать им все, что накипело за прошедшие годы.
Простая история сильной женщины, чье стремление к независимости было встречено холодно ее окружением, а новый потенциальный муж в самый неподходящий момент проявил себя мужчиной благородным, но вовсе не в отношении Ханы, может вызывать ассоциации с Чехией и Словакией, которые, «овдовев» после распада СССР, долгое время пытались стать нужными Европе, но оказались на ее задворках — не в самом выгодном положении, хотя и не худшем. Впрочем, если рассматривать эту ироничную картину просто, без скрытых смыслов, как историю одной семьи, она ничего не потеряет. Но вывод из представленных двух картин можно сделать однозначный — пока в российских картинах вроде «Карп отмороженный», пенсионеры готовятся достойно встретить смерть и закупают похоронные принадлежности, в Европе старики продолжают радоваться жизни до последнего.
Жуан или Маэстро / Juao — O Maestro (Бразилия)
Режиссер: Мауро Лима
Мауро Лима, рассказывая о нелегкой жизни пианиста-виртуроза Жуана (Жоао) Карлоса Мартинса, решил не лишать себя удовольствия посмаковать подробности. Судьба Мартинса складывалась непросто — еще в детстве он у подающего надежды музыканта был ряд хронических болезней, которые сделали его отшельником. Оторванность от мира вкупе с увлеченностью музыкой не прошла даром — болезни прошли, а молодой музыкант играл с листа самые сложные произведения. Почувствовав открывающиеся возможности, он начал познавать все радости жизни с посещений борделей, где проводил целые дни, упиваясь вниманием женского пола. Но неосторожная игра в футбол в самом начале его гастрольной карьеры чуть было не поставила крест на его будущем. Через боль, кровавые мозоли, сложные операции, Мартинс не оставлял своего призвания — потеряв возможность играть одной рукой, он продолжал играть концерты для одной руки, а когда и этой возможности не стало — освоил профессию дирижера.
Лима уже не первый свой фильм посвящает биографиям музыкантов — его лента «Меня зовут не Джонни» о музыкальном продюсере Жоао Гильерме Эстрелле, который в короткий срок стал главным поставщиком наркотиков для элиты Рио-де-Жанейро, завоевала массу наград на родине и за рубежом. Не осталась без наград его картина о другом музыканте по имени Тим Майа, в чьей судьбе свою роль также сыграли наркотики. В «Жуане или Маэстро» наркотик появляется, но совсем ненадолго, ведь для героя его роль выполняет музыка. К ней приходится идти через боль и страдание, через невозможность играть тогда и где хочется, когда соседи жалуются на игру на «немом» фортепьяно, когда жены не выдерживают маниакальной увлеченности музыканта своей профессией…
В «Жуане и Маэстро» эпохи и города сменяют друг друга, что требовало скрупулезной работы художника-постановщика, для воплощения образа главного героя потребовалось четыре актера (не считая появления в кадре самого маэстро), музыкальные произведения звучат в исполнении самого Мартинса, потому что повторить подобную виртуозную игру удавалось немногим — все было сделано для того, чтобы зритель в полной мере мог почувствовать течение времени, в котором жил и творил его герой. Если и предъявлять Мауро Лиме претензии, то исключительно за натурализм некоторых сцен, но без них невозможно было бы прочувствовать невыносимую боль, которую испытывал Жоао Карлос Мартинс. Эта история об искусстве, которое потребовало больших жертв, но они, по счастью, не были напрасными.
Жёлтый / Yellow (Иран)
Режиссер: Мустафа Тагизаде
Группа молодых ученых из Ирана готовится к эмиграции в Европу, где они планировали продолжить разработки на новом техническом уровне, невозможность у себя на родине. Но за несколько дней до отъезда одна за другой случаются две трагедии, которые переворачивают все — на темной дороге машина одного из них сбивает ребенка, а на следующий день водитель впадает в кому, и теперь ему требуется пересадка печени. Героям предстоит сделать нелегкий выбор — оставить друга и продолжить дело всей жизни, или отдать все деньги и имущество, чтобы выкупить необходимый для трансплантации орган. Вся история показана, как история жены
В этом сюжетном коктейле есть место и предательству, и обману, и ревности. Поиски средств на операцию приводят героев в самые разные места, демонстрируя быт городских жителей современного Ирана самого разного достатка от работников автомастерских до владельцев наркопритонов. Подобный аттракцион в этом году в конкурсе Берлинале демонстрировала лента «Фелисите» из Конго, в которой мать искала деньги на операцию для своего сына, в буквальном смысле, стучась в каждый дом Киншасы. И если в смысле экзотики, наверное, иранцы проигрывают конголезцам, то по части напряженности и сюжетных поворотов, пожалуй, оставляют ленту из берлинского конкурса позади. Одно осталось после просмотра картины непонятным — его название, но жюри шанхайского кинофестиваля, где лента получила гран-при, это, похоже, не смутило.
Белые ночи (Россия)
Режиссер: Татьяна Воронецкая, Андрей Богатырев
Творческий тандем Татьяны Воронецкой и ее сына Андрея Богатырева на этот раз, похоже, дал сбой. Попытка переложить на современный лад повесть Достоевского «Белые ночи», выполненная, как говорят авторы, в стиле современного импрессионизма, на деле оказывается бесцельным брожением с камерой по улицам и крышам Санкт-Петербурга под песни группы «Сплин», с аттракционами вроде посещения квартиры «митька» Виктора Тихомирова и встречи крейсера Аврора из Кронштадта. Авторам, кажется, нечего сказать и пустоту на экране они заполняют музыкой. Не сказать, чтобы предыдущие игровые работы Воронецкой вызывали восхищение, но «Белые ночи» на их фоне выглядят бесконечной сказкой о потерянном времени.
Преступник никогда не уходят на пенсию / Il crimine non va in pensione (Италия)
Режиссер: Фабио Фулко
Еще один фильм конкурса о жизни пожилых героев, на этот раз — это обитатели дома престарелых, которые решают ограбить национальную лотерею во время игры в бинго. Идея столь же безумная, как и реализация, ведь у кого-то в самом расцвете старческая деменция, другая жить не может без глоточка алкоголя, который, в свою очередь отправляет любительницу спиртного в царство грез. Вся шайка стариков-разбойников идут на отчаянный шаг с тем, чтобы помочь своей подруге, потерявшей все из любви к азартным играм.
Фильм отчасти напоминает итальянский эпизод советского мультфильма «Ограбление по…», в котором все знали, что Марио Бридизи идет грабить банк, но только со старыми клячами в главных ролях. Начинается кино в бодром темпе и изо всех сил хочет походить на «Одиннадцать друзей Оушена», но быстро его теряет. Очевидно, что актер Фабио Фулко, решив взяться за режиссуру, не нашел подхода к своим престарелым героям — звездам итальянского кино. Это, отчасти, объясняет, почему российские режиссеры с такой неохотой решаются на съемки в своих картинах ветеранов кинематографа — они быстро устают, забывают текст и уже не демонстрируют былой прыти, по вполне естественным причинам. В этом смысле остается только позавидовать американцам уровня Роберта де Ниро и Аль Пачино, которые в свои преклонные годы продолжают сниматься и работают в кино наравне со своими молодыми партнерами.
Мы / Nosotros (Испания)
Режиссер: Филипе Вара де Рей
Молодое испанское кино, представленное на фестивале лентой «Мы», буквально кричит с экрана о необходимости перемен. Действие разворачивается в 2015 году, когда страна, находящаяся в глубоком экономическом и политическом кризисе, когда молодежь не может найти себе работу, необходимую для обеспечения семьи и поддержания своих родителей, выбирала своего президента. При этом старики не готовы голосовать, потому что не видят перспектив в новой власти и не чувствуют, что могут что-то решать, да и молодые люди не всегда готовы сделать выбор в пользу нового, соглашаясь на компромиссы. Но компромисс с действующей властью для героев оборачивается крахом надежд и лишь только на готовность все изменить или измениться самому судьба откликается благосклонно.
Мысль, заложенная в картине, несомненно, важна не только для испанцев, а по сути отражает потребность молодого поколения любой страны в переменах. Но история пяти друзей рассказана настолько невнятно и тускло, а их погружение в собственных проблемах слабо кореллируется с предстоящими выборами, что объяснить выбор каждого из героев, возможно только досконально представляя себе карту политической борьбы.
Однажды не стало электричества / Survival family (Япония)
Режиссер: Синобу Ягути
Что будет, если однажды в Японии отключится все электричество. То есть совсем все, включая батареи автомобилей и мобильных телефонов. Выживет ли страна, находящаяся настоль высоком уровне урбанизации? Японский фильм-катастрофа от Синобу Ягути представляет подобный апокалипсис, как комедию. Хотя, что может быть смешного в необходимости каждый день пешком подниматься на 9 этаж без лифта, стирать белье руками, разделывать рыбу, находить природные источники воды? И как без электричества пересечь всю страну, чтобы добраться до дедушки-рыбака, чей промысел точно не позволит умереть с голоду?
«Семья выживших» — это реальная инструкция по выживанию, просматривая которую только и остается, что удивляться неготовности многих городских жителей существовать без благ цивилизации, когда тебе угрожают не мифические зомби или инопланетяне, а банальное чувство голода. И стоит только порадоваться, что в России так велик процент населения, который еще не забыл, что значит копать огороды, выращивать картошку и вялить рыбу — если отключат электричество, мы как-нибудь проживем. И не такое переживали.
О фильме «Жги!», который также участвовал в конкурсе, можно прочитать в обзоре фестиваля Кинотавр